Статья по математике на тему Развитие устного счета на уроках математики






Статья
учителя математики высшей категории
О.Ш. №37
на тему «Развитие устного счета на уроках математики»
Банниковой Татьяны Анатольевны












г. Симферополь

Решение устных задач на уроке математики развивает память учащихся, быстроту их реакции, воспитывает умение сосредоточиться. Навыки устных вычислений являются важным элементом общего и математического развития. Учебник 6 класса составлен так, что после рассмотрения теоретического материала идет раздел «Устно», поэтому на уроке и в качестве домашнего задания дети обязательно получают задания устно, причем ответы на эти вопросы проверяются учителем на последующих уроках в форме математического диктанта, при этом вопросы могут быть переформулированы, что дает возможность проверить, насколько серьезно относятся дети к заданиям в устной форме. Практически каждый урок в 6 классе начинается с устного счета. Мы с детьми называем эти тренировки «Гимнастикой для ума». Устный счет проводится в различных формах. Ребята любят по очереди или в разброс подходить к доске и давать ответы на данные задания, причем наиболее увлекает их, когда используется форма соревнований. Подбор вопросов для устного счета должен содержать задания различного уровня сложности. Например, на уроке по теме «Сокращение дробей» есть смысл сначала дать задание следующего вида: сократить дроби 6/10; 30/40; 66/77, т.к. эти задания проверяют умения учащихся применять признаки делимости, а также деление чисел, заканчивающимся нулем. Затем целесообразно дать задания на сокращение выражений следующего вида: (6*25)/(35*8); (2*9*12)/(6*8*3), и в конце устного счета дать задания сократить выражения следующего вида: (9*5+9*3)/(2*81). При выполнении данного задания учащиеся чаще всего говорят, что его нельзя выполнить устно, поэтому необходимо применить метод мозгового штурма и обсудить, что ученики видят особенного в этом задании (вынести 9 за скобку, вследствие чего пример принимает вид 9*(5+3)/(2*81)=4/9).
Принципы подбора устных заданий на уроках математики, прежде всего, должны отвечать принципам целесообразности подбора этих заданий. Конечно же, не все запрограммировано в плане урока, с которым учитель вошел в класс. Все творческие находки ребят определяются логикой построения их работы, атмосферой на уроке. Важно продумать, какие задачи будут решаться на данном уроке. Устный счет тогда приносит эффект, когда требует активного размышления поиска рациональных решений. Задания должны быть подобраны так, чтобы стимулировать желание ребят их решать. Например, можно совместить опрос ребят по теме с устным счетом, всего лишь записав одно число (такую работы мы с ребятами называем «Заглянуть в окошко»). Так, к числу 12 учитель может задать следующие вопросы: 1) Найти 1/6 от данного числа; 2) Найти 50% от данного числа; 3) Найти треть от числа; 4) Найти четверть от числа; 5) Найти половину от числа; 6) Назвать число, взаимообратное данному; 7) найти число, противоположное данному и т.д. Такой опрос дает возможность проверить, насколько ученик усвоил пройденный материал.
Многие уроки, как правило, начинаются с устной работы, но не всегда эта работа становится действительно началом основной деятельности на данном уроке. Если это изучение нового материала, то целью устной работы является не только восстановление в памяти нужных теоретических понятий, но и направление мысли ребят на познание нового. Например, при рассмотрении темы «Сокращение дробей», целесообразно дать устно следующее задание: 1) Заменить х числом, чтобы было верным равенство 5/6=х/30; 30/х=10/11; 2) Выразить в минутах 1/3 от 2 часов 30 минут; 3) Найти НОД и НОК чисел 3 и 4; 6 и 9; 4) Умножить числитель и знаменатель на 2; на 10; 5) Разделит числитель и знаменатель на 3. После выполнения данных устных заданий необходимо проанализировать с учащимися, какой получен результат, и сделать выводы.
Подбирая устные задания для учащихся, необходимо ориентироваться на способ восприятия и способ решения данных заданий. Например, задача «Найти два таких числа, произведение которых равно 63, а частное деление большего на меньшее также равно 63».
Способ восприятия: На слух. Этот способ восприятия очень сложен, т.к. задача, содержащая более двух предложений, тяжело воспринимается учащимися. Как говорил Штирлиц - «хорошо запоминается первая и последняя фраза», т.е. информация внутри текста теряется.
Способ решения: Устный.
Используемый материал: Умножение и деление на 1.
*0**
Задача: -
2*05
4123
Способ восприятия: Зрительный.
Способ решения: Устный, но с записями.
Используемый материал: Вычитание натуральных чисел, содержащих 0.
Следующий принцип подбора заданий для устного счета – игровой момент. Учащиеся 5 и 6 классов еще маленькие дети, они любят играть. Существует множество разнообразных форм применения игр на уроках математики (а также на других предметах). Например, 1) Выполни примеры и расшифруй закодированное слово (причем слово может быть подобрано как математический термин, так и из других областей знаний, при этом можно проследить межпредметные связи, образовательный момент игры, т.к. иногда ребята могут не знать данного понятия и можно уделить минутку, чтобы его объяснить). Так, можно рассмотреть примеры 1,3*2=2,6; 1/8*2=1/4=0,25; 2% от 200=4; 1/2 от 10=5 и с помощью их ответов закодировать слово «слон» и предоставить информацию, что это одно из самых больших животных на планете и предложить ребятам самим найти сведения об этом животном.
2) Аукцион. 3/8; 5/3; 7/7 – три лота. Задание: перебить «цену» (кто больше знает информации о записанных дробях, тот и побеждает). На этих примерах можно обобщить все знания о дробях.
3) Числовой фейерверк.
4) Кто быстрее добежит до флажка и т.д.
Устный счет всегда сопровождается определенным эмоциональным подъемом ребенка, возбуждением, желанием ответить, даже, если не уверен, поэтому с психологической точки зрения лучше не скупиться на похвалу, а сказать ребятам «Это здорово», «Молодец», «Отличный темп счета».








13PAGE 15


13PAGE 14215




15