Конспект музыкально – валеологического занятия с применением современных образовательных и здоровьесберегающих технологий Приключения Кота Музика в Мышином королевстве


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Весёлые гномики» с. Небуг
Конспект
музыкально – валеологического занятия
с применением современных образовательных
и здоровьесберегающих технологий
"Приключения Кота Музика
в Мышином королевстве"
для детей подготовительной
к школе группы
(Проведение – 12 декабрь 2013г.)
Музыкальный руководитель:
Макеева Татьяна Александровна
Основная ОО: Художественно-эстетическое развитие
Современные образовательные технологии:
развивающие, игровые, личностно-ориентированные, инновационные.
Здоровьесберегающие технологии:
оздоровительный массаж, артикуляционное и динамическое упражнение, профилактическая гимнастика для верхних дыхательных путей, речевая игра – диалог, речевая игра с контрастной динамикой, активное слушание музыки с элементами психологимнастики.
Предшествующая работа:
Разучивание :песенка - распевка "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской),речевая игра-диалог  "Тра-та-та"(модель Т.Тютюнниковой),
песня "Кот Музик"(сл. И. Пономаревой, муз. О. Арсеневской),песня "Смешинки" (Т. Тютюнниковой, "Музыкальная палитра" N 3. 2007)
песня "Улыбка" В.Шаинского,
частушки,
динамические упражнения "По дорожке"(модель В.И.Ковалько, "Азбука физкультминуток"),
артикуляционная гимнастика "Котик Музик" ,танец "Разноцветная игра" (программа "Ритмическая мозаика"),
Слушание:
"Мажор или минор."Оборудование:
аудиозаписи, фортепиано, ноты, костюм кота Музика , 2 костюма гномиков, телефон, ширма, маски . Цель:
Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной  деятельности.
Ход занятия
Музыкальный руководитель (М.Р.):
Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко (хотя и льет дождь, падает пушистый снежок и т.п.)! Так и хочется пожелать всем-всем: "Доброе утро!"
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)1.
Доброе утро!                        разводят руки в стороны и слегка              
Улыбнись скорее!                 кланяются друг другу
И сегодня весь день              "пружинка"
Будет веселее.    поднимают ручки вверх
2.
Мы  погладим лобик,          выполняют движения по тексту
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми,           наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки!             плечу поочередно
3.
Разотрем ладошки                движения по тексту
Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее!
4.
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем. Улыбнемся снова,                 Будьте все здоровы!             разводят руки в стороны
М.Р.:  Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку.(открывает ноты и видит пустые листы с дырками)Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?(ответы детей)
М.Р.:  Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать?(задумывается) Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную.(звонит по телефону)   
Алло! Справочная? Помогите!Нам помощника пришлите!Надо нотки нам найти,Чтоб занятие провести.(голос из телефонной трубки)  
Мы сейчас Кота пришлем.
М.Р:  Вот спасибо! Очень ждем!Про кота игру мы знаемИ сейчас в нее сыграем!
Речевая игра-диалог  "Тра-та-та"(модель Т.Тютюнниковой)Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов, кисточек на ушах. На последнюю строчку дети обнимаются и поворачиваются к зрителям, выставив ногу на пятку.
1. Тра-та-та! Тра-та-та!Вышла кошка за кота!
За Кота-Котовича?
За Петра Петровича.
Вместе: 
 Он усатый, полосатый, В ушах кисточки висят. Ну, не Кот, а просто клад! (из-за ширмы появляется Кот Музик)
Кот Музик:
Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят! Мяу! Всем привет, друзья! Как же рад вас видеть я!
М.Р.:  Какой красивый котик! Как тебя зовут? Кот Музик:
Песенку вы про меня слушайте скорее и, конечно, подпевайте "Мяу!" веселее!
Песня с элементами импровизации "Кот Музик"(сл. И. Пономаревой, муз. О. Арсеневской)в припеве Кот Музик указывает на одного из детей, который должен сочинить попевку из трех звуков на слова "Мяу! Мяу! Мяу!"
М.Р.:  Кот Музик, где же нам нотки найти?Кот Музик: Все мыши живут в  Мышином королевстве. А правит там Королева Мышильда - злая и коварная. М.Р.:  Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?Кот Музик: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Супер кот! Вперед, мои друзья!
Динамическое упражнение "По дорожке"(модель В.И.Ковалько, "Азбука физкультминуток")
По дорожке, по дорожке                         подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке.И по этой же дорожке                                       подскоки на левой ногеСкачем мы на левой ножке.Не сутультесь, грудь вперед.                           выравнивание осанкиЗамечательный народ!По тропинке побежим,                                      легкий бег на носочкахДо лужайки добежим.На лужайке, на лужайке                          прыжки на местеМы попрыгаем как зайки.Сладко потянулись,                                  руки вверх, потягиваютсяВсем улыбнулись.
М.Р.:  Ребята, впереди домик и мостик через речку. Кот Музик, это уже Мышиное царство?Кот Музик (принюхивается):  Нет. Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то песенку поет.
(звучит вступление к "Частушкам", из домика выходят Гномик- До Мажор и Гномик - Ре Минор)
Частушки:
Гномик - До Мажор:      
В доме До Мажор живет,Звонко песенки поет.Добрые, мажорные,Веселые, задорные!
Гномик Ре Минор:     
Ре Минор к реке пошелПесню грустную завел.Ох! Река проворная.Ох! Судьба минорная!
М.Р:  Ребята, это же братцы- гномики: Мажор и Минор!Гномик Ре: Как вы сюда попали? Гномик До: Вы что-то потеряли?М.Р.:  Мы ищем Мышиное царство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть.Гномик До:  Ребята, а хотите с нами поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте ее настроение движениями, мимикой, жестами.
Активное слушание  "Мажор или минор?"
(музыка по выбору музыкального руководителя)(под веселую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а под грустную - ходят с опущенными головами, а М.Р. и Гномы их гладят по голове, как бы утешая)
Гномик Ре: 
Дети, очень грустно мне!Что-то хрумкает в спине.В горле все болит, горит.Нос мой булькает, сопит.
Кот Музик:  Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат!
Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (авторская разработка)(выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов)Паровоз привез нас в лес.Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)                  Там полным-полно чудес.(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носаВот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!Вот веселая пчелаДетям меда принесла.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!Осу ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!(укрепление связок гортани, профилактика храпа)На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Гномик Ре:  Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку.Гномик До:  Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать!
Танец "Разноцветная игра" (программа "Ритмическая мозаика")
Гномик До:  Как с вами весело! А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому мы вам дарим  разноцветные смешинки. Смейтесь на здоровье!Гномик Ре: Счастливого пути!
(гномы раздают детям маленькие разноцветные конфетки-драже и уходят)
Кот Музик:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Путь-дорога так легка!Запевайте же  скорей Нашу песню веселей!(дети встают парами, идут по кругу и поют)
Песня "Смешинки" (Т. Тютюнниковой, "Музыкальная палитра" N 3. 2007)
(дети останавливаются возле зеркальных цветов - на картонные или пластиковые цветы наклеены зеркальца в пластмассовой оправе)
М.Р.:  Что за чудо! Я таких цветов никогда не видела! А вы, ребята?Кот Музик:  Это же Поляна зеркальных цветов!М.Р.:  А для чего они?Кот Музик: Чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать!Мы цветы сейчас возьмем и гимнастику начнем!(дети садятся на ковер и выполняют движения по тексту, смотрят в зеркальца за правильным исполнением упражнений)
Артикуляционная гимнастика "Котик Музик" (текст О.Арсеневской, описание движений Е.Косиновой  "Гимнастика для развития речи")
Котик Музик утром встал,             Дети потягиваются.Чистить зубки побежал.        Вправо-влево, вправо-влево -       В улыбке открыть рот и кончиком языкаЧистим зубки мы умело.                сильно "почистить" за нижними зубами                                                        вправо-влево 5-6 раз, затем зверхними зубами 5-6 раз.Пополощем ротик,                         Имитация полоскания ртаКак чистюля Котик.Музик наш расческу взял              В улыбке закусить язык зубами,И причесываться стал.                   "протаскивать" язык между зубами Мы за ним не отстаем -                 вперед-назад;Всё покажем язычком.Дальше по порядку                        Делаем зарядку!Музик спинку выгибает,                Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, "спинку" выгнуть, удерживать под счет до 8-ми.Музик спинку прогибает.                        Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.А теперь язык наш -  мяч.              Рот закрыть, кончик языка сНачинаем футбольный матч!        напряжением упирать то в одну,Гол забили мы! Ура!!                     то в другую щеку так, чтобыпод щекой надувались "мячики".Вот и завтракать пора:                            Улыбнуться, открыть рот,Котик нам напек блины,               положить широкий язык на нижнююСо сметаною они.                          губу и удерживать под счет до 5-ти.Как сметану любит Котик?            Улыбнуться, открыть рот, облизать
Оближи скорее ротик.                           языком верхнюю, затем нижнюю губу.А теперь чаек попьём.                    Улыбнуться, открыть рот, высунутьЧай мы в чашечку нальем.             язык и тянуть его к носу, загибая бока                                                         язычка в виде чашечки.Музик сыт, Музик рад!                           Ритмично хлопать в ладоши.Музик любит всех ребят!
(внезапно гаснет свет, включается синяя подсветка, на стене в луче прожектора под музыку "Гавота" из балета "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева появляется тень Мышильды, которая постепенно растет в зависимости от наклона луча света)
Мышильда:  Тиш-ш-е! Тиш-ш-е! Расш-ш-шумелись тут!М.Р.:  Кто ты такая? Почему стало так темно?Мышильда:   Я великая Королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тиш-ш-шину! Эй, мои слуги! Превратите всех детей в мышей!
(двое детей в масках мышат выбегают из-за ширмы и посыпают  всех блестящими конфетти, приговаривая: "Тише, мыши! Тише, мыши!", дети надевают ободки с прикрепленными к ним поролоновыми " мышиными" ушами, приклеивают черные носики из самоклеющейся пленки)Музыкальная игра "Кот Музик и мыши"
(сл. и муз. О.Арсеневской)(дети проговаривают слова с различной динамикой) Один ребенок надевает маску Кота, ложится калачиком на ковер, остальные - ходят вокруг него).
В синей ночи                         Тихо крадутся 
Тишь, тишь.
В синей ночи Мышь, мышь.
Только Музик кот не спит,   "Грозят пальцем", говорят громко
Музик нотки сторожит.
Музик глазки открывает,     Дети говорят тихо, Кот выполняет Музик спинку выгибает,       движения по тексту
Кот проснулся! Вот беда!     Говорят громко, ритмично хлопают в ладошиРазбегайтесь кто куда!
(дети бегут на стульчики, Кот их догоняет)
Мышильда: Опять расшумелись! Я вас сейчас:(Кот Музик появляется на ширме)Кот Музик:  Мяу! Ничего ты больше не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко засмеемся!(дети смеются)
Мышильда:       Нет! Не надо! Кот Музик:        А еще наши дети очень любят музыку. Ребята, берите скорее свои музыкальные инструменты и сыграйте веселее!
Оркестр шумовых инструментов "Коробейники"
(рус.нар.мел.)
Мышильда:       Спасите! Помогите! Тише! Тише!
(включается свет, раздается звук лопнувшего шарика, Мышильда исчезает, а из-за ширмы летят листочки с нотами)
М.Р.:  Ребята! Смотрите, это же наши нотки!Кот Музик:        Ура! Мы победили злую Мышильду!М.Р.:  Спасибо тебе, Кот Музик! Без тебя мы никогда не нашли свои ноты. Теперь я смогу сыграть нашим детям добрую музыку.
Песня "Улыбка" В.Шаинского(дети поют, импровизируют танец вместе с куклой Котом Музиком, обнимают его, прыгают и т.д.)