Рабочая программа. 9 класс. К учебнику: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе авторской программы Н.В.Болотниковой по географии. 8-9 классы. - М.: Планета, 2011.
УМК:
Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство» 9 класс. - М.: Дрофа, 2014.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2015
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану и учебному плану образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 68 часов в год и 2 часа в неделю; практических работ -23, из них оценочных- 12.
Оценочные практические работыОпределение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Определение по картам географического положения своего региона.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы обеспечивают личностно-ориентированный характер обучения, в основном остаются теми же, что и у автора. Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Классы 9 а, б – общеобразовательные, базовый уровень.
Календарно-тематическое планирование.
9 класс. География России. Население и хозяйство
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ Изучаемая тема сроки изучения
Календ. Фактич.
9а 9б
Раздел 1. НОВОЕ ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (14 часов)
Тема 1. Геополитическое положение России (3 часа)
1 Введение 01.09.16 – 02.09.16 2 Географическое положение России. ЭГП и транспортно - географическое положение. Практическая работа №1 01.09.16 – 02.09.16 3 Политико - административное устройство России
Практическая работа №2. 05.09.16-09.09.16 Тема 2. Население России и новых независимых государств (5 часов)
4 Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ - многонациональная страна
Практическая работа №3. 05.09.16-09.09.16 5 Миграции населения. Расселение населения 12.09.16-16.09.16 6 Городское и сельское население. Расселение населения
Практическая работа №4. 12.09.16-16.09.16 7 Рынок труда, занятость населения России 19.09.16 – 23.09.16 8 Урок повторения и обобщения по теме «Население России» 19.09.16 – 23.09.16 Тема 3. Экономика Российской Федерации (6 часов)
9 Хозяйство России 26.09.16 – 30.09.16 10 Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России 26.09.16 – 30.09.16 11 Структура экономики России 03.10.16 – 07.10.16 12 Проблемы ресурсной основы экономики России 03.10.16 – 07.10.16 13 Научный комплекс – вершина экономики России
Практическая работа №5. 10.10.16 – 14.10.16 14 Экономический кризис в России. Пути экономических реформ. 10.10.16 – 14.10.16 Раздел II. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 21 час )
15 Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России 17.10.16 – 21.10.16 16 Факторы размещения отраслей машиностроения.
Практическая работа№6 . 17.10.16 – 21.10.16 17 География машиностроения.
Практическая работа №7 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам» 24.10.16 – 28.10.16 18 Военно-промышленный комплекс. 24.10.16 – 28.10.16 19 Научный комплекс 07.11.16 – 11.11.16 20 Роль и особенности ТЭКа. 07.11.16 – 11.11.16 21 Топливная промышленность.
Практическая работа №8. 14.11.16 – 18.11.16 22 Электроэнергетика России. 14.11.16 – 18.11.16 23 Урок повторения и обобщения по теме «Топливно – энергетический комплекс России». 21.11.16 – 25.11.16 24 Состав и значение металлургического комплекса. 21.11.16 – 25.11.16 25 Металлургический комплекс. 28.11.16 – 02.12.16 26 География металлургического комплекса.
Практическая работа №9 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материаллам» 28.11.16 – 02.12.16 27 Химико-лесной комплекс. 05.12.16 – 09.12.16 28 География химико-лесного комплекса
Практическая работа №10. 05.12.16 – 09.12.16 29 Комплексы конструкционных материалов
Урок повторения и обобщения по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» 12.12.16 – 16.12.16 30 Состав и значение АПК. 12.12.16 – 16.12.16 31 Земледелие и животноводство.
Практическая работа №11 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» 19.12.16 – 23.12.16 32 Пищевая и легкая промышленность. 19.12.16 – 23.12.16 33 Территориальная организация АПК
Практическая работа №12. 09.01.17 – 13.01.17 34 Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания 09.01.17 – 13.01.17 35 Роль транспорта. Виды транспорта 16.01.17 – 20.01.17 Раздел III. РЕГИОНЫ РОССИИ (27 часов )Территориальная организация и районирование России (2 часа).
36 Районирование территории России. Практическая работа №13 « Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга» 16.01.17 – 20.01.17 37 Проблемы экономического районирования 23.01.17 – 27.01.17 Западный макрорегион – Европейская Россия (15 часов).
38 Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы 23.01.17 – 27.01.17 39 Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России
Практическая работа №14 « Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» 30.01.17 – 03.02.17 40 Народные промыслы Центральной России 30.01.17 – 03.02.17 41 Общая характеристика Северо-Западной России 06.02.17 – 10.02.17 42 Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения
Практическая работа №15 « Составление характеристики Норильского промышленного узла» 06.02.17 – 10.02.17 43 Хозяйство Европейского Севера 13.02.17 – 17.02.17 44 Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы 13.02.17 – 17.02.17 45 Население и хозяйство района 20.02.17 – 24.02.17 46 Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы 20.02.17 – 24.02.17 47 Население и хозяйство района
Практическая работа №16 « Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» 27.02.17 – 03.03.17 48 Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы 27.02.17 – 03.03.17 49 Население и хозяйство района
Практическая работа №17 « Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем» 06.03.17 - 10.03.17 Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 часов)
50 Восточный макрорегион - азиатская Россия 06.03.17 - 10.03.17 51 Западная Сибирь. Практическая работа №18 Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека» 13.03.17 – 17.03.17 52 Восточная Сибирь 13.03.17 – 17.03.17 53 Дальний Восток: особенности развития. Практическая работа №19 « Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона) 27.03.17 – 31.03.17 54 Урок повторения и обобщения по теме «ВосточнаяСибирь» 27.03.17 – 31.03.17 География своего региона (8 часов)
55 Особенности ЭГП территории. Практическая работа №20 «Определение по картам географического положения своего региона» 03.04.17 – 07.04.17 56 Население и хозяйственное освоение 03.04.17 – 07.04.17 57 Особенности хозяйства. Промышленность. Практическая работа №21 « Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона» 10.04.17 – 14.04.17 58 АПК региона 10.04.17 – 14.04.17 59 Особенности транспорта 17.04.17 – 21.04.17 60 Города 17.04.17 – 21.04.17 61 Социально- экономические проблемы региона. Практическая работа №22 24.04.17 – 28.04.17 62 Урок повторения и обобщения по теме «География своего региона» 24.04.17 – 28.04.17 Раздел IV. РОССИЯ И МИР (2 часа)
63 Место России среди стран мира 01.05.17 – 05.05.17 64 Место России среди стран мира. Практическая работа №23 01.05.17 – 05.05.17 Страны ближнего Зарубежья (2 часа)
65 Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии 08.05.17 – 12.05.17 66 Закавказье и Азиатский Юго - Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии 08.05.17 – 12.05.17 Обобщающее повторение (2 часа)
67 Урок повторения и обобщения по теме «География России»
Итоговый тест 15.05.17 – 19.05.17 68 Обсуждение заданий на лето 15.05.17 – 19.05.17 Учебно-методическое обеспечение1. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 9 кл. – М.:Дрофа, 2012.
2. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012.
3. Жижина Е.А. География России: население и хозяйство. 9 класс. Методическое пособие. – М.: ВАКО, 2010.
4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 288 с.
5. Конкурсные уроки географии. 5-11 классы. Методическое пособие./ Н.А.Астраханцева и др.; сост. Н.В.Болотникова. – М.: Планета, 2015 – 192 с.
6. Дронов В.П., Ром В.Я. География России: население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
7. Атлас по географии для 9 класса. – М.: Дрофа, 2012.
8. Сиротин В.И. География России: население и хозяйство. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома. – М.: Дрофа, 2010.
Материально-техническое обеспечение
1. Тематические таблицы.
2. Географические карты.
3. Модель Земли - глобус.
4. Интерактивная доска.
5. Персональный компьютер.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно – научного цикла
№ 1 от «29» августа 2016 года
____________Тынчеров И.Р.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
_____________Савичева Л.М.
От «29» августа 2016 года