Электив. 9 класс. Познание мира по картам


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы
Н.В. Болотниковой «Познание мира по картам (в рамках профильного обучения)» («География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов.- Волгоград: Учитель, 2007. – 143с.).Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 16 часов.
Содержание данного элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс «Познание мира по картам» представляется необходимым, т.к. методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т.д.
Данный курс позволяет восполнить проблемы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендовано для изучения учащимся разных профилей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (географической и топографической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности.
ЦЕЛЬ КУРСА:
способствовать воспитанию географической культуры личности на основе знаний и умений работать с географической картой; овладение учащимися практическими навыками работы с топографической и географической картами; познакомить с наукой картографией и показать, что карта является одними из основных источников географических знаний. ЗАДАЧИ КУРСА:
овладение теоретическими знаниями по картографии;
овладение приемами самостоятельной работы с картой;
воспитание готовности к практическому решению задач по карте.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
что изучает картография;
история появления карт и атласов;
значение картографии в современном обществе;
основные виды изображений земной поверхности;
свойства географической карты;
свойства топографической карты;
карта – основной источник знаний.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
определять координаты и местоположение объектов на картах, расстояния между ними, направления, азимуты, румбы;
ориентироваться на местности по плану, топографической карте, аэрофотоснимку;
читать топографическую карту, составлять по ней описание местности,
свободно читать и анализировать тематические карты; пользоваться системой условных обозначений; сочетать тематические карты с другими источниками информации (например, со статистическими данными);
определять простые картографические характеристики объектов (например, длину реки, береговой линии, площадь ареала, высоту, глубину);
оценивать по тематическим картам основные количественные показатели объектов (климатические характеристики, плотность населения и др.);
строить по картам диаграммы и профили.
Содержание курса
№ Название тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практ. работы 1 Что изучает картография 1 1 Практ.работа
2 Топографическая карта 2 1 1 Семинар
3 Практические работы по топографической карте 4 4 4 Свойства географической карты 3 1 2 Тестирование
5 Приемы самостоятельной работы с картой 3 3 Проверочная работа
6 Географическая карта как источник знаний 1 1 Практ.работа
7 Итоговое занятие (обобщающее повторение) 2 2 Итоговый тест
Итого: 16 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.
 Картография как наука, ее формы
 История картографии.
 Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
 Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности и современного человека.
 Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания, использование)

Тема 2. Топографическая карта.
Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков.
Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.
 Определение по топографической карте координат различных объектов.
 Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
 Определение по карте прямоугольных координат объектов.
 Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
 Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
 Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.
 Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
 Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.
Тема 4. Свойства географической карты.
Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных практических работ обучающего характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа на тему «Простейшие способы составления
мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
 Классификация карт по пространственному охвату.
 Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной тематики.
 Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристические.
 Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.
Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе.
Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.
 Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
 Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.
 Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям, главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.
 Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная.
 Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллепсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликлиническая, азимутальная).
 Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
 Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.
 Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол.
Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.
Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование.
Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте.
Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.
Тема 6. Географическая карта как источник знаний.
Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий)
Тема 7. Обобщающее повторение.
Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте»
Календарно-тематическое планирование

урока
п/п Наименование разделов
Плановые
сроки
проведения Скорректированные сроки проведения
9а 9б
Тема 1. Что изучает картография.
1 Картография, как наука. История картографии. Тема 2. Топографическая карта.
2 Основные свойства топографической карты. 3 Оформление топографической карты. Тема 3. Практические работы по топографической карте.
4 Измерение расстояний, площадей. Чтение рельефа. 5 Построение профиля. 6 Определение координат. 7 Чтение топографической карты. Тема 4. Свойства географической карты.
8 Определение понятия «географическая карта». Классификация карт. 9 Карта – модель земной поверхности. 10 Как создаются карты. Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.
11 Определение географических координат. 12 Определение расстояний по карте. 13 Работа с условными знаками карты. Тема 6. Географическая карта как источник знаний.
14 Практическая работа: «Карта – источник знаний» Тема 7.Обобщающее повторение.
15 Игра: «Виртуальное путешествие по географической карте». 16 Итоговый тест Итого :16 час
Список учебно-методической литературы:
Аксакалова Г.П. И др. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985
Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография» М.: Просвещение, 1992
Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982
Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. – М.: Просвещение, 1990.
Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География 9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007
Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1990
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.
Атлас география 5,6,7,8,9 класс.
Карта мира в виде электронного глобуса
Учебные топографические карты.
Карты
1. Агроклиматические ресурсы России (ламинированная, односто-ронняя, формат 115х186 см)2. Африка, политическая. Африка, физическая (ламинированная,двусторонняя, формат 116х135 см)
3. Африка, физическая (ламинированная, односторонняя, формат120х144 см)4. Евразия, политическая. Евразия, физическая (ламинированная,двусторонняя, формат 116х156 см)
5. Европа, политическая. Европа, физическая (ламинированная,двусторонняя, формат 135х116 см)
6. Карта мира, политическая (ламинированная, односторонняя,формат 168х236 см)
7. Карта мира, физическая (ламинированная, односторонняя,115х186 см)8. Природные зоны России (ламинированная, односторонняя,формат 115х186 см)
9. Российская Федерация, политико-административная, для сред-
ней школы (ламинированная, односторонняя, формат 115х186см)
10. Российская федерация, географическая (ламинированная, одно-сторонняя, формат 156х232 см)
11. Россия и сопредельные государства, физическая (ламинирован-ная, односторонняя, формат 156х232 см)12. Физическая карта полушарий для средней школы (ламиниро-ванная, односторонняя, формат 93х204 см)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно – научного цикла
№ 1 от «29» августа 2016 года
____________Тынчеров И.Р.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
_____________Савичева Л.М.
От «29» августа 2016года