Конспект комплексного занятия по ИЗО (рисование, аппликация) для старшей группы. Тема: «Зимушка хрустальная».

Цель: Создание условий для развития художественно - творческих способностей у детей по аппликации и рисованию.
Задачи:
Развивать творческие способности в создании зимней картины.
Учить составлять общую композицию, гармонично размещая в ней свою работу.
Воспитывать положительное отношение к зиме.
Предварительная работа: Рассматривание картин, наблюдение в природе, чтение стихов, пение песен о зиме, прослушивание произведения П.И. Чайковского «Зимние грёзы».
Материал: Бумага голубого цвета, белая краска, вата, кисти, ватные палочки, ножницы, цветная бумага (прямоугольники, квадраты), клейстер, салфетки, иллюстрации о зиме, произведение П.И. Чайковского «Зимние грёзы».
Ход занятия:
Перед занятием провожу игру-физминутку «Выпал беленький снежок»:
Выпал беленький снежок
Встали дети все в кружок,
(дети встают, делают круг, берутся за руки)
Мы снежинки, мы пушинки,
(дети идут по кругу)
Покружится, мы не прочь,
(отпускают руки, кружатся в правую сторону)
Мы снежинки балеринки,
(берутся за руки, идут в другую сторону)
Мы танцуем день и ночь.
(отпускают руки, кружатся в левую сторону)
Дружно встали мы в кружок
(Берутся за руки)
Получается снежок.
(поднимают руки вверх).
Воспитатель: Ребята сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны её отгадать. И сразу поймёте, о чём пойдёт речь на занятии.
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то .
(Ответ: Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответ: Зима)
Воспитатель: Правильно ребята, это ЗИМА. Зима бережно укрыла природу одеялом из чистого белого снега, сковала реки и озера льдами, остудила воздух сильными морозами. Украсила лес кружевами, невидимой кистью на окнах нарисовала картины.

Воспитатель: Ребята скажите, как люди ласково называют зиму? Правильно, зимушка – зима, зимушка хрустальная. Мы т знаем много песен о зиме, давайте споем одну из них.
Песня: «Зимушка хрустальная».
Воспитатель: Молодцы ребята! Зима очень красива и многие художники посвятили именно этому времени года свои картины. Посмотрите, какие красивые картины.
Что художник нарисовал на этих картинах?
Что можно сказать о природе? Всё укутано снежной периной улицы, деревья, дома,
Мы много с вами знаем стихотворений о зиме. Давайте мы их расскажем.
Вера:
Зима
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
В.Лунин

Максим:
Снежинки
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку-
Пушистую льдинку -
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка...
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
Аркадий Мельников
Воспитатель: Молодцы ребята, А теперь давайте представим себя художниками, и нам надо нарисовать картину о зиме. Что вы нарисуете? (деревья, дома, горы, снег, снежинки, снеговика, лес и т.д).
А если вы будите делать аппликацию, что вы будите вырезать? (горы, дома, снеговика).
Хорошо ребята, а теперь выбирайте, кто будет рисовать, а кто будет делать аппликацию. Занимайте свои рабочие места. (дети рассаживаются за рабочие места).
Воспитатель:
Ребята деревья, дома можно нарисовать карандашами, а снег белой краской, снежинки лучше рисовать ватной палочкой. Ребята будьте внимательны, правильно рисуйте деревья, дома.
Ребята, а те, кто делают аппликацию, скажите из каких деталей вы будите делать дом? Снеговика? Снеговика можно сделать из ваты. Правильно и аккуратно наклеивайте все детали.
Ребята в работе нам поможет симфония Павла Ильича Чайковского, которая называется «Зимние грёзы».
(Дети выполняют работы)
Подумайте и дайте своим работам название.
(Дети выходят по очереди, те, кто хотят рассказать о своей работе к доске и рассказывают. Говорят, как назвали свою картину, что на ней изображено.)

Воспитатель: Молодцы ребята, все хорошо постарались. Получились очень красивые картины! Прослушайте стихотворение, и рассматривайте свои работы.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.
(И. Суриков)
Подходит ли это стихотворение к нашим рисункам?
Воспитатель: На этом наше занятие закончено.



15