Календарно-тематический план на 2016-2017 уч. год Станковая композиция 1 класс (5 летний срок обучения)


3311525156845«Утверждаю»
Зав. художественного отд.
МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»
О.З. Каминская
«___»____________________2016г.
020000«Утверждаю»
Зав. художественного отд.
МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»
О.З. Каминская
«___»____________________2016г.

«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»
И.В. Казанцева
«___»____________________2016г.
Календарно-тематический план
на 2016-2017 уч. год
Станковая композиция 1 класс
(5 летний срок обучения)
Преподаватель: Николаева Юлия Вячеславовна
Календарно-тематический план
Первый год обучения
1 I полугодие.
Раздел 1. Основы композиции станковой. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции. Знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций. 2
2 Равновесие основных элементов композиции в листе.
Определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости».
Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла.
Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.). 2
3 Раздел 2. Цвет в композиции станковой .
Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.
2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета. Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.
Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы:
•чистый цвет + белила;
•чистый цвет + черная краска;
•чистый цвет + белила + черная краска.
Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек теплой гаммы:
•чистый цвет + белила;
•чистый цвет + черная краска;
•чистый цвет + белила + черная краска. 2
4 Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс.
Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.
Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции. Предлагаемые аудиторные задания:
•этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте»
•этюд по воображению «Деревья осенью». 8
5 Раздел 3. Сюжетная композиция
Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона.
Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат).
Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера.
Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма. 6 II полугодие. Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма. создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал».
8
7 Композиционный центр в композиции станковой. знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции. иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов. 10
8 Выразительные средства композиции станковой (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже».
а)выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
б)выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа 16
Всего за год 66
Литература:
Журнал «Юный художник».
Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
О композиции: Сб.статей. –М., 1959.
Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ.: Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДШИ. Составитель Л. А. Казарина. - М., 1989 .
Паранюшкин Р. В. Композиция./ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.
Рисунок, живопись, композиция: программа для детских
художественных школ и художественных отделений детских школ искусств/ Краснояр. Краевой научно-учебный центр кадров культуры- Красноярск, 2005.
Станковая композиция.: Программа для ДХШ. Составитель Г.Х. Фуфачева.- Красноярск, 2001.
Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979.
Энциклопедия. Рисование. М.: Изобразительное искусство, 2000.