Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема урока: «Берёзонька», русская народная песня, С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Лесная капель».


Составитель: учитель начальных классов Миколенко С.В., МБОУ «СОШ№ 50» г.Белгород.
Тема урока: «Берёзонька», русская народная песня, С. Маршак «Апрель», М. Пришвин «Лесная капель».
Цели урока:  создать условия для ознакомления с произведениями о родной природе, формирования умений видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове.

Предметные результаты
Метапредметные результаты и деятельность учащихся




Читают стихотворение
С .Маршака «Апрель», выполняют задания в учебнике и тетради под руководством учителя.
Слушают рассказ М.Пришвина «Лесная капель», выполняют задания в учебнике под руководством
учителя и в тетради – самостоятельно. Сравнивают изученные на уроке произведения.
Формируется целостное восприятие текста: слушание, выявление первичного восприятия произведения (Что понравилось? Что не понравилось? Какое настроение создает? и т.д.).
Учатся читать правильно слова: пробирается, валежник, капйль, выйдут. Наблюдают, какие знаки препинания использовал автор, как их читать. Моделируют обложку: записывают фамилию автора, заголовок, определяют жанр и тему. Наблюдают за рифмующимися словами.
Развивают читательскую зоркость (кроссворд по тексту стихотворения)
Заучивают наизусть стихотворение и работают над выразительностью
чтения. Самостоятельное моделирование обложки. Дополняют модель обложки (задание 1 в тетради).
Работают с текстом произведения: чтение по частям, выполнение задания 1 в учебнике. Наблюдают за текстом: выделить части, найти описание почек, тишины (вычитывание из текста), выполнение задания 2 в тетради, выделение сравнений.
Читают выразительно. Формируется полноценное читательское восприятие: слушание произведения (читает учитель и хорошо читающие дети), высказывание впечатлений.
Проверяют себя
(задание 3 в тетради).
Учат отрывок из рассказа наизусть по выбору.

Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: урок
Оборудование: литер.чтение + рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация Power Point, медиа-проектор, карточки, музыка леса, загадки о русском лесе, пьеса «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковского.,
Этапы урока
Ход урока (деятельность учителя и учащихся)
Формирование УУД


·. Организационный момент









·
·. Постановка учебной проблемы.
























·I
·. Применение нового знания.








IV. Знакомство с произведением.















V. Усвоение новых знаний и способов действий.





































































































































































VI. Итог урока.




VII. Рефлексия.



I. Организационный момент. ( Звучит музыка)
Учитель: Дети, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный день?
( Звучит музыка « Звуки леса»)
« Очень много солнечного света,
Над землёй стоит голубизна.
Мнится мне: в сиянье разодета,
Изнутри земля освещена» А Яшин.
Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добротой и любовью.


·
·. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
Подготовительная работа к выразительному чтению.
1)Дыхательная гимнастика.
Учитель: Р., Представьте , что Вы идете по лесной полянке и вдыхаете ароматы цветов .
2) « Звукоподражание»
Вспомним и воспроизведём:
Над ухом звенит комар: з-з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч-ч.( громко)
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч-ч.(тихо)
3) Тишина, даже ветка не хрустнет.
Прочитайте про себя.
Как бы вы прочли эту фразу? (Прочли бы тихо , чтобы не нарушить тишину леса)
Прочтём.
4) Дремлет лес под сказку сна.
Прочитайте следующую фразу.
А как произнесёте эту строку? (Медленно и тихо ,ведь лес спит.)
Прочитаем эти фразы , выделяем голосом подчеркнутое слово.
Слушание музыки « Звуки леса» Р., какие звуки слышим мы в природе?
Учитель: Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков , запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться , задуматься.
Утром, днём и даже вечером можно услышать огромное кол-во звуков.
Вот бы нам хорошо оказаться в каком- нибудь уголке весенней природы?
5)Загадки о русском лесе.

·I
·. Применение нового знания. 1.Работа над русской народной песней « Берёзонька». Задания на логическое мышление. Учитель: Лес полон сказок и чудес! Отгадайте загадку:
« Он владелец лесов, знает, кто в них живёт.
Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки. ( Лесовичок)
(На доске появляются картинки с отгадками).
1)Не мышь, не птица в лесу резвится! (белка )
2) И ушаст и глазаст, и пугаться горазд.
Заберётся в куст и спит, кочерыжку съест и сыт. ( заяц )
3) Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова )
4) Русская красавица всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одеждой зелена. ( берёза )
5) Всё время стучит. Деревья - дом.
Но их не калечит, только лечит . ( дятел )
6) Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. ( лиса )
IV. Знакомство с произведением.
Что здесь лишнее? Почему? ( берёза)
Что вы знаете об этом дереве?
-Берёза- самое красивое дерево наших лесов.
Берёза очень быстро разрастается, её семена всё вокруг.
- У берёзы белый ствол. Он оберегает дерево от солнечных ожогов, белый цвет отражает солнечные лучи.
- У берёзы очень вкусный сок, который берут ранней весной.
-Но нужно брать сок, чтобы не причинить вред дереву.
После нужно замазать ранку глиной.
Учитель: Берёза – символ нашей Родины. Она полюбилась русскому народу с давних пор.
Сколько песен, стихов о ней сложено. Часто упоминается она в сказках, загадках, поговорках. Древесина берёзы очень плотная. Из неё делают мебель, лыжи, инструменты.
Сок полезен для здоровья. Только не спешите собирать его, ведь без сока дерево погибнет.
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
Физкультминутка.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Первичное чтение песни.
2.Работа над выразительностью.
-К какому жанру относится это произведение?
-Что значит народная песня?
-Как нужно читать, если это песня?
С какими чувствами люди говорят о берёзе? В каких словах слышатся эти чувства?
3.Повторное чтение.
Прочитаем вслух, покажите голосом как вы относитесь к этому дереву.
оставление моделей обложки.
1ряд 2 ряд
Составить модель Составить модель
р-за « Русский лес. Рус. нар-я песня « Берёзонька»

И.С. Соколов-Микитов

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

РУССКИЙ ЛЕС
Русская народная песня



БЕРЁЗОНЬКА



Р., у вас на парте белые листы и карандаши. Составьте модели обложки книг.
( Звучит музыка)
4). Знакомство со стихотворением С. Маршака Апрель
Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. В марте появляются проталины, первые перелётные птицы. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно заглядывает, улыбается?(апрель)
Сейчас мы с вами будем читать произведение, которое так и называется “Апрель”. Его написал замечательный детский поэт С. Маршак. ( портрет автора)
Он написал для детей очень много весёлых, поучительных стихов, сказок, перевёл с английского языка детские песенки. (обращается внимание на выставку его произведений)
2. Чтение учителем стихотворения.
3. Выявление первичного восприятия.
- Какие приметы весны описал поэт? Найди.
- Расскажи, что ещё происходит ранней весной?
- Каким настроением окрашено это стихотворение?
( рисунок “Подснежник”, под рисунком - слова:
Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.
Чтение цепочкой стихотворения.
4. Словарная работа.
- Что такое “капель”, “валежник”, «стужа», «сквозь»?
5.Чтение трудных слов.
про-би-ра-ет-ся - пробирается
ва-леж-ник – валежник
рас-цвёл – расцвёл
под-снеж-ник – подснежник
6. Работа над выразительностью.
- Какие строки в тексте будешь читать громко, радостно? Почему?
Прочитайте выразительно стихотворение. (Хорошо читающий ученик)
-Звуки чего услышал автор? (капели, как медведь пробирается сквозь валежник)
-Чьи голоса услышал С.Я.Маршак? (птиц)
-А какие звуки природы вы услышали?
А вот что услышал композитор Петр Ильич Чайковский.
Звучит пьеса «Апрель. Подснежник». П.И.Чайковского.
-Кто сможет сказать, когда слушали музыку кого или что себе представляли?
Сегодня мы наблюдали, как работали великие мастера своего дела. Поэт словами рисует картины, композитор – через звуки изобразил пробуждение природы и они призывали своими произведениями любить родную землю. Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта, помогли С.Я.Маршаку и П.И.Чайковскому написать такие замечательные произведения.
ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз)
5). Знакомство с произведением. М. Пришвина «Лесная капель». - Какие произведения М, М. Пришвина вы уже читали? Сегодня мы войдем в мир книг волшебника Пришвина, а поможет нам в этом его произведение «Лесная капель». а). Cловарная разминка - Как понимаете значение слов: Капель (падение с крыш, деревьев тающего снега каплями)
Нерукотворный (такой, какого не создать трудом человеческих рук)
Мгновенья (кратчайший промежуток времени)
-Подбери синонимы к словам:
Наблюдать-видеть, замечать
Восхищаться-восторгаться
Наклюнулись-появились
Шептаться-разговаривать
-Продолжи ряд слов: Запах-резкий, (сильный)
Тишина-тревожная, (настораживающая)
-Какая разница между словами: Увидеть-всмотреться.
Услышать-вслушаться.
б). Чтение произведения учителем. И так, будем искать чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь. Я буду читать, а вы следите по учебнику, чтобы хорошо ориентироваться в тексте.
-Понравилось вам произведение? -Какое возникло чувство?
в). Работа над содержанием.
-Я предлагаю вам еще раз прочитать произведение Пришвина. Уверена, вы откроете для себя что-то новое, то, что не услышали.
1 абзац прочитаем вслух с целью найти информацию:
- Какое мгновение в жизни природы описал Пришвин?
-Как появляются листочки? (слайд 7)
2 абзац читаем про себя с целью понять:
-о каких каплях говорит автор?
Какое же волшебство происходит в весеннем лесу, мы узнаем перечитав 3 абзац (вполголоса).
Прочитайте 4 абзац с целью найти информацию: почему капли светились в темноте.
Предположите, в какое время суток происходит действие? Пришвин находил новое в самой природе. -Какими художественными средствами пользовался автор, чтобы произведение было красивым, интересным, эмоциональным?
-Вспомните, что такое сравнение и олицетворение. г). Работа в парах. Побудем волшебниками. Работать будем в парах. Задание по рядам. Нужно найти сравнения и олицетворения.
1 ряд -в 1 абзаце, (сравнение: почки-птички; олицетворение :почки сидят, удивленные) 2 ряд -во 2 абзаце,(сравнение: листочек-зеленый хвостик, клювик) 3 ряд -в 3 абзаце(сравнение: осинка-свеча; олицетворения: деревья шепчутся, черемуха подает). 3). Писатели-натуралисты. Вот так замечательно Пришвин описывает мгновения в жизни природы. Природа, в переводе с латинского означает натура. -А как называют писателей, которые изучают и описывают природу?(натуралисты) Кого из писателей - натуралистов вы знаете? А вы знаете, как называют день 22 апреля? Это День Земли. Раньше его называли День Дерева. В этот день принято наводить порядок на улицах, сажать деревья. Наш земляк писатель-натуралист Владимир Морозов написал книгу «Рассказы о русском лесе», где образно и красиво описал наши вятские деревья. А какие, вы узнаете, прочитав его книгу.
VI. Итог урока. Какой же мы сделаем вывод по сегодняшнему уроку? Что вам больше всего понравилось на уроке? Мне очень понравилось как вы работали на уроке. Спасибо вам, Ребята, за урок! Вместе с родителями поищите какие книги о природе есть у вас дома. Если вам понравилась песня о берёзе, то выучите! VII. Рефлексия.
Продолжи предложение: «Сегодня на уроке я научился»,
«Сегодня мне было интересно»,
«Сегодня на уроке мне было трудно»

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.













Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.





Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.













Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.








Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Картинка 2 из 1369515