Урок литературного чтения С.Я Маршак (Курочка Ряба)


Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 1 «ж» классе
2015-2016 учебный год
Учитель начальных классов: Фешина Наталья Леонтьевна.
Дата: 22.03.2016 г.
Тема урока: С.Я. Маршак «КУРОЧКА РЯБА И ДЕСЯТЬ УТЯТ»
Цель урока:
познакомить учащихся с литературной сказкой С. Маршака « Курочка Ряба и десять утят», сравнивать литературную и авторскую сказки, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста, развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно начало и конец предложения, объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание, описывать характер героев, определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения, отличать авторскую сказку от народной.
Личностные УУД: Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Метапредметные УУД: анализировать, делать выводы, планировать деятельность, строить корректные аргументированные высказывания, согласовывать работу в малой группе.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.
Учебник: Литературное чтение.1 класс. в 2ч. Ч.2/ сост. Л.Ф. Климанова,В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская.. Издательство «Просвещение», 2014
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http://www.library.ru)
Социальная сеть работников образования (http://www.nsportal.ru)

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Вот и прозвенел звонок,
начинается урок.
Повернитесь все назад
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь, поздоровайтесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.
Демонстрируют свое настроение.
Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);
мобилизация сил и энергии (Р).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Речевая разминка. (Слайд 1)
Солнце, дождик, приходите,
Детям сказку приводите.
А из тучи - гром, гром
Загоняет в дом, в дом.
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей в оконце,
Освети скорей светлицу,
Расскажи нам небылицу.
-Прочитайте: 1 четверостишие - тихо2 – громко. 1 четверостишие - сердито, 2 – веселоВсе стихотворение - выразительно. Молодцы!
Во время перемены к нам залетел ветер-ветерок и перемешал буквы. Посмотрите на запись и расшифруйте, что там написано. В каких произведениях можно встретить такие слова?( илиж-илыб)
-Да, верно. Такие слова можно встретить в сказках.
-Что такое сказка?
-Вспомните признаки сказки.
- Кто любит сказки слушать и читать их?
-А сейчас я проверю, как вы хорошо знаете сказки по опорным словам. (Слайд2-6 )
а) Дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, хлебо-булочное изделие (Колобок)
б) Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка (Репка)
в) Доктор, зайка, волки, кит, орлы. (Айболит)
г) Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик –побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок,
медведь косолапый (Теремок)
е) Дед, баба, курочка, яичко, мышка. (Курочка Ряба)
Целеполагание
-За что дети любят сказки?( в них происходят чудеса, волшебство)
-Кто сочинил Сказку К.Р.? (эту сказку сочинил народ)
А курочка Ряба это какая курочка? опишите её.
А какие еще курочки бывают? (Показ на картинки)
-А вот курочек называют наседка. Это что за курочка?
-Вспомните эту сказку и перескажите её.
-Какое волшебство происходит в сказке?( курочка разговаривает, несет золотые яйца)
-Нравится вам сказка? Эту сказку ещё рассказывали вашим бабушкам, дедушкам, мамам и папам
и вы знаете её отлично.
-А теперь посмотрите на следующую иллюстрацию и скажите эта иллюстрация к сказке К.Р. (СЛАЙД7)
-А что здесь не так?
-А как бы вы могли назвать сказку с этими героями?
-Откройте учебник на с.63 и проверьте свои предположения.
-Подтвердились ли наши предположения?
-Раньше мы знали сказку про одну К.Р., а сегодня познакомимся с др. сказкой.
-Скажите, что бы вы хотели узнать? (Запись на доске)
Читают
Прогнозируют
-вспоминают что такое сказка, указывают признаки сказки
-определяют по опорным словам название сказки
-отвечают на вопросы
-пересказывают подробно сказку
соотносят иллюстрацию с известной сказкой и делают вывод
-выдвигают свои предположения
-озаглавливают произведение по картинке
-сверяют свои предположения с названием
-планируют деятельность на уроке Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
 Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ориентироваться на развороте учебника.
 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
ТОУУ
. «Открытие нового знания»
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.
1.Работа с текстом до чтения
-Есть ли что-то знакомое в названии? (курочка ряба)
-Подумайте, о чем может в ней идти речь.
-Можно ли эту сказку назвать народной ? ( нет, у нее есть автор)
-Верно, у нее есть автор - С. Маршак .
-Знаком ли он нам? (ДА)
-С каким произведением С.Маршака мы знакомились. (НОВОМУ ЧИТАТЕЛЮ)
-А сказку «Курочка ряба и 10 утят» он написал тогда, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими. Сей час мы её прочитаем и я надеюсь она вам тоже понравится.
2.Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста учителем
(Итак, сядьте поудобнее и приготовьтесь её слушать)
Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу? (Посмотрите нас автор с самого начала сказки уже спрашивает о знакомой нам сказке и хочет привлечь наше внимание)
Если ты ее знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.
Жили-были другие дед и баба,
И была них другая курочка ряба.
(-какое слово автор повторяет несколько раз?
-а для чего он его повторяет?
-Раз автор обращает наше внимание на отличие сказки, то попытаемся их найти)
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное
Сырое.
( А сказка ли это?
-Есть ли в этих словах что-то сказочное?
Мышка бежала,
Хвостиком махнула
Яичко упало
И разбилось.
( Знакомы ли нам эти слова?)
Горько плачет
Курочка ряба
(-Как вы думаете, почему курочка плачет?
Пожалела курочку
Баба,
_Почему она её пожалела? Какая была баба?
-Возможно, она хочет курочке помочь, то Как? Выскажите свои предположения. Как догадались?
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине - яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.
-подтвердились наши версии?
-что такое курятник?
сколько яиц принесла баба
-что за яйца были в корзине? Они отличаются от куриных? Чем? ((СЛАЙД 8)
- Высиживай, ряба, утяток!
-Кто говорит эти слова и кому?
А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролет.
Редко-редко поест и попьет.
-как вы понимаете слова Дни и ночи сидит напролет.
-выдвините свои предположения что же произойдёт дальше.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток
Желтых утяток.
Запищали один за другим:
- Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
-Подтвердилось наше предположение?
-понравился отрывок из сказки?
-Хотите еще раз прочитать ?
(Настрой детей на чтение, следить и продолжать читать)
Физминутка
3.Работа с текстом после чтения
-Кто же герои этой сказки?
-Почему хозяйка подложила курочке утиные яйца?
-Как баба относится к курочке?
-Какой изображена курочка Ряба в сказке Маршака?
-Найдите в тексте подтверждение, что курочка заботливая.
-Отличается ли эта сказка от народной?
-В чем различия?
-Что общего в этих сказках ?
-Мы прочитали только отрывок из сказки Маршака.
-Что значит отрывок сказки?
-Предположите, как будут развиваться события дальше? (ответы детей).
- Ребята, подумайте, а зачем Маршак сочинил эту сказку? что он хочет сказать и показать деткам на примере курочки.
-Чему радуется курочка? Что для неё главное?
-А как вы думаете, важно ли для курочки, что это утята, а не цыплята? Почему?(Она считает их своими)
-А хотите узнать, что произойдёт дальше?
-Тогда вы можете её прочитать дома.
-выдвигают свои предположения по названию текста
-определят, что сказка авторская
-слушают чтение учителем и ведут беседу с автором
-доказывают, что это сказка.
-ищут сходство и различие сказки
-по ходу чтения постоянно выдвигают свои версии и сверяют их с авторским текстом
-говорят об отношении к героям произведения
-характеризуют героев по их поступкам
чтение сказки детьми.

-
ищут информацию в тексте
( 1 сказка – народная, 2 –авторская, 1 сказка – яичко золотое, 2 сказка- простое, 1 сказка- плачут дед и баба, 2 сказка – плачет курочка Ряба, окончание сказок.
(герои, мышка бежала…, яичко разбилось…)
делают вывод
сочинят концовку сказки Познавательные УУД
 
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ориентироваться на развороте учебника.
 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Осмысление и обобщение материала
1. Работа в паре
А сейчас проверим как вы внимательно читали и слушали сказку. Поработаем в парах.
Найдите ошибку и обведите цифру с неправильным предложением.
Проверка с исправлением ошибок.
(СЛАЙД9)
-Оцените себя, работая в паре
2.Самостоятельная работа
Сопоставь картинки с текстом
-учащиеся работают в парах, прослушивают друг друга, находят ошибки, по мере готовности подают сигнал
-работают самостоятельно Коммуникативные УУД
умение работать в паре.
Познавательные УУД
смысловое чтение как осмысление цели чтения
Регулятивные УУД
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Послушайте, что вы слышите? (Писк утят) (Появляется кадр с утятами)
-Как вы думаете, почему они пищат? (Нет мамы) появляется курочка
-А почему ещё могут пищать маленькие детки? (Есть хотят)
-Давайте их вместе успокоим.
-Давайте, поиграем и накормим наших утят. Если вы смогли справиться со всеми заданиями, которые я вам предлагала, то возьмите желтый магнитик и накормите утят зёрнышками, а если вы в каком –то задании немного ошиблись, то возьмите зелёный и накормите утят травкой, а если есть детки, которые испытывали трудности при выполнении заданий и им необходимо дома над чем-то ещё поработать, то возьмите синий магнитик и подставьте их к утятам
А кого заинтересовала сказка, тот прочитает её дома и выполнит рисунок, по которому можно догадаться о событиях, которые там произошли. ТОУУ
Регулятивные УУД
-умение адекватно оценивать свои результаты
Познавательные УУД
Приложение 1
Работа в парах
Найди ошибку и обведите цифру с неправильным предложением.
Курочку звали Пеструшка .
Мышка бежала, хвостиком взмахнула, яичко разбилось.
Сказку Курочка ряба и 10 утят сочинил народ.
В сказке плачет курочка.
Курочке яйца принёс дед.
Утята кричали «Где наша мама?»
Самостоятельная работа
Сопоставь картинки с событиями
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине - яйца утиные,
Мышка бежала,
Хвостиком махнула
Яичко упало
И разбилось.
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное
Сырое.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток
Желтых утяток.