Конспект урока литературного чтения Настоящие друзья. В.Драгунский. друг детства.

Урок литературного чтения в 1-ом классе
Криулина Лариса Петровна,
учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №56»

Тема: Настоящие друзья. Виктор Драгунский «Друг детства».

Цели для учителя:
Образовательные: формирование приемов понимания текста-типа правильной читательской деятельности:
-обучение прогнозированию;
-работа над пониманием значения каждого слова;
-обучение составлению простого плана;
-развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному;
-обучение «диалогу с автором» через текст.
Развивающие: развитие устной и письменной речи, умений чтения и умений слушания.
Воспитательные: формирование представлений о дружбе посредством КСМ.

Цели для обучающихся (задачи):
1.Познакомиться с рассказом В.Драгунского «Друг детства».
2.Учиться анализировать текст.
3.Развивать умение читать и слушать.

Форма урока:
Традиционный, с использованием корнесловного смыслового метода обучения (КСМ)











Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД


1.Организационный момент



2.Мотивация к деятельности





3.Актуализация знаний




4.Цели урока








5.Решение учебной задачи с помощью КСМ (корнесловного смыслового метода)














































6. Работа с текстом
«медленное чтение»



























Музыкальная физкультминутка «В здоровом теле – здоровый дух»


7. Работа с тетрадью (закрепление)





















8.Рефлексия + КСМ











9. Итог. Д/з.




Проверяю готовность детей к уроку.


Игра на внимание «Найди лишнее»: использую 5 картинок с изображением игрушек и одну с изображением животного.

- Как вы думаете, о чем мы будем читать текст?



- Мы сегодня будем читать рассказ В.Драгунского, который входит в сборник «Денискины рассказы». Называется рассказ «Друг детства». Какие рассказы из этого сборника мы уже читали?

- «Друг» - кто это в вашем понимании?

- Обратимся к словарю Черных: «любимый, верный товарищ»
- Древний корень этого слова имеет значении «Поддерживать, подпирать, держать».
- Вы согласны с таким значением?
- То есть друг – тот, кто поддерживает, опора.
-Какие однокоренные слова вы знаете?
- друг + ой
- Как думаете, слово «другой» является однокоренным?
- Оказывается, если мы обратимся к происхождению слов, то как и слово
«любой»= «любимый»,
«другой»= «друг».
(объясняю на примере рук)
- Одна рука и другая. Как без другой руки обойтись? Очень сложно!
- Значит, мы должны относиться к любому другому человеку так, как к другу. Как?




- Какого вы хотите иметь друга?

- Обратимся к слову «настоящий»:
Настоящий = «на- и- стоять»: стоящий на своем основании, не падающий и не разрушающийся = постоянный, неизменный с детства и навсегда.
- Узнаем, является ли герой рассказа настоящим другом.

Читаю рассказ «Друг детства», в некоторых местах останавливаюсь, задаю вопросы на осмысление, прогнозирование, концентрирование внимания.

- Является ли Дениска настоящим другом?
-Давайте найдем в тексте отрывок, в котором говорится о чувствах мальчика.
- Драгунский пишет: «Не захотел тренировать силу удара». Как вы думаете, что такое «сила»? (представьте образ)
-Корнесловный смысл не зависит от звучания слова: сила = дух!
В песне «Богатырская наша сила» - сила духа и сила воли! Дух русский не сломить!
В чем главная сила человека?


-Есть в тексте отрывок, в котором автор говорит о силе духа Дениски?
-Сильный человек Дениска?





-Давайте вспомним, в каком порядке происходили события в рассказе (стр.4 №4)
-Правильным ли является порядок событий, предложенный в тетради.
-Попробуйте самостоятельно расставить события в нужном порядке.
-Проверим.
-Согласны ли?

-В рабочей тетради (стр.5 №5) дается 2 варианта заглавий частей текста. Обсудите в парах, какой вариант является более точным.






-Слово «друг». Образ кого у вас возникает?
-С каким цветом вы ассоциируете друга? Почему?
-Светлые или темные цвета?
На столах у вас лежат нарисованные медвежата, но не цветные. Раскрасьте. Подарите тому, кого считаете другом. Если такой человек есть в нашем классе, подарите сейчас.
-Желаю всем иметь верных, настоящих друзей!
-стр.5 №7 (рабочая тетрадь), нарисовать мишку из рассказа В.Драгунского.
Дети проверяют готовность к уроку.


Дети находят лишний предмет и объясняют причину выбора.



Дет прогнозируют.




- Мы знакомы с произведениями: «Заколдованная буква», «20 лет под кроватью».





Дети объясняют значение слова, как они его понимают, затем обращаются к «Толковому словарю», зачитывают научную статью.









- дружить дружба, подруга


- нет










(элементы дружеского отношения)
-уважать
-не обижать
-слушать
-помогать
-радоваться с ним

- верного, умного, доброго – настоящего












Дети следят по учебнику, отвечают на вопросы.





Дети высказывают свое мнение и поясняют его.
Находят отрывок, зачитывают.

Высказывания детей.










-В силе духа, формирующего характер.

Дети находят, читают.


-Да








Читают и высказывают мнение.

Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.




Дети работают в парах, выбирают свой вариант.









Дети рассказывют.



Раскрашивают медвежат, дарят.
Регулятивные:
-организация рабочего места


Познавательные:
-анализ объектов с целью выделения признаков.



Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.

Регулятивные:
-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и ого, что еще не усвоено.



Личностные:
-развитие «Я-концепции», развитие сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений
-построение индивидуальных жизненных смыслов
-выбор ценностных ориентиров
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик
-самооценивание
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы
-учитывать позиции других людей
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания





















Познавательные:
-смысловое чтение
-умение строить речевые высказывания
-извлечение необходимой информации из текста
-умение адекватно, выборочно передать содержание текста
-ориентироваться в произведении

Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы
-сотрудничество с учителем и сверстниками
-умение выражать свои мысли

Личностные:
-развитие «Я-концепции»
-нравственно-этическая ориентация
-построение индивидуальных жизненных смыслов
-определение своего способа жизни
Познавательные:
-выдвижение гипотез
-установление причинно-следственных связей
-определение основной и второстепенной информации

Регулятивные:
-составление плана и последовательности действий (коррекция)
-внесение необходимых корректив в план в случае расхождения эталона с реальным продуктом
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог
-интегрироваться в группу сверстников, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем
-управление поведением партнера





Познавательные:
-речевые высказывания
-рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли
-умение учитывать позиции других