В. Драгунский «Друг детства». Друг, дружба, дружелюбие.

Тема: В. Драгунский «Друг детства».Друг, дружба, дружелюбие.
Цели:
Изучение рассказа В. Драгунского«Друг детства».
Развитие навыков выразительного чтения.
Освоение социокультурной категории «Друг, дружба, дружелюбие».
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие социокультурного опыта учащихся.
Освоение алгоритма работы в ресурсном круге, в паре.
Развитие навыка работы со словарем.

Ход урока.
Орг. момент.
Учитель:
        -Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада встрече с вами, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем интересный рассказ и освоим новое понятие.
        Но для начала давайте поиграем в игру. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)
.
Целеполагание.
Учитель:
- Мы с вами пришли на урок с определенной целью. Как вы думаете с какой?
Я, например, пришла на урок чтобы помочь вам учиться читать, говорить, работать с учебником, общаться друг с другом. А вы?
( Учащиеся формулируют свои цели)

Проверка дом. задания
- Что было задано на дом? (пересказать рассказ А. Гайдара «Совесть»). Послушаем, как вы отвечаете.
Сообщение темы урока.
На доске: Друг – это тот, кто
Продолжить мысль (высказывание детей)
- Ребята, а у вас есть друзья? Скажите несколько слов о своем друге.
- Сегодня мы с вами будем читать рассказ «Друг детства» Виктора Драгунского.
Изучение нового материала.
- Что вы можете рассказать о В. Драгунском?
Биография автора
Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его.
В. Драгунский очень любил театр, цирк. Сам писал пьесы, стихи, песни, клоунады, смешные рассказы для детей.
Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.
Героем произведений Драгунского стал младший сын писателя Дениска. Самые разные случаи происходили с главным героем: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги.
Словарная работа
Астроном- Телескоп- Приспичило-
-Посмотрите на название рассказа. Как вы думаете о чем он? Кто может быть другом детства? (одноклассник, игрушка, ребенок со двора)
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь в произведении?
Чтение рассказа
(Читает учитель и ученики)
Физкультминутка
Первичное закрепление
- Кто рассказывает историю? Как определили?
-Кто главный герой? Сколько лет?
- Кем хотелось стать Дениске? (зачитать)
- Почему он так часто менял свои будущие профессии?
- Почему он хотел быть астрономом?
- Почему капитаном дальнего плавания?
- Почему он решил стать боксером?
- Что ему для этого понадобилось?
- К кому он обратился? Что он ответил?
- Какой выход нашла мама?
- Что вспомнил Дениска, когда разглядывал мишку?
- Найти слова, которыми описывается мишка, подчеркнуть.
- Как Денис относится к мишке?
- Почему у мальчика выступили на глаза слезы, ведь он не сделал медведю больно? (он пережил и почувствовал удар мишке и устыдился этого)
- Какова идея рассказа? (нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные)
Подведение итогов
- Посмотрите на пословицы, какая на ваш взгляд подходит к данному рассказу? Почему?
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
С хорошим другом горы свернешь, а с плохим – горя хлебнешь
Человек без друга, что земля без воды.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями
Верному другу цены нет.
Старый друг лучше новых двух
Рефлексия
Каким должен быть настоящий друг?
- Что нового узнали на уроке?
- Достигли своей цели на уроке?
- Для чего мы прочитали этот рассказ? О чем напомнил он?