Рабочая программа по математике для 7 класса По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида составлена на основе – Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Николаевка»
Смидовичского района Еврейской автономной области
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ В.А. Баранова
Протокол № _____
от «___»___________2015 г. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______ Т.В. Камышникова
от «___»____________2015 г. «Утверждено»
Директор
_________ С.И. Макарова
приказ № _________
от «___»___________2015 г.
Рабочая программа
по математике
для 7 класса
По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
составлена на основе –
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
Учитель: Булгакова Анна Сергеевна
на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авт. Т.В. Алышевой, Москва «Просвещение», 2013.
Программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание учебного материала
Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне тысяч в пределах 1 000 000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 устно (легкие случаи) и письменно. Умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 письменно. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени, письменно (легкие случаи). Умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, письменно.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Преобразования: выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице.
Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. Составные задачи, решаемые в 3-4 арифметических действия.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры; ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно оси и центра симметрии.
Метапредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
числовой ряд в пределах 1 000 000;
алгоритмы арифметических действий с многозначными числами;
числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
элементы десятичной дроби;
место десятичных дробей в нумерационной таблице;
симметричные предметы, геометрические фигуры;
виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.
Учащиеся должны уметь:
умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число;
складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;
вычислять периметр многоугольника;
находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии, строить симметричные фигуры.
ПРИМЕЧАНИЯ
Не обязательно:
складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;
производить вычисления с числами в пределах 1 000 000;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерениидвумя единицами времени;
решать составные задачи в 3-4 арифметических действия;
строить параллелограмм, ромб.
Календарно тематическое планирование
№ Наименование урока Дата
1 Устная нумерация в пределах 1 000 000. 2 Письменная нумерация в пределах 1 000 000. 3 Разностное сравнение. 4 Сравнение многозначных чисел в пределах 1 000 000. 5 Линии. Виды линий. Простейшие геометрические фигуры. 6 Нахождение суммы и разности многозначных чисел. 7 Разрядные единицы 1,10, 100, 1 000, 10 000, 100 000, 1 000 000. 8 Выполнение письменной нумерации в пределах 1 000 000. 9 Выполнение письменной нумерации в пределах 1 000 000. 10 Кратное сравнение чисел. 11 Измерение и построение отрезков, нахождение их суммы. 12 Римская нумерация 13 Проверочная работа по теме «Нумерация в пределах 1 000 000 14 Числа, полученные при измерении величин. 15 Меры времени и соотношения между ними. 16 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000. 17 Вычитание отрезков. 18 Письменное сложение и вычитание в пределах 1 000 000. 19 Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. 20 Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000» 21 Письменное сложение многозначных чисел. 22 Письменное вычитание многозначных чисел. 23 Нахождение длины замкнутой и незамкнутой ломаной линии. 24 Нахождение неизвестных слагаемых и суммы при сложении. 25 Нахождение неизвестных компонентов и результата при вычитании. 26 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000» 27 Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000» 28 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 29 Устное умножение и деление. 30 Углы. Виды углов. Построение углов по видам. 31 Письменное умножение и деление без перехода через разряд. 32 Нахождение части и обыкновенной дроби от числа. 33 Письменное умножение на однозначное число с переходом через разряд. 34 Умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное. 35 Умножение неполных пяти и шестизначных чисел на однозначное. 36 Взаимное расположение прямых в пространстве. (Параллельные и перпендикулярные прямые.) 37 Все случаи умножение на однозначное число. 38 Деление с остатком и письменное деление на однозначное число (наиболее простые случаи). 39 Частные случаи деления (деление неполных чисел на однозначное число) 40 Письменное деление пяти и шестизначных чисел на однозначное. 41 Письменное деление с получением неполного частного. 42 Окружность и круг. Построение окружности заданного радиуса, диаметра. 43 Составление задач на деление по краткой записи. 44 Деление с остатком. 45 Обобщающий урок по теме «Письменное деление на однозначное число» 46 Контрольная работа №2 по теме «Письменное деление на однозначное число» 47 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 48 Треугольники, их виды. Вычисление периметра треугольников. 49 Умножение на 10, 100, 1 000. 50 Деление на 10, 100, 1 000. 51 Деление остатком на 10, 100, 1 000. 52 Преобразование чисел, полученных при измерении. (Более крупные меры в более мелкие) 53 Преобразование мелких мер в более крупные. 54 Построение треугольников по длинам сторон. 55 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. 56 Нахождение суммы и разности чисел, полученных при измерении. 57 Вычитание чисел, полученных при измерении, когда уменьшаемое целое число. 58 Вычитание чисел, полученных при измерении, когда в уменьшаемом более мелких мер меньше. 59 Все случаи сложение и вычитания чисел, полученных при измерении. 60 Построение прямоугольников и квадратов по заданным длинам сторон. 61 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 62 Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 63 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 64 Умножение и деление чисел, полученных при измерении на однозначное число. 65 Решение задач и примеров на умножение и деление чисел, полученных при измерении. 66 Построение параллелограмма, его элементы. 67 Нахождение произведения и частного чисел, полученных при измерении. 68 Нахождение произведения и частного чисел, полученных при измерении. 69 Составление условия задач по рисунку. 70 Увеличение и уменьшение чисел, полученных при измерении, в несколько раз. 71 Ромб, его построение и элементы. 72 Нахождение обыкновенной дроби от чисел, полученных при измерении. 73 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1 000. 74 Решение задач и примеров на умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1 000. 75 Устное умножение и деление чисел на круглые десятки. 76 Письменное умножение чисел на круглые десятки. 77 Все изученные виды четырёхугольников, их взаимосвязь. 78 Письменное деление чисел на круглые десятки. 79 Умножение и деление чисел на круглые десятки. 80 Деление с остатком на круглые десятки. 81 Обобщающий урок по теме «Умножение и деление на круглые десятки» 82 Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление на круглые десятки» 83 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 84 Случаи взаимного расположения геометрических фигур. 85 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки. 86 Нахождение произведения и частного чисел, полученных при измерении, и круглых десятков. 87 Умножение двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число. 88 Умножение четырёх и пятизначных чисел на двузначное. 89 Построение ломаных линий по заданным длинам звеньев. 90 Умножение неполных 4-х и 5-ти значных чисел на двузначное число. 91 Умножение неполных 4-х и 5-ти значных чисел на двузначное число. 92 Все случаи умножение на двузначное число 93 Проверочная работа по теме «Умножение на двузначное число» 94 Деление двух и трёхзначных чисел на двузначное. 95 Понятие симметрии. Симметричные предметы. 96 Деление двух и трёхзначных чисел на двузначное. 97 Деление четырёхзначных чисел на двузначное. 98 Деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначные. 99 Деление неполных чисел на двузначное число. 100 Все случаи деления на двузначное число. 101 Симметричные геометрические фигуры. 102 Все случаи деления на двузначное число. 103 Деление с остатком на двузначное число. 104 Деление с остатком на двузначное число. 105 Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число» 106 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число. 107 Нахождение оси симметрии и распознавание фигур симметричных относительно оси. 108 Нахождение произведения и частного чисел, полученных при измерении и двузначных чисел. 109 Обобщающий урок по теме «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число» 110 Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число» 111 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 112 Построение треугольников и четырёхугольников симметричных относительно оси. 113 Обыкновенные дроби и их сравнение. 114 Сравнение смешанных чисел. 115 Преобразование обыкновенных дробей, их сложение и вычитание. 116 Преобразование обыкновенных дробей, их сложение и вычитание. 117 Понятие центральной симметрии 118 Частные случаи вычитания дробей и смешанных чисел. 119 Все случаи сложение и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. 120 Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» 121 Основное свойство дроби. Нахождение дополнительного множителя. 122 Распознавание симметричности точек относительно центра. 123 Нахождение общего знаменателя нескольких обыкновенных дробей. 124 Нахождение общего знаменателя нескольких обыкновенных дробей. 125 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. 126 Нахождение суммы и разности обыкновенных дробей с разными знаменателями. 127 Сопоставление осевой и центральной симметрии 128 Нахождение суммы и разности обыкновенных дробей с разными знаменателями. 129 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» 130 Контрольная работа №6 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» 131 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 132 Куб. Брус. Свойства рёбер, граней. 133 Получение, запись и чтение десятичных дробей. 134 Получение, запись и чтение десятичных дробей. 135 Таблица классов и разрядов для десятичных дробей. 136 Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. 137 Масштаб 138 Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. 139 Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичных дробей. 140 Основное свойство десятичной дроби. 141 Выражение десятичных дробей в одинаковых долях. 142 Линии. Виды линий. Взаимное расположение прямых на плоскости. 143 Сравнение десятичных долей и дробей. 144 Сравнение десятичных долей и дробей. 145 Все случаи сравнения десятичных дробей. 146 Все случаи сравнения десятичных дробей. 147 Классификация многоугольников по количеству сторон и углов. 148 Сложение и вычитание десятичных дробей. 149 Сложение и вычитание десятичных дробей. 150 Частные случаи вычитания десятичных дробей. 151 Нахождение суммы и разности десятичных дробей. 152 Построение четырёхугольников различных видов и нахождение их периметров. 153 Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании, когда компоненты выражены десятичными дробями. 154 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 155 Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 156 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 157 Нахождение обыкновенной дроби от числа. 158 Построение треугольников различных видов. 159 Нахождение десятичной дроби от числа. 160 Сложение и вычитание десятичных дробей. 161 Меры времени, их сравнение. 162 Сложение чисел, полученных при измерении мер времени. 163 Нахождение суммы мер времени. 164 Осевая и центральная симметрии. 165 Вычитание чисел, полученных при измерении мер времени. 166 Нахождение разности мер времени. 167 Решение задач на встречное движение. 168 Решение задач на встречное движение. 169 Решение задач на движение в противоположных направлениях. 170 Умножение и деление на двузначное число. 171 Итоговая контрольная работа. 172 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 173 Игра «Третий лишний». Округление чисел 174 Игра «Найди определения» 175 Решение познавательных задач «Живая планета»
График проведения контрольных работ
№ Темы контрольных работ Дата проведения
I четверть
1 Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 II четверть
2 Письменное деление на однозначное число 3 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении III четверть
4 Умножение и деление на круглые десятки 5 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число 6 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями IV четверть
7 Сложение и вычитание десятичных дробей 8 Итоговая контрольная работа Учебно-методические средства обучения рабочей программы
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011. – 224 с.
Алышева Т.В. Математика. 7 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида / авт. Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013 – 271 с.
Перова М.Н., Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике для 7 класса. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.В. Алышева - 2-е издание.– М.: Просвещение, 2013 – 160 с.
Дополнительная литература
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.– 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
Перова, М.Н., Эк, В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М., 1992.
Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. [и др.]; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.