Родительское собрание на тему Если ребёнок не хочет и не любит читать книги

Родительское собрание. 3 класс
«Книга – это то, что должно быть всегда рядом с ребёнком, это интересно и здорово!»
Учитель начальных классов Бахматова Е.В.

Книги-корабли мысли, странствующие
по волнам времени и бережно несущие
свой драгоценный груз от поколения к
поколению.
Ф.Бэкон
Цель:
Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Выявить причины нежелания детей читать.
Наметить пути решения данной проблемы.
Участники: родители, классный руководитель.
Подготовка:
Анкета для родителей и детей с аналогичными вопросами.
Диагностика техники чтения.
Мини- сочинение «Почему я люблю читать»
Памятка для родителей.
Оформление: презентация + рисунки детей

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:
I Классный руководитель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
Педагоги во всём мире бьют тревогу из-за падения читательской активности детей. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а теперь присоединился компьютер. Изменяется и само отношение к чтению. Исследования показали, что большинство взрослого населения предпочитают книги для отдыха и развлечения, а также учебную, научную и справочную литературу. Люди стали чаще читать в транспорте, во время еды, просмотра телепередач, прогулок, причём многие читают только в таких условиях. Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают:
дети читают только по школьной программе
по мере взросления интерес к чтению ослабевает
круг детского чтения смыкается на детективах, комиксах, триллерах
Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление, воображение ребёнка. И потому тревога весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
О том, почему дети не любят читать и как развить у ребёнка читательский интерес мы сегодня и поговорим.
Есть общие причины нежелания детей читать. Слайд№2
У ребёнка не достаточно развит навык чтения.
У ребёнка нет домашней библиотеки.
Не развита культура чтения, не умеет правильно подбирать литературу для чтения.
Родители дома не читают, нет примера для подражания.
У ребёнка сформировалось негативное отношение к чтению (эффект принуждения).
Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось: поправлять его надо, пока оно ещё целое. Слайд№3
Наличие собственной библиотеки или просто полочки для книг.
Возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес к книге.
Приучайте ребёнка бережно относится к книгам.(не перегибать, иметь закладки, организация книжкиной мастерской, не пишите в книгах, не вырывайте страницы)Как к книгам относитесь вы, так и будут дети к ним относиться.
Научите ребёнка пользоваться библиотекой.
Дарите ребёнку книги. Совершайте совместные праздничные выходы в книжный магазин и вместе выбирайте новую книжку, советуйтесь с ребёнком .
Книга должна ассоциироваться у ребёнка только с удовольствием, радостью.
Не форсируйте события –усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек. Трудная книжка выводит из терпения и злит.
Предлагайте ребёнку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребёнку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: ужастиками, детективами, романтическими историями. Ими он и сам заинтересуется, а вот Толстого и Чехова читать точно не захочет.
Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми. Слайд№4
мудрые советы

Станьте для ребёнка примером. Сложно убедить ребёнка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор, компьютер и т.п.
Заведите ритуал вечернего чтения.(читайте по ролям, разыгрывайте сценки, обсуждайте прочитанное)
Формируйте читательскую активность ребёнка, но после прочтения выясните. Как ребёнок представляет тех или иных героев, как оценивает их поступки. Выскажите своё мнение, но не настаивайте на том, что ваше мнение правильное, а ребёнок не прав. Ребёнок видит динамику событий, а проанализировать их пока не может. ПОМОГИТЕ ЕМУ.
Ищите похожие ситуации в жизни, сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и м\ фильмами, цитируйте подходящие к случаю стихи или лит.фразы. Это умение в будущем украсит и обогатит речь вашего ребёнка.
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.
На основе чтения формируется внутренний мир ребёнка. Именно художественная литература позволяет косвенным путём приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребёнка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Именно книги знакомят ребёнка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство, и готовят его к встрече с ними в реальной жизни.
Что ребёнок должен уметь во 2классе и что не должен забывать дома Слайд№5


- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
---находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Наши задачи: Слайд№6
учить ребенка продумывать в ходе чтения смысл каждого слова; учить задавать вопросы и находить ответы на них в тексте; учить поразмышлять и сопереживать; учить элементарному анализу прочитанного; научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.
Чтобы решить вышеперечисленные задачи важно сформировать у учащихся тип правильной читательской деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиться высоких результатов обучения. Итак, этапов работы с текстом будет три: 1. до начала чтения 2. в процессе чтения 3. после чтения. КРАТКО ПОЗНАКОМИМСЯ С КАЖДЫМ Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов». I. Работа с текстом до чтения. Слайд№7
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях развития действия. II. Работа с текстом во время чтения. Слайд№8 Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. 1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения. 2. Чтение вслух предложениями или небольшим абзацем (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям, как только текст дает возможность их подтвердить. Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать.
Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом.
Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующими главами текста. III. Работа с текстом после чтения. . Слайд№9 Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом.
2. Рассказ учителя о писателе
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора
4. Выполнение творческих заданий.
Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому нам с вами очень важно обеспечить ребёнку право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно. Книга – это то, что должно быть всегда рядом с тобой, это интересно и здорово!

Таким образом, если мы хотим, чтобы шедевры литературы читались не по приказу учителя и не расценивались ребёнком как наказание, а несли бы радость прикосновения к чуду - нужна особая стратегия чтения художественной литературы, которая соответствовала бы виртуальной природе словесных образов и их восприятия. Эта стратегия предполагает: . Слайд№10
- готовить ребёнка с самого начала к чтению художественной литературы как к таинству претворения мертвых строк текста в духовную энергию его собственной личности учить "раскодировать" текст (художественное произведение - это необычное письмо автора читателю); - пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению и создавать условия для их реализации; - стимулировать творчество детей как ответную реакцию на прочитанное; накапливать образцы творческого чтения, делать их достоянием учащихся; учить на этих образцах восприятию художественных образов; - помогать ребёнку удивляться; движущую силу духовного развития детей средствами литературы искать не в общих рассуждениях о писателе и его творчестве, не в открытых кем-то смыслах произведений, а в самой образной ткани произведения в его конкретности, которая и является возбудителем сотворчества читателя. Главный итог чтения должен состоять в том, чтобы рождался у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждалась жажда собственных литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ. ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ выжать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.
. Слайд№11 Вывод: мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст. "Школьный материал не может волновать каждым разделом... Значит, учебное - обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным". В. Сухомлинский.
Ни телевизор, ни компьютер не могут заменить чтение. Так как оно было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре. Поэтому так важно не столько как можно раньше научить ребёнка читать, сколько развить в нём любовь и интерес к чтению.
Всем, что есть во мне хорошего, я обязан книгам.

Используемая литература:
Мир мудрых мыслей.
Иркутск: «Символ»,1995г.
В.Воробьёв. Любит ли ваш ребёнок читать? Психологические тренинги, памятки, анкеты.
М.: «Просвещение», 2004.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку;
в течение дня выделите для чтения время, удобное ребёнку;
когда ребёнок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создаёт эффект принуждения);
если ребёнку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребёнку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, а вы поправляете его, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребёнок;
проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок;
отмечайте каждый, даже самый незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда ребёнок будет стараться порадовать вас своими успехами;
не следует сравнивать достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр)- постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.
Если ребёнок категорически отказывается читать, попробуйте прочитать ему о том, что ему интересно.
Если ребёнок вошёл во вкус совместного чтения, но никак не хочет читать самостоятельно, пойдите на хитрость. Прервите чтение на интересном месте, сошлитесь на сильную занятость и попросите ребёнка самостоятельно прочитать рассказ, а потом вам рассказать, что там дальше произошло. Только не злоупотребляйте занятостью, а то у ребёнка возникнет подозрение, что вы его обманываете и не хотите вместе читать.
Не давите на ребёнка.
Не перегружайте его ежедневным чтением вслух. ( непрерывное чтение 10 -15 минут)
Чтобы чтение не вызывало у ребёнка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки или просмотра любимой телепередачи. (для чтения должно быть определено конкретное время)
Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения, если он уже заинтересовался чем-либо.
Не наказывайте ребёнка чтением. Можно наказать ребёнка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.



Анкета для родителей

Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?
а) Любит читать сам;
б) Слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?
Хвалите его;
Ругаете.
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
Конечно, да;
Нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок?
Безусловно, да;
Наверное, нет.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15