Внеклассное мероприятия по литературе по сказке П.П.Ершова Конек — Горбунок


Внеклассное мероприятие «Я люблю сказку П.П. Ершова «Конек – Горбунок»»
Посвящается 200-летию со дня рождения П.П. Ершова
Классы – 5 – 6
Цель и задачи проведения: проверка знаний обучающихся по сказке П.П. Ершова «Конек – Горбунок»; развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся; воспитание любви к чтению.
Оборудование: тест по сказке, презентация по сказке (иллюстрации), ПК, цветные карандаши, краски, листы бумаги А4, медаль «Знаток сказки П.П. Ершова «Конек – Горбунок», полоски разных цветов (для рефлексии), подарки художникам.
Ход мероприятия.
Слово учителя.
Вступительная беседа:
- Вы любите сказки?
- А что такое сказки?
- Какие сказки по видам вы знаете?
- Посмотрите на иллюстрацию перед вами? К какой она сказке?
- А какой будет сказка П.П. Ершова «Конек – Горбунок»?
- Мы совершим с вами путешествие в сказку П.П. Ершова «Конек – Горбунок». Почему? Замечательному поэту в 6 марта 2015 года исполнилось 200 лет со дня рождения. Его сказка знаменита на всю нашу страну: ее знают «от мала до велика».
Есть русская народная сказка «Сивка – Бурка», по ее мотивам создана сказка Ершовым, да непросто создана, а написана в стихах!
Я предлагаю вам узнать о самом авторе (рассказ о жизни и творчестве П. П. Ершове обучающимся, подготовившим к мероприятию небольшое устное сообщение).
Устное сообщение о жизни и творчестве П. П. Ершова.
(Примерно такое: Ершов Пётр Павлович (1815—1869), поэт и просветитель.
Родился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове (ныне посёлок Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе). В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета. В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех её был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, — лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести — не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.Однако юный возраст мешал разобраться в себе, в природе собственного таланта. Окружающая среда также сыграла свою роль. Тяжёлым ударом стал и негативный отзыв В. Г. Белинского.Было и ещё два обстоятельства. Во-первых, сказка далась Ершову легко, писалась «на одном дыхании»; он и сам не понимал значения этого сочинения. Во-вторых, до «Конька» поэт не связывал будущую жизнь с литературным трудом; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири. В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период он пробует себя в лирике («Молодой орёл», «Русская песня» и др.), в модном жанре романтической баллады («Сибирский казак»), пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», либретто волшебной оперы «Страшный меч», «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель». В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы. Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Ершов не просто автор одной сказки — он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный». Умер 30 августа 1869 г.)Литературная игра «Кто хочет стать знатоком сказки?»
- Я предлагаю Вам принять участие в литературной игре и выделить знатока сказки «Конька – Горбунка». Могут участвовать все желающие. За правильный ответ получаете жетон. Кто больше наберет жетонов, тот станет победителем.
1 тур – «Ответь одним словом».
- Вы должны ответить одним словом на каждый вопрос.
1 вопрос: - Как звали главного героя? (Иван)
2 вопрос: - Кого увидел Иван посередине океана? (Рыбу – кит)
3 вопрос: - Что запросила царевна у царя достать со дна моря? (Перстень)
4 вопрос: - Какое условие должен был выполнить царь, чтобы жениться на царевне? (Помолодеть)
5 вопрос: - Что случилось с царем, когда он прыгнул в котел? (Сварился)
2 тур – «Математический»
- Ваши ответы должны быть числами.
1 вопрос – Сколько коней родила кобылица? (3)
2 вопрос: - Сколько горбов было у Конька – Горбунка? (2)
3 вопрос: - Сколько лет страдала рыба – кит? (10)
4 вопрос: - Сколько лет было Царь – девице? (15)
5 вопрос: - Сколько частей в сказке? (3)
3 тур – «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»
(Дается тест каждому участнику)
Где проживали братья с отцом?
А) в городе, Б) на острове, В) в селе
2. Чем занимались братья?
А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице
3. Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу?А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.
4. Где провел ночь средний брат?
А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу
5. Кто топтал по ночам пшеницу?
А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь
6. За сколько продал Иван коней царю?
А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра
7. Чем подманил Иван Жар - птицу?
А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом
8. Чем провинился кит перед Богом?
А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь – девицы, В) проглотил корабли
9. Чем закончилась сказка?
А) свадьбой Ивана и Царь – девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь – девицу и стал править городом один
4. Итоги игры и награждение победителя – «знатока сказки П.П. Ершова «Конек – Горбунок»
5. Конкурс рисунков к сказке – «Лучшие художники».
- Во 2 части нашего мероприятия я предлагаю Вам стать художниками. Посмотрите внимательно на иллюстрации к данной сказке (см презентацию).
- А теперь создайте свою иллюстрацию, работать будете в парах. Сядьте так, с кем вам бы хотелось сегодня поработать. Фантазируйте, рисуйте!
6. Выставка рисунков.
- Выберите лучшие 3 работы с вашей точки зрения. Поставьте за них оценки. Посчитаем баллы и объявим победителей. (Награждение победителей).
7. Рефлексия мероприятия.
- Если Вы узнали только что – то новое, поднимите красный цвет. Если Вы считаете, что мероприятие полезное для Вас, поднимите зеленый цвет. Если мероприятие было для Вас интересным, поднимите желтый цвет. Если оно для Вас новое, интересное и полезное, поднимите все три цвета.
Список литературы
Ершов П.П. Конек – Горбунок. – М: Терра – Книжный клуб, 2004 г.
Чеботарева Н.Н. Литературная игра «Кто хочет стать знатоком сказки?» по сказке П.П. Ершова. Ж. «Читаем, учимся, играем», №10, 2007 г.
3 тур – «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»
(Дается тест каждому участнику)
Где проживали братья с отцом?
А) в городе, Б) на острове, В) в селе
2. Чем занимались братья?
А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице
3. Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу?А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.
4. Где провел ночь средний брат?
А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу
5. Кто топтал по ночам пшеницу?
А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь
6. За сколько продал Иван коней царю?
А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра
7. Чем подманил Иван Жар - птицу?
А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом
8. Чем провинился кит перед Богом?
А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь – девицы, В) проглотил корабли
9. Чем закончилась сказка?
А) свадьбой Ивана и Царь – девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь – девицу и стал править городом один
3 тур – «Выбери правильный ответ из предлагаемых трех»
(Дается тест каждому участнику)
Где проживали братья с отцом?
А) в городе, Б) на острове, В) в селе
2. Чем занимались братья?
А) сеяли пшеницу, Б) служили у царя, В) работали на мельнице
3. Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу?А) ружье, Б) вилы и топор, В) хлеб с маслом.
4. Где провел ночь средний брат?
А) проспал на сеновале, Б) у соседки под забором, В) караулили пшеницу
5. Кто топтал по ночам пшеницу?
А) Жар - птица, Б) черт, В) белая лошадь
6. За сколько продал Иван коней царю?
А) за сто рублей, Б) за шапку с золотом, В) за десять шапок серебра
7. Чем подманил Иван Жар - птицу?
А) пшеном и вином, Б) хлебом, В) капканом
8. Чем провинился кит перед Богом?
А) за то, что проглотил много рыбы, Б) проглотил перстень Царь – девицы, В) проглотил корабли
9. Чем закончилась сказка?
А) свадьбой Ивана и Царь – девицы, Б) девица отказалась от Ивана и уехала домой, В) Иван отпустил Царь – девицу и стал править городом один
Контрольная работа по теме «Наклонения глагола», 6 класс
Запишите отрывок из стихотворения. У глаголов определите время и наклонение.
Уж та..т снег, бегут руч?и,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро с..ловьи,
И лес оден..тся листвою!
Чиста н..бесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора м..телей злых и бурь,
Опять надолго миновала.
Выполните фонетический разбор слова: лазурь.
Запишите предложения и укажите у глаголов вид и наклонение.
Столяру хорошо, а инженеру лучше, я бы строить дом пошел, пусть меня научат. Доктором хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Хорошая книга ярче звездочки свет..т. Слово выпустиш?, так и вилами не втащиш?. Пиши, решай и думай!
Выполните морфемный разбор слов: приходим, звездочки.
Запишите словосочетания, укажите глаголы повелительного наклонения.
Спрячьтесь от дождя, утешьте малыша, достаньте билет, составьте план рассказа, избавьте от забот, режьте аккуратно, обязательно выпишите газеты, приготовьтесь к ответу, никогда не плачьте, исправьте ошибки, не тревожьтесь из – за пустяка.Синтаксический разбор словосочетания: исправьте ошибки.
Запишите предложение:
В воду рек опрокидывались зори и тихо гасли.
- Определите: переходные или непереходные глаголы.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Контрольная работа по теме «Наклонения глагола», 6 класс
Запишите отрывок из стихотворения. У глаголов определите время и наклонение.
Уж та..т снег, бегут руч?и,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро с..ловьи,
И лес оден..тся листвою!
Чиста н..бесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора м..телей злых и бурь,
Опять надолго миновала.
Выполните фонетический разбор слова: лазурь.
Запишите предложения и укажите у глаголов вид и наклонение.
Столяру хорошо, а инженеру лучше, я бы строить дом пошел, пусть меня научат. Доктором хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Хорошая книга ярче звездочки свет..т. Слово выпустиш?, так и вилами не втащиш?. Пиши, решай и думай!
Выполните морфемный разбор слов: приходим, звездочки.
Запишите словосочетания, укажите глаголы повелительного наклонения.
Спрячьтесь от дождя, утешьте малыша, достаньте билет, составьте план рассказа, избавьте от забот, режьте аккуратно, обязательно выпишите газеты, приготовьтесь к ответу, никогда не плачьте, исправьте ошибки, не тревожьтесь из – за пустяка.Синтаксический разбор словосочетания: исправьте ошибки.
Запишите предложение:
В воду рек опрокидывались зори и тихо гасли.
- Определите: переходные или непереходные глаголы.
- Выполните синтаксический разбор предложения.