Урок окружающего мира «Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?»


Методическая разработка урока окружающего мира (2 класс)
УМК `Перспективная начальная школа».
Акимова Ирина Павловна
МАОУ СОШ №40 г. Томск
учитель начальных классов
Тема: Грибы. Можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?
Класс: 2Цель: познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).
Задачи:
1. На примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах;
2. Доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы;
3. Расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
4. Формировать исследовательские навыки;
Ожидаемый результат:
Понимание обучающимися определения – гриб;
Усвоение основных свойств отличий шляпочного гриба и плесневого;
Умение грамотно строить свои высказывания.
Оборудование: микроскопы, большие лупы, ТСО, запись «Звуки леса», плакаты солнышка (грустное и весёлое), учебник «Окружающий мир», презентация.Выставка «Грибная полянка»: аппликации шляпочных грибов из бумажных салфеток.
Ход урока:
Этап Цель Деятельность
педагога Деятельность
обучающегося
I Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Но сегодня мы проведём необычный урок.
На фоне песни Улыбка говорит учитель.
- Улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Улыбка может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, разогнать серые тучки, поднять настроение. Только это настроение понадобится для работы. Пусть у вас на уроке будет такая же очаровательная улыбка, как у этого СОЛНЫШКА.
(слайд 1) Дети улыбаются, настраиваются на работу.
II. Актуализация опорных знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». На фоне мелодии «Леса» говорит учитель:
- Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы.
- Какой это уголок?
-Что вы могли встретить на своём пути, увидеть?
- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах.
(слайд 2) Это ЛЕС.
- Животных, насекомых, растения, цветы, грибы.
- Шляпочные грибы относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются, растут и размножаются спорами. Тело гриба спрятано в земле: на поверхности выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные
Игра «Съедобные и несъедобные».
- Разделить на ИД грибы на две группы (съедобные и несъедобные).
(слайд 3) Два ученика выполняют задание у ИД.
А каково строение гриба? Давайте вспомним.
(на ИД собрать гриб из частей).
- А чем особенны грибы?
(слайд 4) - Гриб состоит из грибницы, ножки, шляпки.
- Это отдельное царство природы).III Открытие нового знания. - А кто может сказать, чем питаются грибы?
(слайд 5)
- Правильно. Главное отличие растений от грибов способ питания.
(слайд 6) - Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев.
IV. Работа по учебнику - Прочитайте в учебнике текст на стр.110 - 111 до вопроса.- Что вы узнали из текста?
(слайд 7)
- Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных
- Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами едят деревья и разрушают их кору.
- Какие это грибы?
- Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение, поэтому выделяют грибы в отдельное царство.
(слайд 8) - Грибы трутовики.
V.Физминутка. Формирование двигательной активности обучающихся, здоровьесбережение. - Игр немало есть на свете,
поиграть хотите, дети!
Дети выполняют движения «Хлопай-топай» под музыку.
VI. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. - Посмотрите и скажите, что у меня в руках?
- Причем здесь хлеб, когда речь идет о грибах?
(слайд 9)- Значит, задача нашего урока будет в чем состоять?
- А можно ли вырастить плесень на кусочке хлеба?
- Дома вы тоже проделали такую работу.
- Как появилась плесень на ваших кусочках хлеба?- Эту загадку природы мы сегодня и будем разгадывать.
(слайд 10) - Хлеб плохой,
- Что такое плесень, или доказать, что плесень тоже грибы плесень.
VII. «Открытие нового знания». Решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения. Обучающиеся класса делятся на группы:1 Группа - Исследуют плесень через лупы;
Группа - Исследуют плесень через микроскоп;
- Работают с хрестоматией, учебником;
- Добывают дополнительную литературу о пользе и вреде плесени, сообщения о проделанном опыте дома.
- Исследуйте в своей команде с помощью лупы и микроскопа эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке.
- Итак, что вы увидели?
(слайд 11) Дети исследуют с помощью микроскопа и лупы кусочки хлеба с плесенью, принесённые из дома0.


Каждый рассказывает своему соседу, что он увидел
Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба это тоже грибы.
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом?
- А с помощью чего эти грибы появились у меня в блюдце?
Учебник с. 112
-Прочитайте.
(слайд 12)- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы спорами.
- А откуда взялись эти споры?
- Что ещё вы увидели через лупу?
- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздуха разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле. - Нет. У неё нет шляпки
Дети читают вывод в учебнике.
- Чёрные точки, это споры
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. Соотнесение области знания и незнания.
- А встречали вы такие же грибы дома?
- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах.- Можно ли есть испорченные плесенью продукты?
Учебник с.112 (прочитайте).
(слайд 13) - Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д
Дети читают вывод в учебнике.
IX. Включение нового знания в систему знаний и повторение Поиграем в игру Да или нет
- Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? - Плодовое тело состоит из шляпки и ножки? - Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? - Гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? - Грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? - Трутовики разрушают кору деревьев? - Плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем это тоже грибы? - Плесневые грибы относятся к шляпочным грибам?
- МОЛОДЦЫ! - Да
-Да
- Нет
- Да
Нет
-Да.
-Да.
- Нет.
X. Рефлексия деятельности - Какую ставили учебную задачу?- Удалось её решить? - Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
(слайд 14) - Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут
XI .Итог занятия. - Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. Возьмите картинку с изображением СОЛНЫШКА по своему настроению и покажите.
(слайд 15) Дети показывают в своей команде своё настроение (картинка солнышка – грустное или весёлое).
-Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем за урок спасибо.