Мини — проект естественнонаучной направленности для детей 3-4 лет.


ГБОУ СОШ №69имени Б. Ш. Окуджавы.
Дошкольное отделение <<Росинка>>.


Контрольная работа.
Интерактивный мини-проект естественнонаучной направленности для детей 3-4лет.
Тема: «Удивительные камни».

Выполнила: Бахтеева Татьяна Викторовна.

План:
1.Задачи.
2.Ход НОД.
3.Опыты.
4.Заключительная часть.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т.д.;
-учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, твёрдый, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий и др.).
-закрепить представление детей о том, что камни - это компонент неживой природы.
Развивающие:
- развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
- развивать навыки постановки опытов;
- развивать память, внимание, связную речь;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Активизация словаря:
- камень, твёрдый, прочный, тяжёлый, лёгкий, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, тёплый;
- тонет, плавает, рисует, пачкает, растворяется, не растворяется.
Материалы и оборудование:
У воспитателя:
Речные камешки разного размера, разной фактуры; керамзит, весы, коррекционные дощечки.
У детей: уголь, мел, листы чёрного, белого картона, ёмкости с водой, пластилин, лупы, влажные салфетки.
Ход НОД.
Дети встают в круг и говорят приветствие: «Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся». Подарим всем хорошее настроение, всем друзьям и гостям.
Ребята, что я вам сегодня принесла, узнаете, если отгадаете мою загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой одному не поднять.
Что это? Кто отгадал мою загадку? ( Камень).
Посмотрите, сколько разных камешков я набрала. (показывает детям на подносе.) Все они такие разные и каждый по – своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться разгадывать его тайны.
Я – чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко в печке я горю.
Людям всем тепло дарю!
Давайте попробуем сжать его в руке. Он твёрдый или мягкий?
Твёрдый.
Гладкий или шершавый?
Шершавый.
Ребята вы испачкали ручки? Значит, он может оставлять следы.
Скажите, на каком листе его след будет лучше виден? На белом или чёрном? Попробуйте. (Делают вывод).
Белый маленький комочек
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске.
Белят потолки и печки. Растворяется легко.
Опусти комочек в речку – утечёт как молоко. (Мел).
Давайте рассмотрим второго друга.
Какого он цвета? Белый. Совсем не похож на уголька.
Твёрдый или мягкий?
Твёрдый.
Гладкий или шершавый?
Гладкий.
Смотрите он тоже испачкал ваши руки. Он тоже умеет оставлять следы.
Порисуйте им на чёрном листе. Похожи на наши друзья? Чем похожи (Твёрдые, пачкают руки). А чем отличаются? (Разного цвета, мел гладкий, а уголь шершавый).
Уголь и мел добывают глубоко в земле.
Физкультминутка:
По дорожке мы пошли. Много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в лево пошли, пёстрых камешков нашли,
И с собой всё принесли.
Вот ещё, какие красивые камешки я хочу вам показать.
Опыт 1: Определение температуры камня.
Приложите его к щёчке.
Какой он тёплый или холодный? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
Опыт 2: Определение жёсткости камня.
А теперь возьмите в левую руку камешек, а в правую пластилин и сожмите. Что произошло с камешком, А что с пластилином? Почему?(Камень твёрже пластилина).
Опыт 3: Определение веса из них легче, а какие тяжелей?
У меня камешки разные большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камешек.
Делают вывод: ( Камни бывают разные: Тяжёлые и лёгкие).
При помощи чего, можно определить вес камня?
Какой камень тяжелее большой или маленький? (Взвешиваем, делаем вывод).
Опыт 4: Определение характера поверхности.
Погладьте большой камешек. Какой он? Погладьте маленький камешек. Что можно про них сказать? А теперь посмотрите на них через лупу. Что заметили? (Делают вывод).
Опыт 5: Плавучесть.
Что будет если камешек положить в воду (пусть ребёнок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Положите камешки в воду, что произошло? Все ли камни тонут? Это керамзит. Повторите, как называется камешек? Опустите его в воду. (Дети делают вывод).
Обращаю внимание, что цвет камня изменился, стал ярче.
А сейчас я вас приглашаю на выставку, посмотрите какие красивые вещи делают из камней (показываю, рассказываю, что и из чего сделано).
Что я вам принесла?
Как зовут друзей: Чёрного? Белого?
Какие бывают камни? Что произойдёт, если камень опустить в воду? Что можно делать
из камней?
Какой камень не тонет? Потрогайте и угадайте, что в моём мешочке лежит?
Это не простые камешки, а волшебные они съедобные. Угощайтесь.
Данный мини – проект направлен на развитие у детей социальных и коммуникативных компетенций.
Для формирования коммуникативных компетенций применён метод сотрудничества детей с воспитателем и сверстниками.




Итоговая работа.
Выполнила: Бахтеева Татьяна
Викторовна.
Тема: Свойства воды.
План проведения детского исследования естественнонаучной направленности для детей 5-6 лет:
1.Цель.
2.Задачи.
3.Ход.
4. Итог.
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, принимать решения, иметь своё мнение.
- развивать логическое мышление.
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
Картинка «Круговорот воды в природе».
На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.
Медальки (капелька воды); облако с наклеенной загадкой.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о природе, о том, что всё взаимосвязано и всё в ней нужное. Наша с вами беседа посвящена одному из важнейших веществ в природе, без которого невозможно жить на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
- Как вы думаете, для чего земле нужна вода?
- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему (« круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ + демонстрация).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Опытно – исследовательская деятельность:
- Перед вами стаканчик с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Солёная).
Эта вода чем- то напоминает нам море. Там водичка тоже солёная.
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Сладкая).
Во многих странах такую воду пьют чтобы поднять настроение.
- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса).
- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт их потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (прозрачная).
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили).
- Имеет ли вода определённую форму? (Нет).
Ребята, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физкультминутка:
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – Это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опытно – исследовательская деятельность:
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руку яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелее воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже она уже не будет такой пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз ( дети самостоятельно разбавляют солёную воду).
Заключительная часть:
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- Какие свойства есть у воды?
- Ребята, вы сегодня были отличными собеседниками и исследователями. За это я хочу вас поблагодарить, и подарить медальку капельку, которая будет вам напоминать о сегодняшнем увлекательном занятии.
При выборе данной темы учитывался интерес детей к исследованиям естественнонаучной направленности.
Развивать у детей интерес к исследованиям естественно-научной направленности.
Взаимодействие педагога с детьми.