Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ПЛАНЕТА»


Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 01
от «09» сентября 2016г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДЮЦ «Планета»
______________ А.В.Горбунов
«__» ____________2016 г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

Возраст обучающихся 7-9 лет
Срок реализации программы – 1 год






Автор-составитель:
Шамордина Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования






г. Ульяновск, 2016
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая азбука» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепции развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;
- Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологическая азбука» - естественнонаучная.
Актуальность программы.
Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся возможность получения опыта экспериментальной деятельности, которой они успешно используют в выступлениях перед своими товарищами, на конкурсах.
Отличительные особенности программы:
- расширение и углубление знаний об окружающем мире, как необходимое условие гармоничного и комфортного существование личности в социоприродной среде;
- активное включение развивающейся личности в социальную экологию через формирование практических умений и навыков по охране природы и окружающей среды в целом.
Адресат программы.
Программа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста 7- 10 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего мира.
Объём и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет 72 часа.
Данный объем определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы, характеризуется продолжительностью программы – 1 учебный год.
Форма обучения.
Форма обучения – очная. Обучение предполагает следующие виды занятий: комплексные занятия по темам, практические занятия, экскурсии, мастер - классы, участие в конкурсах, акциях, фестивалях.
Особенности организации образовательного процесса.
Содержание данной программы реализуется в рамках детского объединения «Юный эколог». Детское объединение формируется в группе учащихся одного возраста (одного учебного класса). Состав группы постоянный. Основой образовательного процесса является учебный план программы и календарный учебный график.
Режим занятий
Общее количество часов в год -72 часа.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Цель и задачи программы
Цель программы:
формирование экологической культуры учащихся, основной чертой которой является ответственное отношение к природе (бережное, заботливое отношение к окружающему растительному, животному миру, к человеческому сообществу)
Задачи программы:
Образовательные:
развить познавательный интерес к природному окружению (растительный, животный мир, природные явления).
получить обучающимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с их возрастными особенностями и способностями;
формировать практические умения в соответствии с полученными знаниями.

Личностные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе.

Метапредметные:
развивать у обучающихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации (контроля)



всего
теория
практика


1.
Введение
4
2
2
Наблюдение, опрос, тестирование

2.
Голубая планета Земля
14
6
8
Наблюдение, опрос, тестирование, анализ детских работ

3
Домашние питомцы
10
4
6
Наблюдение, опрос, тестирование, анализ детских работ. Фотовыставки.

4
Объекты живой природы
16
8
8
Наблюдение, опрос, тестирование, анализ детских работ. Фотовыставки

5
Человек и природа
12
6
6
Наблюдение, опрос, тестирование, анализ детских работ. Фотовыставки

6
Природа родного края
14
6
8
Наблюдение, опрос, тестирование, анализ детских работ. Фотовыставки

7
Итоговое занятие
2
-
2
Тестирование, наблюдение


Итого
13 =SUM(ABOVE) 147215
13 =SUM(ABOVE) 143215
13 =SUM(ABOVE) 144015



Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение.
Теория: Вводное занятие. Предмет изучения экологии.
Правила безопасного поведения.
Диагностика уровня знаний об окружающем мире.
Практика: Игры: «Кто где живёт?», «Кто как устроен?».
Экологические тренинги.
Тренинги по безопасному поведению.

Раздел 2. Голубая планета Земля.
Теория: Строение Земли.
Путешествие по материкам.
Природа – источник красоты и гармонии.
Явления природы.
Почвы земли.
Воздушная и водная стихии.
Практика: Мини-сочинения «Наша Земля – голубая планета»
Игры – путешествия по материкам (разные климатические зоны).
Экскурсии в осенний парк: сбор природного материала для поделок к выставке «Краски осени».
Фото охота.
Уборка территории школы, фруктового сада.
Акция «Не жгите костры!»

Раздел 3. Домашние животные.
Теория: Кошки и собаки.
Попугаи и канарейки.
Рыбки и улитки.
Хомяки и морские свинки.
Практика: Мини – сочинение «За что мы их любим?» (о своем домашнем животном)
Фото - выставка «Мой любимец»
Рисование. Ручной труд.
Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Раздел 4. Объекты живой природы.
Теория: Комнатные растения и цветы сада.
Растения луга и поля.
Лесное царство.
Животные леса.
Птицы наши друзья.
Насекомые и пауки.
Практика: Дежурство по зеленому уголку.
Фотовыставка: «Самый красивый цветок».
Тест: «Уход за комнатными растениями».
«Игра – путешествие в Лесное царство».
Фотоохота «Птицы в городе», фотовернисаж.
Акции «Поможем зимующим птицам», «Встречаем гостей (День птиц)».
Экскурсия в музей естественной истории Естественнонаучного отдела областного Дворца творчества.
Акция «Ёлочка, живи»

Раздел 5.Человек и природа.
Теория: Человек и среда обитания.
Деятельность человека и природа.
Экология микрорайона.
Экология у нас дома.
Здоровье человека и загрязнение окружающей среды.
Здоровый образ жизни.
Природа дарит здоровье.
Практика: Фотоохота «Природа просит помощи»
Мини – рассказ «Человек – друг природы».
Экскурсия по микрорайону школы (изучение экологической обстановки).
Рисование листовок: «Чистая природа – здоровый человек»
Экскурсия в с. Ундоры (минеральные источники).

Раздел 6. Природа родного края.
Теория: Растительный мир Ульяновской области
Животный мир региона.
Красная книга Ульяновской области.
Весенние работы в цветнике.
Практика: Фотоохота «Царство Флоры», фотовернисаж.
Занятие флористикой «Мой цветок».
Рисование «Животные наших лесов».
Экотренинги по Красной книге «Защити нас»
Участие в природоохранной акции.
Акция «Украсим землю цветами»
Экскурсия в Краеведческий музей.

Раздел 7 Итоговое занятие
Теория: Посвящение в юные экологи.
Диагностика освоения программы.
Практика: Викторина «Азбука природы»
Фотовыставка по итогам учебного года.
Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:
элементарные правила ЗОЖ
свойства воды и её значение в быту;
особо охраняемые природные территории региона;
исходное представление о животных и птицах;
способы наблюдения за живыми объектами;
правила нравственного поведения с животными и птицами, в природе;
правила содержания домашних животных, требования к режиму их кормления и корму;
отличительные особенности нескольких видов птиц;
3-4 аквариумных рыб;
Обучающиеся должны уметь:
отличать по признакам 10-15 видов растений и животных, их названия;
отличать съедобный гриб от несъедобного;
владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
замечать красоту окружающей природы в разные сезоны года и фиксировать на электронные носители;
отличать 2-3 представителя флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Ульяновской области.

Компетенция и личностные качества:
доброжелательное отношение и милосердное отношение к окружающему миру;
внимательное, ответственное и дисциплинарное отношение к людям;
постоянная устойчивая потребность в общении с природой;
осознание активного отношения и практическое участие в сохранении окружающей среды;
коммуникативность и умение сотрудничества в коллективе сверстников.

Метапредметные и предметные результаты:
устойчивое эстетическое чувство и умение любоваться красотой и изяществом природы;
интерес к познавательной и интеллектуальной деятельности;
элементарные навыки психологической разгрузки при взаимодействии с природой;
практические умения и навыки по обеспечению комфортного существованию окружающего растительного мира.

Календарный учебный график

№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятий
Форма занятий
Кол-во часов
Тема занятий
Место проведения
Форма контроля

1
Сентябрь

13.00-15.00
Комб
2
Что мы знаем о природе?
Инструктаж по т/б.
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос

2


13.00-15.00
Комб
2
Что изучает наука экология? Диагностика.
Учебный кабинет
Наблюдение, тестирование

3


13.00-15.00
Комб
2
Строение Земли
Учебный кабинет
Наблюдение, тестирование

4


13.00-15.00
Комб
2
Путешествие по материкам
Учебный кабинет
Наблюдение, тестирование

5
Октябрь

13.00-15.00
Экскурсия в парк
2
Природа – источник красоты и гармонии
Парк «Молодёжный»
Наблюдение, беседа, фотовыставка

6


13.00-15.00
практика
2
Осенний праздник
Актовый зал
Конкурс стихов, выставка поделок

7


13.00-15.00
Комб
2
Явление природы
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос

8


13.00-15.00
Комб
2
Земля – кормилица.
Почвы.
Учебный кабинет
Наблюдение, тестирование

9
Ноябрь

13.00-15.00
Комб
2
Воздушная и водная стихия
Учебный кабинет
Наблюдение, тестирование

10


13.00-15.00
Комб
2
Кошки и собаки
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

11


13.00-15.00
Комб
2
Попугаи и канарейки
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

12


13.00-15.00
Комб
2
Рыбки и улитки
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

13
Декабрь

13.00-15.00
Комб
2
Хомяки и морские свинки
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

14


13.00-15.00
Практика
2
Экскурсия на станцию юных натуралистов
СЮН
Наблюдение, выставка

15


13.00-15.00
Комб
2
Комнатные растения и цветы сада
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

16


13.00-15.00
Комб
2
Растения луга и поля
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

17
Январь

13.00-15.00
Комб
2
Лесное царство
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

18


13.00-15.00
Комб
2
Животные леса
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

19


13.00-15.00
Комб
2
Птицы – наши друзья
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос, фотовыставка

20
Февраль

13.00-15.00
Практика
2
Поможем зимующим птицам
Школьный сад
Наблюдение, выставка

21


13.00-15.00
Экс
Кур
сия
2
Насекомые и пауки
Учебный кабинет
Наблюдение, беседа, выставка

22


13.00-15.00
Практика
2
Акция «Елочка,живи»
Школьный сад
Наблюдение, беседа, фотовыставка

23


13.00-15.00
Мозговой штурм
2
Человек и природа обитания
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос,

24
Март

13.00-15.00
Комб
2
Деятельность человека и природа
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос,

25


13.00-15.00
Практика
2
Экология микрорайона
Учебный кабинет
Наблюдение, выполнение практического задания

26


13.00-15.00
Комб
2
Экология у нас дома
Учебный кабинет
Опрос

27


13.00-15.00
Комб
2
Здоровье человека и загрязнение
Учебный кабинет
Наблюдение, опрос,

28
Апрель

13.00-15.00
Комб
2
Здоровый образ жизни
Учебный кабинет
Опрос

29


13.00-15.00
экскурсия
2
«Природа дарит здоровье»
Заповедник с.Ундоры
Наблюдение, беседа, фотовыставка

30


13.00-15.00
Комб
2
Растительный мир Ульяновской области
Учебный кабинет
Наблюдение, беседа, фотовыставка

31


13.00-15.00
Комб
2
Животный мир региона
Учебный кабинет
Наблюдение, беседа, фотовыставка

32


13.00-15.00
Комб
2
Красная книга Ульяновской области
Учебный кабинет
Беседа, тренинги

33
Май

13.00-15.00
Практика
2
«Великой реке – чистые берега»
Учебный кабинет
Выставка рисунков

34


13.00-15.00
Практика
2
«Украсим землю цветами»
Учебный кабинет
Наблюдение, беседа,

35


13.00-15.00
экскурсия
2
Экскурсия в Краеведческий музей
Краеведческий музей
Наблюдение, беседа,

36


13.00-15.00
Комб
2
Викторина «Азбука природы». Посвящение в «Юные экологи»
Учебный кабинет
Наблюдение, беседа, фотовыставка


Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение
Детское объединение «Юный эколог» имеет возможность заниматься в специально оборудованном кабинете экологии. Кабинет представляет собой классную комнату размером 50 кв.м. с освещением и отоплением в соответствии с СанПиН. Мебель соответствует возрасту детей.

Библиотека необходимой литературы имеет следующие разделы:
педагогическую (научно – методическую);
природоведческая для взрослых;
природоведческая для детей;
периодические издания: «Юный натуралист», «Свиристель», «Муравейник», другие.

Кабинет экологии оснащён необходимыми дидактическими материалами и лабораторным оборудованием:
глобус,
микроскопы,
лупы,
наборы лабораторных емкостей, стекол и посуды.

Информационное обеспечение
В кабинете имеется аудио-, видео - аппаратура, Интернет-источники.

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование.
Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамоты,
дневники наблюдений,
журналы посещаемости,
анкетирование,
тестирование,
фото и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки,
конкурсы,
открытые занятия,
праздники и др.

В процессе освоения программы осуществляется постоянный контроль освоения программы. Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований:
Входящая диагностика: проводится в игровой форме, в виде анкетирования и тестирования, беседы. Определяется уровень базовых знаний.
Текущая диагностика: проверка знаний и умений после изучения крупных тем с целью корректирования образовательной деятельности. Проводится с использованием игровых технологий в виде викторин, практической и самостоятельной работы, тестирования.
Итоговая диагностика: контроль освоения программы на соответствие требованиям, заложенным в программе. Проводится в конце года в форме тестирования, выполнения исследовательской работы, участия в природоохранных акциях, защиты проектов.

Оценочные материалы
Теоретические знания.
низкий уровень – воспитанник владеет менее 50 % знаний,
средний уровень – воспитанник владеет более 50 % знаний,
высокий уровень – воспитанник владеет более 75 % знаний,
Методы диагностики: собеседование, тестирование, подготовка к викторинам, тематическим праздникам, экологическим акциям, участие в викторинах, олимпиаде, дидактические игры.
Практические навыки.
низкий уровень – воспитанник выполняет действия под руководством педагога,
средний уровень – воспитаннику на всех этапах самостоятельного осуществления деятельности требуется контроль и одобрение со стороны педагога,
высокий уровень – воспитанник самостоятельно планирует, осуществляет деятельность и может достаточно адекватно оценить её результаты.
Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью обучающихся, практические задания, участие в конкурсах, экологических акциях.
Социальные установки, ценностные ориентации.
низкий уровень – воспитанник формулирует свои экологические убеждения и ценности, педагог наблюдает действия, не соответствующие декларируемым взглядам;
средний уровень – воспитанник формулирует свои экологические убеждения и ценности, активно участвует в природоохранной и пропагандистской деятельности объединения, педагог наблюдает отдельные случаи действий, не соответствующие декларируемым взглядам;
высокий уровень – воспитанник формулирует свои экологические убеждения и ценности, активно участвует в природоохранной и пропагандистской деятельности объединения, педагог наблюдает поведение воспитанника, соответствующее ценностным ориентациям экоцентричной личности.
Методы диагностики: анкетирование, тестирование.

Критерии диагностики

Диагностика
Низкий уровень знаний
Средний уровень знаний
Высокий уровень знаний

Входящая
Обучающиеся имеют представления о живой и неживой природе, не владеют элементарными терминами. Работают с литературой при помощи педагога.
Обучающиеся имеют элементарные понятия о живой и неживой природе, владеют элементарными терминами. Умеют работать с литературой.
Обучающиеся имеют твердые знания о том, что такое живая и неживая природа, уверенно владеют терминами. Навык работы с литературой.

Текущая
Обучающиеся слабо разбираются в содержании изучаемого материала. Не понимают целей практических заданий, после проведения природоохранных акций не могут объяснить свои действия.
Обучающиеся разбираются в содержании изучаемого материала. Понимают цель практического задания, но выполняют его только в составе группы, после проведения природоохранных акций могут рассказать ход мероприятия.
Обучающиеся свободно ориентируются в содержании материала, легко выполняют практические задания, после проведения природоохранных акций могут объяснить цель мероприятия.

Итоговая
Обучающиеся слабо освоили содержание некоторых разделов. Не достаточно хорошо умеют работать с литературой, не могут объяснить целей работы экологического объединения.
Обучающиеся освоили содержание всех разделов программы, владеют терминами, уверенно владеют умением пользоваться литературой.
Могут объяснить поэтапно  деятельность по проекту.
Обучающиеся свободно ориентируются в содержании всех разделов программы, владеют терминами, легко и творчески выполняют практические задания. Владеют навыком постановки проблемы для учебного проекта, участвуют в публичной защите проекта.


Методические материалы

Эффективность усвоения учащимися материала достигается за счет использования сочетания следующих методов обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия);
наглядный (демонстрация,  использование аудио- и видеозаписей);
практический (практические задания, подготовка и участие в тематических мероприятиях);
интерактивный (ролевая игра);
частично-поисковый (проблемное изложение, проблемный вопрос или ситуация);
исследовательский (составление сообщений, рефератов, проведение и написание отчета по исследовательской работе);
метод ТСО (использование на занятиях компьютера, медиапроектора, видео- и аудиоаппаратуры позволяет существенно расширить арсенал наглядных пособий, тестовых заданий, дидактических игр).

Программой предусмотрены следующие методы воспитания:
формирование социального опыта (взаимодействие в группе сверстников в познавательной, трудовой, исследовательской, досуговой деятельности).
осмысление социального опыта (анкетирование, обсуждение, дискуссия).
стимулирование и коррекция действий (участие в конкурсах, массовых тематических мероприятиях, поощрения).

В рамках программы используются групповая и индивидуально-групповая формы работы.

Используются следующие формы организации образовательного процесса:
Комбинированное занятие подразумевает сочетание объяснения педагога, практических и (или) исследовательских заданий, работы с литературой, игр с целью изучения нового материала, формирования приемов и навыков деятельности, закрепления и конкретизации знаний, текущего контроля освоения программы (80% занятий по программе являются комбинированными).
Экскурсии в парки и скверы города, в природу.
Экологические акции рассчитаны на несколько занятий и включают подготовку, проведение и анализ результатов.
Тематические массовые мероприятия проводятся как коллективные творческие дела, с привлечением обучающихся к планированию, подготовке, проведению и анализу результатов деятельности.
Праздники – досуговые мероприятия проводятся в дни школьных каникул, в связи с календарными праздниками, имеющими значение в жизни детей (Осенний бал,  День защитника Отечества, День птиц, День Земли).
Обобщающие и контрольные занятия проводятся с целью систематизации и  контроля освоения программы по окончании изучения раздела программы.
Особое место в программе отведено для выполнения практических и исследовательских работ. Данный вид деятельности осуществляется на каждом занятии при изучении конкретного раздела программы.

Следует отметить использование на занятиях проектной деятельности обучающихся как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне дети смогут овладеть умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Педагогические технологии.
В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии:
группового обучения;
развивающего обучения;
исследовательской деятельности;
коллективной творческой деятельности;
педагогической мастерской;
решения изобретательских задач;
здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия

Цели и задачи учебного занятия формулируются исходя из темы раздела учебного плана и календарно учебного графика.

1. Вступительная часть.
Ознакомление с темой, целью и планом занятий. Мотивация учащихся.
Методы: беседа, рассказ, проблемная ситуация, сюрпризный или игровой моменты и т.д.

2. Основная часть.
Решение задач по теме занятия.
Методы: поисковая беседа, «мозговой штурм» (ТРИЗ – технологии), практическая работа, исследовательская работа, игры – путешествия, игровые тренинги, фото – охота, тестирование, ответы на вопросы викторины, решение кроссвордов и т.д.

3. Заключительная.
Подведение итогов работы, оценка результатов.
Методы: устный анализ деятельности, сравнение результатов исследований и опытов, итоги практических работ, фото выставка, выставка творческих работ, награждение победителей.

Дидактические материалы
Раздаточный материал:
карточки заданий,
раскраски,
дидактические игры,
тестовые задания,
кроссворды,
материал для практических работ (виды почв, семян, древесины и т. д)

Учебное и лабораторное оборудование:
глобусы,
микроскопы,
лупы,
наборы лабораторных емкостей, стекол и посуды .

Учебные коллекции:
почв и минералов,
гербариев и семян,
птичьих гнезд и перьев,
ракушек и т.д.

Методические пособия включают:
подбор дидактических игр по разделам программы;
иллюстративный материал к каждому занятию;
набор таблиц «Дикие и домашние животные», «Зимующие и перелетные птицы», «Комнатные растения и способы ухода за ними», «Климатические зоны земли» и другие.

Географические:
- карты: Земного шара,
России,
Ульяновской области.
- атласы: материков,
стран и народов мира,
растительного и животного мира Ульяновской области.
Видеотека:
- документальные фильмы по разделам программы:
О заповедниках России и особо охраняемых территориях Ульяновской области;
ВВС «Живая природа», серии «Детёныши животных»;
- художественные и мультипликационные фильмы для взрослых и детей: «Не стреляйте в белых лебедей», «Внимание, черепаха», «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;
- сериалы о животных: «Лесси», «Бенб», «Бетховен», «Дорога домой» и другие.
Список литературы
Литература для педагога
Аксенова Л.А. Цветы. Серия «Детская энциклопедия РОСТЭН» 2016.- 96с.
Грешневиков А.Н. Экологический букварь. [Текст] А.Н.Грешневиков – Москва: «Экос- инфорит» 1995 год - 81с.
3.Елкина Н.В.,Тарабарина Т.И. и др. 1000 загадок про всё на свете
[Текст] – Ярославль: Академия развития. 2012-512с.
Ермолаева С.В., Каменюк В.М. и др. Здоровье населения Ульяновской области и среда обитания. Медико-экологический атлас.- Ульяновск. УлГУ 2007.
«Есть такие места заповедные»: Детям об особо охраняемых природных территориях родного края: Методическое пособие – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2012. – 148с.
Зубкова Т.А. Природа отражается в игре. Тренинговая игра и упражнения экологического содержания для детей дошкольного возраста – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения. 2010:- 44с.
Красная Книга Ульяновской области /под научной ред. Е.А.Артемьевой, А.В.Масленникова, М.В. Корепова; Правительство Ульяновской области.- М: Издательство «Буки Веди»,2015 -550с.
Лес России: энциклопедия / под общей редакции А.И. Уткиной, Г.В. Лендемана. – Москва: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия. 1955 г. – 445с.
Москвичева А.Н., Бородин О.В. и другие Птицы города Ульяновска [Текс] – Ульяновск 2011. – 278с.
Федоров Д.В. К вопросу об экологической культуре./ Краеведческий журнал. «Мономах» - 2013 №2. – с. 2-5.
Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России / под редакции М.В. Медведевой. – М: ЗАО «Издательство Икар», 2008. – 240 с.
Литература для учащихся
Андерсен Г.Х. Сказки истории. В 2 томах. Т.1 пер. с датск. Вступительная статья Т. Сильмон. Л.: «Художественная литература» 1977 – 584с.
Бианки В.В. Фомка – Разбойник. Повесть и рассказы / Виталий Бианки: - М.: Астрель, 2012. – 894с.
Большая поэзия для маленьких детей: Серии осенние стихи. Зимние стихи. Весенние стихи. Летние стихи. Составитель А. Бурмистрова – М: «Мозаика – Синтез» - 24с.
Гришин В.Н. Шарик – мой верный друг. / Ульяновск: «Триада». 2012. – 14 с.
Зеленеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области [Текст] С.Г. Зеленеева – Ульяновская областная типография «Печатный двор». 2014 – 328с.
Зотов В.В. Лесная мозаика: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М: Просвещение. 1993 г. – 240 с.
Иваницкий В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Птицы. – М: ООО «Издательство Астрель; 2000 – 400с.
Киплинг Р. Маугли: Сказочная повесть / пер с англ. Н. Дарузес, Ил Г.В. Золотовской. М.: Дом, 1994. – 216с.
Ноев ковчег. Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных / составитель Э.И. Иванова. – М: Просвещение 1993 г. – 352с.
Сергеев Б.Ф. Энциклопедия живой природы для младших школьников. – М: ЗАО «ОАТА Медиа Групп» 2012 – 200 с.
Сетон – Томпсон Э. Маленькие дикари, или повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились / пер. с анг. Н. Темчиной. – Москва: Издательское объединение. Композитор, 1992 г. – 144с.
Сетон – Томпсон Э. Рассказы о животных. – Таллин. Издательство «Ээсти риамат». 1980 г. – 144с.
Сент – Экзюпери Антуан де. Маленький принц [Текст] / Антуан де Сент – Экзюпери . – Душанбе: «АДИБ», 1988 г. – 384с.
Снегирев Г.Я. Про птиц и зверей для младшего школьного возраста. – М: РИО «Самовар» 1980 г. – 48с.
Экологические сказки. Для детей, родителей и педагогов. / сост. Л.П. Молдова. – Минск: «Аскар». 1998 г. – 160с.








13PAGE 15


13PAGE 141515




15