Конспект урока по географии 9 класс Лесная промышленность россии


Тема урока: «Лесной комплекс России»
Цели урока: 1. Сформировать представления о составе лесного комплекса, его специфики в России;2. Познакомить учащихся с главными районами лесозаготовок и потребления древесины;3. Научить находить взаимосвязи между размещением крупных ЛПК (лесопромышленными комплексами), предприятиями ЦБК (целлюлозно-бумажных комбинатов), распространением лесов и плотности населения;4. Выявить факторы размещения различных отраслей лесной промышленности 5. Определить проблемы и перспективы лесного комплекса.
Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, материало-, водо-, энергоемкое производство, внутриотраслевые связи, межотраслевые связи, Лесной кодекс.Опорные знания: лесные богатства России, лесохозяйственные районы, лесопользование, лес и окружающая среда, рекреационное значение леса.
Задачи урока: а)Образовательные: сформулировать понятия «Лесопромышленный комплекс», «Внутриотраслевые связи», обучить учащихся находить взаимосвязи между объектами, явлениями и процессами; формировать умение работать с картами. б) Развивающие: продолжать развивать умение выделять главное и обобщать, стимулировать любознательность, способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач. в) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, создавать условия для развития коммуникативной компетенции учащихся (взаимоконтроль).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карты атласа, учебник, интерактивная доска, физическая карта России, политическая карта мира.Ход урока:
Изучение нового материала; 1. Вводное слово учителя.
- Я хочу начать урок с замечательного стихотворения (слайд 3) Вс. Рождественского.
-Вспомните, какое значение имеет лес для человека, хозяйства и природы?
- промышленное сырье - защита почвы от водной и ветровой эрозии - сберегает влагу в земле (почве) - сдерживает разливы рек- охраняет поля от суховеев- дом и убежище для животных- лекарственные растения- ягоды, грибы- выработка кислорода и т. д.
Т.е, является источником конструкционных материалов и сырья и в поддержании жизни на Земле.- Для чего используется древесина? (слайд 4)
Россия обладает крупнейшими запасами древесины – около ¼ от мировых запасов. (слайд 5,6).
-Также значение лесной индустрии определяется широким распространением лесов по огромной территории России (особенно в ее Азиатской части). (слайд 7,8). Объяснить таблицу
- Итак, все леса делятся на 3 группы (слайд 9)
-Какое дерево является самым распространенным в России? (слайд 10)
- Как используются различные виды древесины в хозяйстве, прослушаем сообщение на эту тему (просмотр коллекции древесины)
- Можно ли заменить древесину другими материалами, какими? (бетон, стекло, пластмасса)
- Итак, все леса делятся на 3 группы (слайд 9)
Также Россия является крупнейшим экспортером лесобумажной промышленности на мировом рынке. (слайд 11) Объяснить таблицу
- Но доля ЛПК в общем объеме промышленного производства невелика (слайд 12)
-Практически нет ни одной области народного хозяйства, где бы не использовались древесина или продукты ее переработки.
- Кто является потребителем продукции лесной промышленности и что получает лесная промышленность от других отраслей? Слайд 13,14).
- Познакомимся с отраслями, входящими в состав лесного комплекса. Название отраслей, связанных с переработкой древесины, отражают три стадии производства: заготовку древесины, ее механическую обработку и химическую переработку. (слайд 15)
- Познакомимся с географией лесной промышленности, т. е. выявим основные базы заготовок древесины. (слайд 16), (слайд 17,18)
- Что учитывается при заготовке древесины? (транспортные пути и источники сырья)
- Каким образом можно транспортировать лес? (ж/д, автомобильным, речным или морским транспортом, сплав по реке: молевый и плотами).(слайд 19-24)
- Какие производства включает деревообработка?(Лесопиление, мебельная промышленность, спичечная. Из древесины какого дерева делают спички? -осина).(Слайд 25-27)
- Следующая стадия обработки леса – целлюлозно-бумажное производство, которое является важнейшей отраслью лесного комплекса. Исторически производство бумаги возникло в Центральном районе, однако в настоящее время больше всего бумаги производится в Северном, Уральском, Волго-Вятском и Сибирском районах.
- У ребят часто возникает вопрос: «Что такое целлюлоза, как и из чего она делается?», «Из чего делается бумага?»Процесс получения целлюлозы основан на выделении из древесины чистой клетчатки. Для этого измельчают древесину, варят в присутствии химикатов (кислоты, серы, известняка). Многократно промывают целлюлозу после варки (т. е. это какое производство?- водоемкое производство). Сырьем для производства служат ель и пихта (если идет для производства бумаги)
- Что можно отнести к особенностям этой отрасли? (Эта отрасль является материало-, энерго- и водоемкой т. е. 1 тонна целлюлозы = 5 м3 древесины + 350 м3 воды + электроэнергия; или 1 тонна бумаги = 3,5 м³ древесины + 25 м³ воды + 1800 кВт/ч электроэнергии)
- Используя тематическую карту «Лесная промышленность России» назовите города – центры производства бумаги (т. е. города, в которых размещены ЦБК).
-Одним из крупнейших ЦБК является Архангельский ЦБК (слайд 28-31)
-Здесь производят бумагу (слайд 32-33), тетради (слайд 34-35), картон (слайд 36-39).
- Надо сказать, что целлюлозно-бумажные комбинаты являются одним из главных загрязнителей окружающей среды. Поэтому, при выборе места строительства новых ЦБК, должен обязательно учитываться экологический фактор.
- Еще одной стадией обработки древесины можно назвать лесохимию. Какую продукцию производит лесохимия? Это производство канифоли, скипидара, кормовые дрожжи .(где используется?) (слайд 40)-Определите по карте центры лесохимического производства. (Лесосибирск, Барнаул, Новая Ляля, Аша, Нижний Новгород, Медвежьегорск, Онега)
- Мыживеи в районе, достаточно обеспеченном лесными ресурсами. Какие отрасли лесной промышленности у нас представлены?
- Подведем итоги. (Слайд 41)
- А теперь применительно к лесной промышленности стрелками отметим факторы размещения различных отраслей лесной промышленности. (слайд 42)






отрасли факторы размещения
производство мебели


целлюлозно-бумажная



потребительский



энергетический



лесозаготовка


водный



транспортный


- Для комплексного использования древесины выгоднее создавать не обособленные производства, а объединяющие их комплексы – ЛПК.
- Что же такое ЛПК (территориальное сочетание лесозаготовок и различных производств лесной промышленности.). (слайд 43-44)
- Назовите крупнейшие лесопромышленные комплексы России. Выделяются Братский, Усть-Илимский, Енисейский, Асиновский ЛПК – в Сибири; Амурский ЛПК – на Дальнем Востоке; Архангельский и Сыктывкарский ЛПК – в Северном экономическом районе.
- Где наиболее перспективно строительство ЛПК? (Лесопромышленные комплексы особенно перспективны для районов, имеющих богатые лесные ресурсы, но отличающиеся нехваткой трудовых ресурсов, слабой степени освоенности, суровыми климатическими условиями. Это преимущественно Сибирь и Дальнем Востоке).
- В России выделяют 4 лесные базы. Самостоятельная работа в группах.(слайд 45)
- В чем заключаются проблемы и каковы их причины? (слайд 46)
- Эти проблемы отражены в новой редакция Лесного кодекса России, которая вступила в действие с 1 января2007 года. Что такое кодекс? Что регулирует Лесной кодекс? (состояние леса: уход, посадка, очищение, сроки вырубки и т.д)
- Подумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду? (слайд 47)
-Закрепление (слайд 48)
- Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности».
(Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск - морской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.)
- Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины?
(Причина -молевой сплав леса. В том числе и Западная двина)
3. Разбейте города: а)Архангельск, б)Байкальск, в)Сыктывкар, г)Комсомольск –на -Амуре, д)Красноярск, з) Лабытнанги, к)Смоленск, л)Олекминск, м)Усть-Илимск
на группы в зависимости от их специализации в химико-лесном комплексе:1)лесозаготовка и деревообработка;2)производство мебели;3)целлюлозно-бумажная промышленность;4)лесохимия.Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.1-а,в,г,д,з, л, м2-к3-а,б,в,д, м4-а,д.
Урок закончить мне бы хотелось стихами (слайд 49)
"Леса уходят. Жалко мне леса. Уходят ели, сосны и березы. Рябины гасят пламенные гроздья. Осинников смолкают голоса. Когда-то жили в тех лесах дубы, и ясени, и золотые клены. Куда им деться от такой судьбы? Лес вырубают - океан зеленый. А может, надо сохранить леса? А не деревьев ценные породы?" С. Орлов
Рефлексия (слайд 50) .Домашнее задание: §27