АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся с ОВЗ (ЗПР) Изобразительное искусство


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»
Искитимского района
Новосибирской области
Рассмотрено МО «Утверждаю»
учителей начальных классов Директор МКОУ
Протокол № …….. от ……… «СОШ ст. Евсино»
Председатель ……………….. ………………………..
/Рябышева Л. И./ /Епанчинцева А. В./
«……» ………..2015 год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с ОВЗ (ЗПР)
Изобразительное искусство
3 «А» класс
УМК «Школа России»
Автор-составитель:
Фокина Лидия Петровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированного Минюстом России 22.12.2009, регистрация № 17785 с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г. (Информация об изменениях: Приказ  Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 преамбула изложена в новой редакции), статья 3, пункт 15. программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса 2004
основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ ст. Евсино» (учебным планом МКОУ «СОШ ст. Евсино»)
программы общеобразовательных учреждений авторы: Неменский, Б. М. / М.: Просвещение,2014 год к линии УМК «Школа России».
Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей. 
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом. Он направлен в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами;
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса;
формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Общая характеристика курса:
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство», обязательной части.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе по учебному плану:
в 1 классе — 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели) – 2013 – 2014г.;
во 2 классе – 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели) – 2014 -2015г.;
в 3 классе - 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели) – 2015 - 2016 г.
в 4 классе - 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели) – 2016 - 2017 г.
Итого – 135 ч.
Результаты изучения курса
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира.
Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоем доме (8 ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Художник и зрелище (8 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник и музей (11 ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
Описание материально-технического обеспеченияобразовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010.
2. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009.
3. Изобразительное искусство. 1–6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.
5. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009.
6. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.
7. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://moikompas.ru/tags/plastilin
3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
4. http://www.slovarus.ru
5. http://nsportal.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
2. Познавательная коллекция. Энциклопедия. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
3. Живопись акварелью. Базовый уровень. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM).
4. Печатные пособия.
1. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства : учебный альбом из 12 листов. – М. : Спектр, 2007.
2. Искусство. Введение в цветоведение : учебный альбом из 16 листов. – М. : Спектр, 2007.
3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учеб.-нагляд. пособие для учащихся 1–4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009.
5. Наглядные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом.
7. Дидактический раздаточный материал.
6. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
4. Принтер.
5. Интерактивная доска.
6. DVD.
7. Музыкальный центр.
7. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
2. Мольберт.
3. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
4. Стол учительский с тумбой.
5. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
6. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Примерный тематический план учебного курса – ИЗО (3 класс)
34 часа (1 час в неделю)
1 четверть – 9 часов; 2 четверть – 7 часов; 3 четверть – 10 часов; 4 четверть – 8 часов
№ п/п Программная тема раздела
Всего часов
1 Искусство в твоем доме 8ч.
2 Искусство на улицах твоего города 7 ч.
3 Художник и зрелище 8ч.
4 Художник и музей 11 ч.
Итого 34 часа
Вид работы Четверть Кол-во часов
I II III IV Проекты Практические работы 9ч. 7ч. 10ч. 8ч. Итого: 34ч.
Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 3 классе на 2015-2016 учебный год
№ урока Дата проведения Тема, тип урока(страницы учебника) Видыдеятельности, форма работы Планируемые результаты обучения
освоение предметных знаний(базовые понятия) универсальные учебные действия(УУД)
1 четверть
Искусство в твоем доме (8 часов)
1 Мастера Изображения, Постройки
и Украшения (вводный).
Учебник (с. 3–9) Работа с учебником (с. 7–9): знакомство, ориентирование по разделам, условные обозначения. Беседа «Три Брата-Мастера», «Художественные материалы». Рассматривание художественных материалов или иллюстраций в учебнике (с. 8–9). Беседа «Что мы будем рисовать». Сообщение теоретических сведений о композиции рисунка. Пост роение композиции.
Дальний и ближний планы. Оттенки цвета. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя, анализ выполненной работы. Познакомятся с новым учебником, с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандаши по степени мягкости, акварель, гуашь, кисти и др.).
Научатся рисовать с натуры или по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, смешивать краски для получения нужного оттенка, совершенствовать навыки работы с акварелью (по сухому, по сырому) Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.
Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, задают вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него.
2 Твои игрушки
(постановка и решение учебной задачи).
Учебник (с. 12–17) Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Народные игрушки». Рассматривание игрушек или просмотр мультимедийной презентации. Дидактическая игра «Узнай игрушку». Выполнение практических заданий: выбор среди нескольких игрушек богородской и дымковской, объяснение своего
выбора; сбор игрушки из разрезных картинок. Беседа «Что мы будем делать». Сообщение теоретических сведений «Способы лепки. Цветовой контраст в росписи». Лепка современной игрушки из пластилина, ее роспись с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка и презентация работ учащихся. Получат начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки, щепковые (северные, из Архангельска) птицы и др.). Научатся передавать в лепных
изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. Освоят декоративную роспись. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию.
3 Посуда у тебя
дома
(открытие нового способа действия).
Учебник (с. 18–25) Беседа «Виды посуды». Рассматривание образцов посуды или просмотр мультимедийной презентации.
Словесно-иллюстративные рассказы с элементами беседы «Из чего делают посуду», «Путешествие по народным промыслам». Рассматривание образцов посуды, изготовленных мастерами народных промыслов. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как изготавливается посуда». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем рисовать». Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка работ. Обсуждение и оценивание. Понимают связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Научатся выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения
(деятельность каждого из Братьев- Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладеют навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим, образным решением. Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов
в процессе их рассматривания
(наблюдения); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
4 Обои
и шторы
у тебя дома (открытие нового
способа действия).
Учебник
(с. 26–29) Коллективный поиск ответа на вопрос «Какими должны быть обои и шторы в комнатах разного назначения?». Словесно-иллюстративный рассказ «Ритм рисунка
и его печатание». Рассматривание рисунка на обоях. Просмотр мультимедийной презентации «Печатание рисунка на бумаге
и ткани». Сообщение теоретических сведений «Орнамент». Беседа «Что мы будем рисовать». Работа с учебником (с. 28–29). Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Понимают роль цвета и декора
в создании образа комнаты. Узнают о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о создании орнамента.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций
(алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
5 Мамин платок
(решение частных задач).
Учебник
(с. 30–33) Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок и его история». Рассматривание платков, шалей или слайдов с их изображением. Коллективный поиск ответа на вопрос «Чем платок отличается от ткани?». Беседа «Виды платков». Просмотр мультимедийной презентации. Сообщение теоретических сведений о производстве узорной ткани. Словесно-иллюстративный рассказ «Павловские платки и орнаментальные композиции на них». Рассматривание и составление композиционных схем. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя . Выставка выполненных работ. Обсуждение
и оценивание. Воспринимают и эстетически оценивают разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимают зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Узнают основные варианты композиционного решения росписи платка
(с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Научатся различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Овладеют опытом творчества и художественно-практическими навыками в создании эскиза росписи платка, выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводят по памяти ин-
формацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций(алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству.
6-7 Твои книжки
(освоение нового материала).
Учебник
(с. 34–39) Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как появились книги». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Какой бывает книга». Словесно- иллюстративный рассказ «С чего начинается книга». Беседа«Иллюстрации и художники-иллюстраторы». Рассматривание книг и слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Понимают роль художника и Братьев-Мастеров
в создании книги
(многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).
Узнают отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Научатся узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги, создавать детскую книжку-игрушку. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге.
8 Открытки (решение частных задач).
Учебник
(с. 40–41) Вводная беседа «Что вы знаете об открытке?». Рассматривание открыток или просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Поиск ответа на вопрос «От чего зависит оформление открытки?». Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Понимают и умеют объяснять роль художника
и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Научатся создавать открытку
к определенному событию, работать в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике. Приобретут навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).
Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
2 четверть
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
9 Памятники архитектуры
(постановка и решение учебной задачи).
Учебник (с. 46–51)
Вступительная беседа «Деятельность художника на улице города (или села)». Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села). Сообщение теоретических сведений «Что такое архитектура?». Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Памятники архитектуры». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком.
Дидактическая игра«Сложи из геометрических фигур разного вида и размера здания» (учебник, с. 51). Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных
работ. Обсуждение и оценивание. Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных
и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели).
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, фор-
мулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны.
10 Парки, скверы, бульвары (постановка и решение
учебной задачи).
Учебник
(с. 52–55) Работа со справочной литературой. Словесно-иллюстративный рассказ «Парки Петергофа». Просмотр мультимедийной презентации «Парки Петергофа». Беседы «Элементы паркового искусства», «Образ парка». Просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устройства (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка
в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, проверяют, находят дополнительные сведения, используя справочную литературу.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе.
11 Ажурные ограды
(освоение нового материала).
Учебник
(с. 56–59) Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Ажурные ограды». Просмотр мультимедийной презентации «Ажурные ограды Петербурга». Беседа «Откуда берутся идеи», просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником (с. 59). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ. Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города, сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Научатся различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград, фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки, использовать ажурную решетку в об-
щей композиции
с изображением парка или сквера. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах оград.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
12 Волшебные фонари (освоение нового материала).
Учебник
(с. 60–63) Работа с учебником (с. 60–61) или рассказ с просмотром мультимедийной презентации «Волшебные фонари». Сравнение старинных и современных
фонарей с выявлением их особенностей. Описание объекта. Беседа «Что мы
будем делать». Сообщение теоретических сведений с демонстрацией приемов работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя, выставка работ, их обсуждение
и оценивание. Воспринимают, сравнивают, анализируют старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов, отмечая особенности их формы и украшений. Научатся различать фонари разного эмоционального звучания, объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей, изображать необычные фонари, используя графические средства, или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей.
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано»)
и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные: слушают
учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, составляют описание объекта с использование выразительных средств языка.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
13 Витрины (решение частных задач).
Учебник
(с. 64–67) Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций в учебнике или просмотр мультимедийной презентации. Выполнение задания: рассмотреть представленные варианты витрин, поиск ответа на вопрос «В чем проявляется связь между художественным оформлением витрины и профилем магазина?». Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником (с. 66–67). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы с помощью учителя. Практическая работа
(групповая). Выставка выполненных работ. Презентация, обсуждение и оценивание работ. Понимают работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара, объясняют связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Научатся фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладеют композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Регулятивные: оценивают
(сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой и своей); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы. Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
14-15 Удивительный транспорт (постановкаи решение учебной задачи).
Учебник
(с. 68–71) Беседа «История транспорта». Рассматривание слайдов или рисунков. Разгадывание загадок о разных видах транспорта. Беседа «Создание машины». Рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 69–70)
или слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Описание создаваемого объекта. Демонстрация приемов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа . с эпизодическим контролем со стороны учителя Выставка выполненных
работ. Обсуждение и оценивание работ. Научатся видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение, видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта, фантазировать. Создавать образы фантастических машин. Овладеют новыми навыками
в конструировании из бумаги. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
3 четверть
Художник и зрелище (8 часов)
16 Художник в цирке (открытие нового способа действия).
Учебник
(с. 76–79) Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Цирк». Просмотр мультимедийной презентации «Цирк». Беседа о цирковых профессиях. Беседы «Художник и цирк», «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Понимают и объясняют важную роль художника
в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Научатся придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами, изображать яркое, веселое, подвижное. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций
(алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают роль культуры и искусства в жизни общества.
17 Художник в театре (постановка
и решение
учебной задачи).
Учебник
(с. 80–87) Вводная беседа «Из истории театра». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Художник и театр». Просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Рассматривание образца готового макета или ил-
люстраций в учебнике (с. 84–87). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над макетом. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение
и оценивание работ. Научатся сравнивать объекты, элементы театрально-сценического
мира, видеть в них
интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы, понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля, создавать «Театр на столе» – картинный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры «в спектакль». Овладеют навыками создания объемно-пространственной композиции. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, преобразовывают объект.
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано»)
и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
18-19 Театр кукол (решение частных задач).
Учебник
(с. 88–93) Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Театр кукол. Рассматривание кукол разных видов. Беседа «Художник в театре кукол». Работа с учебником (с. 90). Беседа «Что мы будем делать». Рассматривание образцов кукол, декораций, образцов материалов. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ. Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре
в наши дни. Научатся придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани, использовать куклу для игры в кукольный спектакль. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о роли художника в театре, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес
к театральному искусству.
20 Маска
(решение частных задач).
Учебник
(с. 94–97) Сообщение теоретических сведений «Что такое маска?». Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории маски». Просмотр слайд-шоу. Беседа «Из чего делают маски». Рассматривание масок, материалов. Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником (с. 96–
97). Анализ готового изделия. Научатся отмечать
характер, настроение, воплощенные
в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу, объяснять роль маски в театре и на празднике, конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Составление последовательности работы над изделием. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ. Познавательные: преобразовывают объект (основу): импровизируют, изменяют, творчески переделывают.
Регулятивные: корректируют
деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, проявляют доброжелательность и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей.
21 Афиша и плакат
(открытие нового способа действия).
Учебник
(с. 98–101) Сообщение теоретических сведений «Что такое афиша и плакат». Коллективный поиск ответа на вопрос: в чем различие между плакатом, афишей и картиной? Рассматривание афиш и плакатов. Выполнение задания в учебнике (с. 98), просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Получат представление о назначении театральной афиши, плаката
(привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Научатся видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Обретут творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
22-23 Праздник в городе
(поста-
новка и решение учебной задачи).
Учебник
(с. 102–
103) Вводная беседа «Праздничный город». Просмотр мультимедийной презентации. Беседы «Чем украшают город днем и вечером?», «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Устное рисование. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Научатся объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, фантазировать о том, как можно украсить город к Празднику Победы
(9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным, создавать в рисунке проект оформления праздника. Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих
общие свойства; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор
(отвечают на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»).
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; анализируют собственную работу: соотносят план
и совершенные операции. Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составляют небольшие устные монологические высказывания.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию учебной деятельности.
Художник и музей (11 часов)
24 Музей в жизни города (освоение нового материала).
Учебник
(с. 108–
109) Рассказ «Из истории музеев». Беседа «Виды музеев». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Кто работает в музее».
Коллективный поиск ответа на вопрос: «Можно ли создать музей у себя дома?». Заслушивание рассказов учащихся о домашних коллекциях. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка, составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание. Познакомятся с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов,
расположением экспонатов. Научатся понимать и объяснять роль музея в городе и стране. Получат представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.
Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию.
25 Музеи искусства (решение частных задач).
Учебник
(с. 110–
113) Словесно-иллюстративный рассказ «Художественные музеи России». Сообщения учащихся о музеях искусств нашей страны. Просмотр мультимедийной презентации. Сообщения учащихся о наиболее любимых ими картинах. Обсуждение и оценивание работы учащихся на уроке. Научатся понимать и объяснять роль художественного музея, учатся понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Получат представление и научатся называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Познавательные: проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; умеют презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, составлять краткие сообщения на заданную тему.
Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность).
4 четверть
26-27 Картина-пейзаж
(постановка и решение учебной задачи).
Учебник
(с. 114–
119) Вводная беседа «Красота родного края в произведениях литературы, музыки и живописи». Просмотр мультимедийной презентации, сообщение теоретических сведений «Пейзаж как вид изобразительного искусства. Виды пейзажей». Просмотр слайд-шоу, беседа «Произведения живописи российских художников». Работа с учебником (с. 114–117). Художественно-выразительные средства живописи. Рассматривание рисунков с разной высотой линии горизонта, поэтапной последовательностью рисования предметов ближнего и дальнего планов. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ. Получат представление о том, что картина, – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Научатся рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать
о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное
и т. д.), изображать пейзаж по представлению
с ярко выраженным настроением, выражать настроение в пейзаже цветом. Узнают имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: вы-
страивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
28-29 Картина-портрет
(освоение
нового материала).
Учебник
(с. 121–
125) Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы «Портрет». Просмотр мультимедийной презентации, беседа по произведениям живописи известных художников-портретистов. Просмотр слайдов с изображением портретов людей, живших в разные эпохи, или ил-
люстраций в учебнике (с. 120–123), выбор одного из портретов и составление рассказа об изображенном на нем человеке. Беседа «Что мы будем рисовать». Демонстрация приемов рисования головы человека. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ. Получат представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных
картинах-портретах. Научатся рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера), создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассники, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, составляют рассказ о героях картин-портретов.
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано»)
и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников, соотносят свою часть работы с общим замыслом
30 Картина-натюрморт
(освоение нового материала).
Учебник
(с. 126–
129) Сообщение теоретических сведений «Натюрморт». Просмотр мультимедийной презентации. Рассматривание натюрмортов известных художников и их описание. Просмотр слайдов или работа с учебником (с.126–129). Беседы «Натюрморт и настроение», «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Дидактическая игра-мозаика «Натюрморт». Обсуждение
и оценивание работ Научатся воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное
и т. д.).
Понимают, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Совершенствуют живописные и композиционные навыки. Узнают имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.
Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи.
31-32 Картины исторические и бытовые (решение частных задач).
Учебник
(с. 130–
131) Сообщение теоретических сведений «Картины исторического и бытового жанров». Просмотр мультимедийной презентации. Анализ картин исторического и бытового жанра. Рассматривание произведений живописи. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа с эпизодическим контролем со стороны учителя. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ. Получат представление о картинах исторического
и бытового жанра.
Научатся рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении, изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице), выстраивая сюжетную композицию. Совершенствуют композиционные навыки. Освоят навыки изображения
в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание
в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее.
Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
33 Скульптура в музее и на улице
(освоение нового материала).
Учебник
(с. 132–
137) Сообщение теоретических сведений «Скульптура и ее виды». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Скульптура в музее и на улице». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем делать». Демонстрация приемов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа . с эпизодическим контролем со стороны учителя Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работы на уроке. Научатся рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников, назвать несколько знакомых памятников и их авторов, рассуждать о созданных образах.
Узнают виды скульптуры
(скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.
Научатся лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»).
Регулятивные: умеют анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
34 Каждый человек – художник. Итоговое занятие
(обобщение и систематизация знаний). Игры и игровые задания: «Симметрия», «Узнай картину», «Круговой кроссворд», «Экзамен у художника Тюбика», «Угадай героя и нарисуй его», «Собери пейзаж», «Собери натюрморт», «Кто внимательней?», «Дорисуй портрет». Выступления обучающихся по темам «Народные художественные промыслы»
(рассказ с показом изделий), «В мастерских художников». Разыгрывание сценки по ролям. («У художников: портретиста, мультипликатора, скульптора, архитектора».) Художественная выставка. Обсуждение и оценивание работы учащихся за год. Участвуют в организации выставки детского художественного творчества, проявляют творческую активность, проводят экскурсии по выставке детских работ. Понимают роль художника
в жизни каждого человека и рассказывают о ней. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей).
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.