Внеклассное мероприятие Огонь друг- огонь враг.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шиморская средняя общеобразовательная школа
Сценарий внеклассного мероприятия
по пожарной безопасности
для учащихся начальных классов.
«Огонь- друг, огонь - враг».

Автор:
учитель начальных классов
МБОУ Шиморской СОШ
Трушанова С.Ю.

12 мая 2014год
Пояснительная записка
Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с огнём, участились пожары в различных учебных заведениях, причём с человеческими жертвами. Это говорит о том, что население тотально не владеет элементарной противопожарной грамотой и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности.
Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспитательная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами дети.
Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожарной работы является организация внеклассных занятий по пожарной безопасности.
Активное участие в деле профилактики пожаров невозможно без знания хотя бы основ пожарного дела. С этой целью, а также для воспитания у детей гражданственности, мужества, находчивости, научения относиться с уважением, а не с пренебрежением к огню я и разработала внеклассное занятие для учащихся начальной школы. Занятие проводится с использованием презентации.
Цели использования электронного приложения:
Сделать занятие эмоционально насыщенным;
Привлечь и удержать внимание детей яркими рисунками;
Вовлечь учащихся в учебный процесс ;
Увеличить наглядное представление материала на уроке;
Развить активность, самостоятельность учащихся, поддержать их эмоциональное благополучие.
В конце обучения у детей должно быть сформировано чувство опасности огня, привиты навыки безопасного обращения с электроприборами и правильного поведения в случае пожара. Но самое главное, научить уважению к природе и людям, ответственности, исполнительности, порядочности. Эти качества будут необходимы и в вопросах пожарной безопасности и во всех случаях жизни.
Цель: формирование основ пожарной  безопасности младших школьников.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
знакомство с первичными средствами пожаротушения;
знакомство с правилами пожарной безопасности. 
обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях
Развивающие:
развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
развитие речи, мышления, памяти.
Воспитательные:
воспитание осторожного обращения с огнём.
воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.  
воспитание бережного отношения  к своему здоровью и здоровью окружающих.
воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности
показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)
Используемое оборудование: 
Мультимедийная установка, презентация «Запомнить твердо нужно нам, огонь не возникает сам », пожарные знаки, предметы для игры, телефон, карточки со словами пословиц, карточки с загадками, фишки трех цветов, лист самооценки деятельности на уроке, огнетушитель, плакат-пожарный щит Краткое описание:
 Цель разработанного мною внеклассного мероприятия познакомить учащихся начальной школы с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.
Разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания о правилах пожарной безопасности. На уроке присутствуют фронтальная и групповая работа, творческая работа, тестирование. Работа с ребусами развивает логическое мышление, память. Много иллюстративного материала, стихотворений, загадок, игры.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
 1.Приветствие.
       2.Проверка готовности к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке:Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Пусть пойдет ребятам впрок,Очень важный наш урок.
II. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
-Отгадайте загадку: (Слайд 2)
Рыжий зверь в печи сидит,Рыжий зверь на всех сердит.Он от злобы ест дрова,Целый час, а может два.Ты рукой его не тронь –Искусает всю ладонь. (Огонь)
-Кто может определить тему нашего занятия? (Сегодня мы поговорим об огне. ) Почему это так важно?
Добыча огня. Беседа. (Слайд 3)
        - Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. 
- Ребята, скажите, а огонь друг или враг?
Но, огонь бывает разный -Бледно-жёлтый, ярко-красный,Синий или золотой.Очень добрый, очень злой
- Когда друг?  (ответы детей)  (Слайд 4)
- С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.
Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
1 ученик. Люди, сколько жили на свете, Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода, в непогоду У костра их всегда согревал.
И людскому великому роду Замерзать никогда не давал. Сохраняли его, как умели, - Всемогущий, горячий огонь.
2 ученик. И хоть тысячи лет пролетели, Людям нужен по-прежнему он, Ведь издревле до нашего века Он помощник и друг человека.
Поутру, чтобы все были сыты, Ставим пищу в духовки, на плиты. Печь-громада мартен пышет жаром: Варят сталь для страны сталевары.
3 ученик. Хлеб и булки огонь выпекает, И от холода нас защищает. Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду Электрических звездочек чудо.
И до дальних звезд от Земли Мчит космические корабли. Люди силу и мощь ощутили С той поры, как огонь приручили.
-  А в каких случаях враг?   (ответы детей)  (Слайд 5)
Огонь- враг. Огонь,  постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. 
Но бывает огонь и другим –Не согреет ладошек он вашихПревращает все в пепел и дым,И жесток он, и грозен, и страшен.
III. Формулирование темы и целей урока .-Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
(Закрепить правила пожарной безопасности.) (Слайд 6)
IV. Изучение нового материала.
1.Причины возникновения пожара
            - Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.
-Чем может быть опасен пожар?
-Отчего может возникнуть пожар?
-Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Причины пожаров.
             Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.
(Слайд 7)
От горящей спички летом
Загораются леса.
Если ты забудешь это,
Не спасут и чудеса.
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она сильна,
И от спички- невелички
Может дом сгореть дотла.
День рождения у Светы –Свечи зажигаются.Бросили их без присмотра –Искры разлетаются.
(Слайд 8)
Не бросай в лесу окурки
В сухотравье у дорог.
Огонёк сыграет в жмурки,
Но чуть дунет ветерок-
Тут в открытую, не прячась,
Перепрыгнет наудачу
На верхушки сосен, елей.
Лес погубит, птицу, зверя.
Но бывает, что пожары
Возникают без огня.
Кто-то бросил стеклотару,
Где питался, возле пня.
( Слайд 9)
Каждый знает, что утюг –Добрый, но серьёзный друг.Тот, кто с утюгом знаком, не играет с утюгом.
Кто науку изучает,Так приборы не включает:Перегретая розеткаЗагорается нередко.
(Слайд 10)
А бутылка-линза та же-
Сфокусирует лучи,
И затлеет, вспыхнет даже
Всё сухое, как в печи!
Вот поэтому бутылки,
Банки, склянки не бросай,
Уноси в своей корзинке,
Вон из леса забирай!
Раз я бросил под окноПетарду – завертелась,Думал: «Малость пошучу…»Вдруг крыша загорелась.
2. Конкурс «Собери пословицу» (Слайд 11)
С огнем не шути - сгореть можно.
Искру туши до пожара - беду отводи до удара.
В огне и железо плавко.
3.Твои действия в квартире, если дома нет взрослых. (выберите правильный ответ) (Слайд 12)
а)    Если выйти из помещения невозможно.
(учащиеся высказывают свое мнение по каждой ситуации)
•      Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
•      Вызови пожарную охрану по телефону 01.
•      Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
•      Немедленно покинь помещение, иди в сторону  противоположную пожара.
•      Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.
   б). При выходе через задымлённый коридор.
•      Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
•      Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.
•      Двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.
в)   При пожаре в доме.
•      Вернись, плотно закрой входную дверь.
•      Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
•      Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
•      При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
4.Как надо вести себя при пожаре
-Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.
Учащиеся читают стихи, на слайде появляются правила. (Слайд 13)
4 ученик.
Коль возник пожар в квартире,Набирайте “01”!Помните, что в целом миреВам поможет он один!
Четко адрес назовите,Дом, подъезд, этаж и лифт,Также кратко доложите,Есть ли дети, что горит.
5 ученик
Ну, а если загорятсяВдруг электропровода,Обесточьте сеть! И знайте,Не поможет тут вода!
Если слышен запах газа,Все зависит лишь от вас.Чтоб не вспыхнуло всё сразу,Перекройте срочно газ!
Окна, двери затворите,Птиц, животных заберите.Поспешите выйти вон.В подъезд, не на балкон!
5.Средства тушения пожара. (Слайд 14)
- Чем можно потушить пожар?
- Добавь словечко: (слова отгадки появляются по щелчку)
Выпал на пол уголек,Деревянный пол зажег.Не смотри, не жди, не стой,А залей его … (водой). 
Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
Насыпь на очаг спасительный …(песок).
 
Если пламя вспыхнет вдруг.Есть у нас надежный друг.От пожара – всем спаситель
Пламени – душитель!Дыма – укротитель!Наш …(огнетушитель).
(К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны.)
Вывешивается плакат- «Пожарный щит».
6.Физминутка (Слайд 15)
– Если на мой вопрос вы можете ответить: "Это я, это я это все мои друзья!" – то остаетесь стоять, маршируете на месте. Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.
Дым столбом поднялся вдруг,Кто не выключил утюг?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Красный отблеск побежал,Кто со спичками играл?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Столб огня чердак объял,Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,Это кто там жег костер?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Пламя прыгнуло в листву,Кто у дома жег траву…
7. Конкурс «Составь слова». (Слайд 16)
Задание: из слова ОГНЕТУШИТЕЛЬ составить как можно больше слов.
На это задание отводится 3 минуты.
Дети на листочках записывают слова, затем зачитывают ответы.
8.Немного о профессии пожарный
Отгадайте загадку. (Слайд 17, 18)
С огнём бороться мы должны-
Мы смелые работники,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так, кто же мы?... (пожарные)
- Ребята, так каково же назначение этой профессии?
- Как вы думаете это опасная работа? Каждый может стать пожарным?
Что советуют пожарные? (Слайд 19)
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!
Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что, ты должен предпринять?
- Сразу спички те отнять!
В подъезд, не на балкон!
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Игра «01- примите вызов» (Слайд 20)
Ты о пожаре услыхал –
 Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать.
И назвать ещё потом
  Город, улицу и дом,
 И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона, у которого стою».
Задача игроков: дети становятся в колонну, по одному подбегают к телефону, набирают «01», и быстро называют свой адрес, имя и фамилию, бегут обратно.
- Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.
2. Разбор ситуаций. Тестирование.
- Вместе с героями мультфильма «Ну погоди!» я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный, и записать рядом с номером вопроса цифру правильного ответа.
(Слайд 21)
Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить
1. Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
2. Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.
3. Где лежат семейные ценности и сбережения
Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание…
1. Надо покинуть помещение.
2. Надо спрятаться в другую комнату.
(Слайд 22)
Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…
1. Надо спрятаться под кровать.
2. Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).
3. Надо убегать из дома.
Ситуация 4. Если в помещении много дыма…
1. Необходимо быстро убегать.
2. Необходимо двигаться ползком
3. Открою окно и дверь.
(Слайд 23)
Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону….
01 02 03
Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…
1. Постараюсь затушить, забросав пламя землей
2. Сообщу об этом взрослым.
3. Пройду мимо.
Ответы появляются по щелчку
3. Ребусы.
- А теперь я предлагаю вам зарядку для ума. Разгадайте ребусы.
Огонь (Слайд 24)
Свеча (слайд 25)
Пожар (слайд 26)
Спички (слайд 27)
Костер (слайд 28)
4.Составление памяток. (Слайд 29)
- А теперь давайте составим памятки. Нужно соединить части предложений чтобы получились верные фразы
Вывод: (Слайд 30)
Запомните. Самое главное правило не только при пожаре,
но и при любой другой опасности «Не поддавайтесь панике и не теряйте
самообладания!»
VI. Итог занятия . (Слайд 31)
– Кто узнал новое о правилах Пожарной Безопасности?
– Кто что либо забыл, а сегодня вспомнил?
– Кто считает, что хорошо запомнил П.П.Б.?
– Кому было интересно?
(Слайд 32)
Чтоб пламя моё лишь светило и грело.
Со мной обращаться нужно очень умело.
С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!
Характер горяч мой, скажу не на шутку.
Могу разгореться в одну я минутку.
Но другом я буду, согреть я сумею
Тех, кто с огнём обращаться умеет.       
VII. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки по теме, над которой мы работали.
VIII. Рефлексия (Слайд 32)  
 На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены , что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную
IX. Самооценка деятельности учащимися
Я запомнил все правила пожарной безопасности Я смогу предотвратить возникновение пожара Я смогу сообщить о пожаре и вызвать пожарных Я внимательно слушал учителя, одноклассников . Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . Фамилия Имя оценка
Список используемой литературы 1. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М. : Просвещение, 1998.
2.Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007.
3.Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми. Волгоград: Учитель, 2012.
4.Горбунова Н.А. ОБЖ.1 класс. Поурочные планы(1-4).- Волгоград : изд-во «Учитель – АСТ», 2002
5.Горячев С.А., Конылов В. А, В. В. Попов, В. П. Прохоров, В. В. Рубцов, В. В. Теребнев. Основы пожарной безопасности. - М.: 1990
6.Кононова И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для школьников. М. : Айрис-Пресс, 2008.
7.Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2009.
8.Шипунова В. А. Пожарная безопасность/информация для детей и родителей. – Тверь: Карапуз, 2012.
9.Шовкопляс Ж.В. Нет пожарам. Начальная школа, №5, 2008 г.
10.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. : Сфера, 2009