Русский язык 3 класс Рисуем словесные этюды


рисуем словесные этюды
Цель: ознакомить учащихся с понятием «этюд», обучить построению словесных зарисовок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с текстом.
Барсуки
(Вытащила, вынесла) бабушка из норы малышей. Барсучки рады зелёной траве и солнцу. Малыши (играют, резвятся). Мать (сидит, сторожит) рядом. Она (сторожит, охраняет) детей. Вот (хрустнула, скрипнула) ветка. Барсучиха (осмотрела, посмотрела) местность. Мать (увидела, заметила) опасность. Барсуки (спрятались, убежали) в нору.
– Какой из предложенных глаголов подходит больше?
– Запишите получившийся текст.
– Какие слова с безударной гласной, проверяемой ударением, вам встретились?
– Назовите слова с «опасными» местами в корне.
– К какому типу мы отнесли текст?
III. Работа по теме урока.
1. Обозначение темы.
– Прочитайте тему (записано на доске).
– Какое слово в заголовке пока не знакомо?
– Прочитайте сообщение об этом на с. 102.
– Какое еще слово выделено? Понимаете ли вы его значение?
2. Работа с текстами.
а) – Перечитайте тексты из упр. 584, 595, 600.
– Каким новым словом вы теперь можете их назвать?
– Что в них: описание предмета или повествование?
– По каким признакам вы это определили?
б) Выполнение задания упр. 608.
– Прочитайте первый текст.
– Вы узнали, о каком растении идет речь?
– Впишите нужные слова.
– Какие слова вам помогли представить то, что нарисовано.
– Вставьте пропущенные буквы, устно объясните правописание.
– Прочитайте второй текст.
– О каком растении идет речь?
– Какие сравнения есть в словесных зарисовках?
– С каких слов начинаются сравнения?
– Что заметили при написании слова «как»? (Перед ним стоит запятая.)
– Напишите строку слова «будто».
– Стоит ли запятая перед ним?
– Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание друг другу (в парах).

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
в) Выполнение задания упр. 609.
– О каком дереве идет речь?
– Впишите его название.
– Пришлось ли вам изменить форму слова? Почему?
– Встретились ли сравнения в этом тексте?
– С каких слов начинались? Обратите внимание на постановку запятой.
– Какой вывод сделаете?
– Запишите в тетрадь предложения с теми сравнениями, которые наиболее понравились.
– Решите орфографические задачи в тексте.
IV. Самостоятельная работа.
– Как вы думаете, можно ли словами передать звуки? Какими?
– Прочитайте рассказ «Лесной оркестр» из упр. 610.
– Вы услышали звуки леса?
– Какие слова помогли это сделать?
– Выполните задание авторов учебника после текста.
V. Итог урока.
– С каким новым словом мы познакомились?
– Что же такое «этюд»?
– Какой прием словесный этюд делает более выразительным? (Сравнение.)
Домашнее задание: составить 3 предложения со сравнением.