Подготовка к сочинению-описанию по картине Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском» (7 класс)

Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине
Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском».

Цели урока:
-повторить известное об особенностях описания внешности и действий (людей);
-закрепить умения пользоваться разными видами описания;
-учить вдумчиво воспринимать произведение живописи, понимать роль
художественных средств в раскрытии темы и идеи картины;
-развивать речь, память;
-воспитывать интерес к искусству.

Оборудование:
- репродукции картин Н. Ге « Пущин в гостях у Пушкина
в селе Михайловском», О. Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»,
И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене», Е. Устинова «Пушкин,
Натали и Николай I », И.К.Айвазовский и И.Е.Репин « Прощание
Пушкина с морем», автопортреты А.С. Пушкина;
-интерактивная доска, компьютеры;
-презентация «Мой первый друг, мой друг бесценный»

Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Вступительное слово учителя. (Слайды 1-3)
Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском». Урок мы
посвятим закреплению умений пользоваться разными видами описания
(внешности человека, его действий) и проведем подготовку к сочинению-
описанию по картине. Картина эта связана с именем, известным каждому
человеку. Произведение живописи позволит нам соприкоснуться с некоторыми страницами жизни замечательного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
В Пушкина и его эпоху были влюблены многие деятели литературы и
искусства. Дань его творчеству отдали Михаил Глинка, Александр
Даргомыжский, Модест Мусоргский, Петр Чайковский и другие русские композиторы. И это неудивительно творения Пушкина буквально пронизаны музыкой, точнее, музыка та основа, на которой вытканы строки пушкинских произведений. Многие произведения великого поэта положены на музыку.
Широко представлена пушкиниана и в живописи. Портрет кисти Ореста Кипренского мы видим на экране. (Слайд 4)
(Демонстрируется портрет А. С. Пушкина работы О. Кипренского)
Помимо Ореста Кипренского к пушкинской теме обращался художник
Илья Репин. Его кисти принадлежит полотно «Пушкин на лицейском
экзамене », написанное в 1911 году. (Слайд 5).
Современный московский художник Евгений Устинов посвятил этой
теме почти два десятилетия. Обратите внимание на его картину «Пушкин,
Натали и Николай I» (1982г.) (Слайд 6).
Сравните с рисунками А. С. Пушкина. (Слайд 7).
И, конечно, мы не можем не вспомнить известную картину Ивана
Айвазовского и Ильи Репина « Прощание Пушкина с морем».
(Слайд 8).
А теперь обратимся к картине Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкинав селе Михайловском», которую мы будем описывать на этом уроке.
( Слайд 9).

III. Работа по теме урока.
Рассматривание картины, ознакомление со сведениями о
художнике.
(На экране демонстрируется репродукция картины Н. Ге «Пущин в
гостях Пушкина в селе Михайловском», учащиеся рассматривают ее и слушают сообщение одноклассника.)
Николай Николаевич Ге (15(27 февраля) 1831-1(13 июня) 1894) знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.
Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Дед художника эмигрировал из Франции в конце XVIII века (по-французски его фамилия писалась Gay).
Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии учился на физико-математическом факультете сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 году Н. Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством П. Васина. В академии Н. Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил малую золотую медаль. Картина «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу.
Н.Ге много работает над библейскими сюжетами. Среди его картин «Тайная вечеря», «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя», «Вестники Воскресения». В 1870 году Н.Ге возвращается в Петербург. Он вновь обращается к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 году он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», пишет картину «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».
В 1875 году Н. Ге навсегда покинул Петербург и переселился на Украину, где купил небольшой хутор. В его душе совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.
В 1882 году Н. Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет. Художник скончался на своём хуторе 1(13 июня) 1894 года.
Главная заслуга Н. Ге заключалась в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях.
2. Беседа по содержанию картины.
А) Обсуждение общего впечатления от картины.
Кто изображен на картине? Какому эпизоду из жизни А. С. Пушкина
посвящено это произведение живописи? Что вы знаете о его героях?
Как выглядят герои? В какой части полотна находится каждый их
них?
Какую роль играет композиция картины?
---Как показан интерес героев друг к другу?
Какие цвета преобладают в живописном полотне? Каков колорит
произведения живописи?
Что понравилось в картине? Какие мысли и чувства она вызвала?

Учащиеся записывают в тетради данную информацию, которая
демонстрируется на экране. ( Слайд 10).
А. С. Пушкин находился в ссылке с августа 1824 года по сентябрь 1826 года в имении своих родителей в селе Михайловском. Встреча лицейских друзей состоялась 11 января 1825 года.
Б) Из воспоминаний И. И. Пущина о встрече с Пушкиным в
Михайловском. (Слайд 11).
Учитель.
11 января 1825 г. особый день в жизни двух лицейских друзей:
Иван Пущин провел его в псковском сельце Михайловское, куда под
надзор гражданских и духовных властей был сослан в 1824 г. А.С.Пушкин.
О встрече в Михайловском Пущин рассказал в своих «Записках о Пушкине» (1858). Для посещения Псковской губернии Пущин, с конца 1823г. служивший в Москве, прервал свой отпуск, который проводил в Петербурге. Встретившись в Пскове с сестрой Е. И. Набоковой, Пущин направился затем в Михайловское, где был радостно встречен Пушкиным: «вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками... Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!.. Было около восьми часов утра»
Уехал Пущин из Михайловского ночью, простившись со своим другом, как показало время, навсегда.
В 1826 году А.С. Пушкин пишет стихотворение «И.И. Пущину».
В) Чтение учащимся стихотворения:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье,
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Г) Домысливание ситуации, изображённой на картине.
Учитель.
Постарайтесь представить, что было до момента, изображённого художником на картине, что будет после него.
Учащиеся подчеркивают, что быть в ссылке в деревне значит, действительно, быть в уединении, но уединении полезном для творческого человека. Ведь поэт находился в тесном общении с простыми людьми. На картине художника помимо Ивана Пущина за спиной поэта изображена Арина Родионовна. Это она, его добрая няня, скрашивала вечера Александра Сергеевича дивными народными сказками. Возможно, перед приездом Пущина няня под тихое жужжание своего веретена рассказывала поэту одну из своих сказок.
Какие сказки А. С. Пушкина вы читали в детстве?
Какие стихотворения поэт посвятил Арине Родионовне? Послушайте
одно из них в исполнении вашего одноклассника.
Д) Чтение учащимся стихотворения А. С. Пушкина «Няне»
Учитель.
В ссылке Александр Пушкин общался не только с няней. Он посещал ярмарки, собирал там материал для своих будущих произведений, заходил в дома крестьян и даже качал люльки с детьми.
Вы представили, как проводил Пушкин время до приезда лицейского
товарища. Что было после его приезда?
( Учащиеся отмечают, что Пушкин был душой и сердцем литературы своего времени. К нему тянулось всё прогрессивное, связанное с литературой, искусством ).
Отрезав его от привычного образа жизни, царь, безусловно, заставил поэта страдать. Ведь Пушкину нужна была смена впечатлений, источники информации, слушатели. Конечно, поэту было одиноко в Михайловском, особенно зимой. Представляю: вечер, вьюга, за окном темно, в комнатах холодно. Пушкин прислушивается к каждому звуку. Но что это? Колокольчик? Откуда здесь, в такое время? Думаю, встреча друзей была очень теплой. Его лицейский друг Пущин скрасил одиночество изгнанника. А расставаться им было очень нелегко.

3. Анализ содержания картины.
А) Ответы на вопросы, выполнение заданий.
Чему посвящена картина? ( Встреча Пушкина и
Пущина в Михайловском ).
Определите основную мысль произведения. ( В трудные моменты жизни
друзья должны быть рядом ). Запишите ее определение в тетради.
Обратите внимание на название картины. (Очень часто оно говорит
нам о замысле художника, о том, что он считает самым главным в
своем произведении).
Почему художник дал ему такое название? Что же он считал самым
главным? (Самым главным художник считал встречу двух друзей.)
Как бы вы озаглавили свой рассказ о картине? (« Пущин луч
лицейских дней»; «Поэта дом опальный»; «Встреча лицейских друзей».)
Какие части можно выделить в картин?
Какие пункты вы включили бы в план рассказа о персонажах картины
Николая Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском»? На что
следует обратить внимание в первую очередь?'
(В рассказ нужно включить элементы описания обстановки, предметов, внешнего вида людей, причём так, чтобы это помогло полнее представить ход событий, характеры героев.)
Б) Работа над отдельными частями картины.
1) Центральная часть картины (на экране фрагмент картины с А. С.
Пушкиным . Слайд 12).
Какой персонаж является центральной фигурой этой части
полотна? Как он выглядит? ( Центральной фигурой является Пушкин.
Он человек своей эпохи, и он поэт. Это чувствуется в каждом его
движении. Лицо одухотворено ).
Почему одухотворено лицо поэта, что он читает? ( Пушкин читает
рукопись А. С. Грибоедова «Горе от ума» и, очевидно, комментирует её.)
--Чем это можно подтвердить? ( Это подтверждает жест вытянутая и
чуть опущенная вниз рука. Пушкин серьёзен. Он слегка опирается на
стол. Его поза свободна, ноги скрещены. Сам поэт пребывает как бы в
другом измерении, хотя предметы вокруг него вполне реальны: стол,
покрытый зелёной скатертью, на котором и под которым в поэтическом
беспорядке разбросаны книги и рукописи. Рядом со столом стоит стул, а
за ним открытый чемодан с книгами и другими вещами.)
Опишите одежду Александра Сергеевича. (На поэте обычный светский
сюртук. Зелёный шёлковый платок повязан вокруг шеи. Всё, вплоть до
причёски, по моде тех лет.)
Что вы чувствуете, глядя на поэта? ( Кажется, что между ним и нами
расстояние неизмеримое. На картине личность высшей духовной жизни).

2) Передняя правая часть картины (на экране фрагмент картины с
И.И. Пущиным. (Слайд 13)
Что бросается в глаза в первую очередь, когда вы рассматриваете ее?
(В мягком удобном кресле расположился лицейский друг поэта Пущин. У
него умное, приятное лицо. Взгляд устремлён на Пушкина. Но поза его,
как мне кажется, немного напряжена).
Это наблюдение интересно. Расскажите об этом поподробнее, опишите
также его одежду. (Напряжение выдают руки Пущина: он сцепил
пальцы ниже колен, как бы замкнув своё внимание на тех комментариях,
которые делает Пушкин, читающий комедию А.С.Грибоедова «Горе от
ума». На Пущине коричневого цвета брюки и сюртук, тёмные туфли).
Какие вещи вы видите рядом с изображением Пущина?
(Рядом с креслом, на старом вытертом ковре, лежит открытый конверт.
За спиной Пущина находятся вещи, которые красноречиво говорят о
жизни друга в селе Михайловском. Это книжная полка, деревянная
ширма, стул с изогнутыми ножками, с грудой книг и рукописей. Между
изображением двух друзей на заднем плане хорошо виден большой
белый камин).
Что может символизировать этот камин?
(Он как бы символизирует то тепло, которое всегда поддерживало
дружбу этих двух людей.)

3) Задний левый план картины (на экране фрагмент картины, на
котором изображена няня. (Слайд 14).
В какой части картины находится няня Пушкина? Как она
изображена?
(Позади Пушкина, слева, за вязанием сидит няня поэта Арина
Родионовна. Она примостилась в уголке дивана, который заполнен,
дровами. В руках у няни вязание, но она не смотрит на свою работу. Её
взгляд устремлён на Александра Сергеевича. Видно, что она
внимательно слушает его. Арина Родионовна одета соответственно
своим годам).
Внимательно присмотримся к её одежде. Во что она одета?
( На ней широкое зелёное платье с длинными рукавами, поверх которого надета душегрейка. На голове платок).
Что находится на заднем плане картины?
( На стене, возле которой стоит диван, висит портрет, на котором мы
видим слабые очертания женщины. Он пронизан лучом света).

В) Давайте пофантазируем.

- Как вы думаете, кто изображён на портрете?
( Мы знаем, что у Пушкина была сестра Ольга, которую он горячо любил.
Её тоже воспитала няня. Возможно, это её портрет, и луч её любви
присутствует в комнате, где состоялась памятная и последняя встреча двух
друзей.)

4) Работа в группах.
Составление устных высказываний - описаний фрагментов картины.
(Учащиеся работают в группах, каждая из которых получает задание
описать определенную часть живописного полотна).
- Выполнить творческое задание:
1 группе: описать центральную часть картины;
2 группе: переднюю правую часть картины;
3 группе: задний левый план картины.
5) Образцы выполнения творческого задания.
( По окончании работы заслушиваются высказывания представителей
групп.)
Первая группа. Центральной фигурой на картине является А.С. Пушкин.
Он - человек своей эпохи, и он поэт. Это чувствуется в каждом его движении. Лицо одухотворено.
Пушкин читает рукопись А.С. Грибоедова «Горе от ума» и, очевидно, комментирует её. Это подтверждает жест - вытянутая и чуть опущенная вниз рука. Пушкин серьёзен. Он слегка опирается на стол. Его поза свободна, ноги скрещены. Сам поэт пребывает как бы в другом измерении, хотя предметы вокруг него вполне реальны: стол, покрытый зелёной скатертью, на котором и под которым в поэтическом беспорядке разбросаны книги и рукописи. Рядом со столом стоит стул, а за ним открытый чемодан с книгами и другими вещами. На поэте обычный светский сюртук.
Зелёный шёлковый платок повязан вокруг шеи. Всё, вплоть до причёски, по моде тех лет. Но я чувствую, что между ним и сегодняшними расстояние неизмеримое. На картине личность высшей духовной жизни. Человек-творец.
Вторая группа.
В мягком удобном кресле расположился лицейский друг поэта И.Пущин.
У него умное, приятное лицо. Взгляд устремлён на Пушкина. Но поза его, как мне кажется, немного напряжена. Это выдают руки. Пущин сцепил пальцы ниже колен, как бы замкнув своё внимание на трех комментариях, которые делает Пушкин, читающий комедию Грибоедова.
На Пущине коричневого цвета брюки и сюртук, тёмные туфли. Рядом с креслом, на старом вытертом ковре, лежит открытый конверт. За спиной Пущина находятся вещи, которые красноречиво говорят о жизни друга в селе Михайловском. Это подвесная книжная полка, деревянная ширма, стул с изогнутыми ножками, с грудой книг и рукописей.
Между изображением двух друзей на заднем плане хорошо виден большой белый камин. Он как бы символизирует то тепло, которое всегда поддерживало дружбу этих двух людей.


Третья группа.
Позади Пушкина, слева, за вязанием сидит няня поэта Арина Родионовна. Она примостилась в углу дивана, который заполнен, очевидно, дровами. В руках у няни вязание, но она не смотрит на свою работу. Её взгляд устремлён на Александра Сергеевича. Видно, что она внимательно слушает его.
Арина Родионовна одета соответственно своим годам. На ней широкое зелёное платье с длинными рукавами, поверх которого телогрейка. На голове косынка.
На стене, возле которой стоит диван, висит портрет. Видны слабые очертания женщины. Портрет пронизан лучом света. Мы знаем, что у Пушкина была сестра Ольга, которую он горячо любил. Её тоже воспитала няня. Возможно, это её портрет, и луч её любви присутствует в этой комнате, где состоялась памятная и последняя встреча двух друзей.

IV. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Хочу закончить наш урок словами Н. Заболоцкого (слайд 15):

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно!

И только объединившись с писателями и художниками, изучая их творчество, мы будем нести в наш мир добро, красоту, а также знания.

V. Домашнее задание. (Слайд 16). Написать сочинение-описание по картине Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в селе Михайловском».
Заголовок 315