Занятие по правилам дорожного движения в средней группе на тему Мой друг светофор





Данное занятие помогает детям среднего дошкольного возраста лучше усвоить правила дорожного движения, поведения на улице, учит дошкольников, как правильно переходить дорогу. Дети усваивают, что означают цвета светофора. Игра “Светофорик”, проводимая в этом занятии наиболее подходящая для детей этого возраста, потому что к 4–5-и годам дети уже хорошо усвоили названия цветов. Это позволяет им лучше освоить правила дорожного движения пешеходов, регулируемого светофором. Форма подачи информации в виде загадок, стихотворений ещё больше способствует усвоению материала. Яркие картинки и куклы позволяют привлечь внимание малышей.
Цель: дать детям знания о светофоре, его значении, знакомить с правилами дорожного движения
Задачи: формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;
познакомить с дорожными знаками;
обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
воспитывать культуру поведения на улице.
Материал: макет улицы, макеты домов, игрушки (машины, светофор), куклы: Незнайка, девочка и мальчик, Зайчик. На полу переход “Зебра”. Плакаты о правилах дорожного движения.
Технические средства: мультемедийное оборудование.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.
Воспитатель: улица большого города шумна и многолюдна. Туда-сюда снуют машины. Здесь не зевай, смотри в оба! Опасность подстерегает на каждом шагу.
В музыкальной записи звучит песня Р.Паулса “Зеленый цвет”, появляется Незнайка.
Незнайка (озвучивает воспитатель): Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуй, Незнайка!
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,Я растерялся, я пропал.Не зная знаков светофора,Чуть под машину не попал!Кругом машины и трамваи,То вдруг автобус на пути!Признаюсь честно, я не знаю,Где мне дорогу перейти.Ребята! Вы мне помогите,И если можно – подскажите,
Дорогу как переходить,Чтоб под трамвай не угодить
Воспитатель: Чтобы ты, Незнайка, не волновался и не пугался, мы сейчас тебе расскажем и покажем как надо себя вести в большом городе на улице.
Воспитатель с детьми подходит к переходу “зебра”:
Чтобы приучить пешеходов к порядку.Разлиновали асфальт. Как тетрадку.Через дорогу полоски идутИ за собой пешехода ведут.
Что это, ребятки?
Дети: Пешеходный переход!
Воспитатель: Молодцы! А теперь отгадайте-ка загадку.
У полоски перехода, на обочине дороги.Зверь трехглазый, одноногий, неизвестной нам породы,Разноцветными глазами разговаривает с нами.

Красный глаз глядит на нас:СТОП! – гласит его приказ.Желтый глаз глядит на нас:ОСТОРОЖНО! А зеленый глаз для нас:МОЖНО!Так ведёт свой разговор молчаливый…
Дети: Светофор.
Проводится игра “Светофорик”.
Воспитатель:
Наши ребята идут в детский сад, Наши ребята очень спешат!
Воспитатель чередует цвета светофора на карточках, дети вместе с незнайкой переходят по “зебре” импровизированную проезжую часть улицы. Один из детей держит Незнайку.
Красный – дети стоят на месте.
Воспитатель:
Хоть у вас терпенья нет,Пождите – красный цвет!
Желтый – дети продолжают стоять.
Воспитатель:
Желтый цвет на пути –Приготовились идти.
Зелёный – дети идут по “зебре”.
Воспитатель:
Цвет зеленый на пути – ваш –Теперь – переходи!
Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель берет в руки куклу – мальчика, который играет с мячом на проезжей части улицы.
Мальчик (озвучивает воспитатель):
Мой весёлый, звонкий мяч,Ты куда помчался вскачь?Красный, жёлтый, голубой.Не угнаться за тобой!
Воспитатель отбирает у мальчика мяч:
На проезжей части, дети,Не играйте в игры эти.Бегать можно без оглядки,Во дворе и на площадке.
Воспитатель убирает куклу-мальчика и берёт куклу-девочку, которая читает книгу и, не видя ничего вокруг, подходит к переходу.
Воспитатель (строго):
Погоди-ка ты, подружка!Где твои глаза? Где ушки?Дело кончиться печально,Может быть немало бед.Ведь дорога не читальня,И не место для бесед.
Воспитатель отнимает у куклы книгу и сажает её на стол: Посмотрите и ты, мальчик, и ты, девочка, что может быть, если не соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель обращает внимание детей на лежащего на полу Зайку. Он перевязан бинтами.
Воспитатель:
Это кто же здесь такой?Перевязанный, больной?Как здесь зайчик очутился, Как в больного превратился?Вы хотите быть такими,Неподвижными, больными?Думаю, все скажут “Нет!”.Строгий вам даю совет:Не играйте на дороге,Берегите свои ноги!
(Спрашивает у куклы-мальчика и куклы-девочки):
Ну, теперь-то вам понятно?На дороге не шути!На дороге так опасно,Знайте как себя вести!
Рисунок 2
Куклы: да, да! Мы всё поняли! Мы больше так не будем! Мы будем очень осторожны! А в мяч будем играть только на детской площадке.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем вместе с вами.
Воспитатель проводит физкультминутку. Дети выполняют движения согласно тексту.
Раз, два – нужно встатьГлубоко вздохнём опять.Три, четыре – все присядем,Руки вверх, ладошки рядом.Зайчик солнечный вон скачет,К нам бежит он, не иначе.Мы попрыгаем как зайка.Упражнение “Приседай-ка”.Улыбнуться нужно нам, Возвращаемся к делам.
Воспитатель: А теперь, ребятки, ответьте-ка мне на вопросы.
Кто из вас идёт вперёдТолько там, где переход?
Дети:
Это я. Это я!Это все мои друзья!
Воспитатель:
Кто летит вперёд так скоро,Что не видит светофора?
Дети молчат.
Воспитатель:
Знает кто, что красный цвет –Это значит – хода нет!
Дети:
Это я, это я!Это все мои друзья!
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. А сейчас послушайте и отгадайте загадки:
Что за чудо – этот дом?Окна светятся кругом.Носит обувь из резины,И питается бензином.
Дети: Автобус!
Воспитатель: Правильно!
Если далеко живешь,Пешком ты в садик не пойдешь.Наш помощник тут как тут,Всех домчит за пять минут.Эй, садись и не зевай,Отправляется…
Дети: Трамвай!
Воспитатель: Правильно, ребятки!
Чтобы я тебя повез,Не давай ты мне овес.Напои меня бензиномИ проверь мотор и шины.Вот тогда, вздымая пыль,Нас помчит…
Дети: Автомобиль!
Воспитатель: Молодцы!
Голубые поездаПод землёю мчатся,Помогают горожанамВсюду добираться.
Дети: Метро!
Воспитатель: Правильно!
По асфальту идет дом,Ребятишек много в нем,А над крышей вожжи,Он ходить без них не может.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! И, наконец, самая трудная загадка.
В этом месте, как ни странно,Ждут чего-то постоянно.Кто-то сидя,Кто-то стоя…Что за место здесь такое?
Дети: Остановка!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали правильно!
Улицей широкой, гулкой,Идут дети на прогулку.Впечатлений очень много,Будет радостной дорога!
Звучит песня Р.Паулса “Зеленый цвет”. Самостоятельная игра детей в пешеходов и водителей.

Методические рекомендации.
Данная работа представляет собой разработку последовательно изложенных заданий, стихов, загадок, иллюстраций, которые способствуют более успешному усвоению дошкольниками знаний по правилам дорожного движения.
Использование игровых ситуаций помогает детям развивать творческие способности, воображение, расширять их кругозор.
Данное занятие можно использовать как развлечение в детском саду. Тогда вместо кукол дети сами играют персонажей.