Программа элективного курса «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками»











ПРОГРАММА

«Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками»

(Элективный курс профильной подготовки для учащихся
11-х классов, 34 часа)






















КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками.
Силаева Диля Миниахметовна


Название элективного курса

Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками.


Тип курса
Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.

Цели и задачи курса
Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.


Основные требования к освоению курса

Знание основных понятий разделов «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи».

Владение систематизированными знаниями в области правописания и умениями ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания.
Владение навыками литературного анализа.


Критерии оценивания учебных достижений учащихся
Формой итоговой отчетности учащихся может стать

тестирование;
комплексный анализ текста.


Основные формы работы
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
 тренировочные упражнения;
 практикум;
 тестирование;
творческие задания.

Планируемые результаты
Планируемые результаты: курс будет способствовать системному, экономному по времени, интенсивному постижению наиболее трудных вопросов орфографии, развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также поможет учащимся 11 класса подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.


Количество учебных часов в неделю
1 час в неделю














СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Учебно-тематический план.

Содержание элективного курса.

Рекомендуемая литература для преподавателей и учащихся.

Приложение.



























Пояснительная записка
Программа элективного курса «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» рассчитана на учащихся 11 классов, находящихся на завершающих этапах обучения русскому языку, интересующихся русским языком и желающих подготовиться к экзамену в форме ЕГЭ. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с систематизацией и обобщением знаний в области правописания и формированием умения ориентироваться в разделах русского языка, учитывая его системность, взаимосвязь между правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания, а также совершенствуются у школьников умения и навыки литературного анализа. Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Курс связан с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»). В основу занятий по орфографии положена система повторения Е.И.Скобликовой «Обобщающая работа по орфографии». (Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994)
Курс состоит из трех основных разделов:
Фонетика. Лексика. Орфография.
Синтаксис и пунктуация.
Культура речи. Стилистика.
Специфика данного курса – блочное, системное, компактное рассмотрение орфографических и пунктуационных тем с помощью таблиц, схем, преодоление разрозненности частных правил. Занятия носят практический характер, все это поможет ученикам подготовиться к письменному экзамену по русскому языку. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель курса: повышение грамотности учащихся, отработка орфографической и пунктуационной зоркости, развитие языкового и речевого чутья.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в правописании, углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
 тренировочные упражнения;
 практикум;
 тестирование;
творческие задания.
Планируемые результаты: курс будет способствовать системному, экономному по времени, интенсивному постижению наиболее трудных вопросов орфографии, развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также поможет учащимся 11 класса подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Формой итоговой отчетности учащихся может стать

тестирование;
комплексный анализ текста.
Элективный курс «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками» обеспечен учебными и вспомогательными материалами.
















СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Занятие 1. Фонетика, графика, лексика, словообразование.
Слово и его звуковая оболочка. Звуки языка, гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Обозначение звуков на письме.
Лексика. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы. Синонимы. Синонимы контекстуальные. Антонимы нейтральные и контекстуальные.
Словообразование. Морфема – значимая часть слова. Способы словообразования.
Занятие 2. Орфограммы в приставках и корнях.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з (с) – фонетический принцип 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфемный принцип написания.
Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.
Гласные Ы и И после приставок.
Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, Е и Э в заимствованных словах.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –каскос-, -лаглож-, бербир-, -тертир- и др. 2) –раст(-ращ-)рос-, -скакскоч-; 3) –гаргор-, -твартвор-, -кланклон, -зарзор.
Занятие 3. Орфограммы в суффиксах глаголов и глагольных форм.
Суффиксы –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Инфинитив. Роль гласной на конце инфинитива. Сохранение гласной буквы основы инфинитива в глагольных формах (прошедшее время, условное наклонение, действительные и страдательные причастия прошедшего времени).
Суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(ть), -ирова(ть), -ича(ть).
Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- (обезлесить – обезлесеть).
Занятие 4. Тестирование.
Занятие 5. Ъ и Ь, О и Е после шипящих.
Употребление разделительных знаков. Употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы и И после Ц.
Занятие 6. Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Отглагольные и отыменные прилагательные. Правописание суффиксов отыменных прилагательных. Правописание –Н- и -НН- в полных причастиях и отглагольных прилагательных. –Н- и –НН- в суффиксах наречий.
Занятие 7. Орфограммы в окончаниях.
Окончания разных частей речи. Окончания имен существительных. Склонение имен существительных. Различение окончаний -Е и -И .
Окончания имен прилагательных, причастий, порядковых имен числительных.
Окончания глаголов. Спряжение глаголов.
Занятие 8. НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц.
Правописание отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий.
Правописание НЕ с глагольными формами. НЕ с прилагательными, существительными и наречиями. Разграничение приставок и частиц.
Частицы НИ и НЕ в предложении.
Занятие 9. Тестирование.
Занятие 10. Слитное и дефисное написание слов.
Роль смыслового анализа при выборе написания. НЕ с разными частями речи. Приставка НИ- и союз НИ, частица НИ.
Правописание наречий: дефисное, слитное и раздельное написание.
Отличие союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.
Написание сложных существительных и прилагательных.
Занятие 11. Орфоэпические, лексические и морфологические нормы.
Языковые нормы и отклонения от нее. Орфоэпические нормы.
Нормы словоупотребления.
Грамматические нормы (морфологические): ошибки в роде существительного, употреблении числа и падежных форм; ошибки в образовании сравнительной степени прилагательного; употреблении местоимений, форм имен числительных и глагола.
Занятие 12. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных членах.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания внутри простого предложения: между однородными членами (не соединенными союзом, соединенными неповторяющимся и повторяющимся союзом, двойными союзами).
Занятие 13-14. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (при причастном обороте, при обособленном приложении, деепричастном обороте, обособленном дополнении, при уточняющих членах), при сравнительных оборотах, при обращении и междометиях.
Занятие 15. Культура речи. Редакционная работа.

Разговорный и книжные стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Редакционная работа. Нахождение орфоэпических, лексических и морфологических ошибок в тексте.

Занятие 16. Вводные конструкции, обращения, междометия.

Вводные конструкции. Значения и пунктуация при вводных словах. Отличие вводных слов от вводных предложений.
Обращения. Пунктуация при обращении. Употребление частицы О при обращении.
Междометия. Пунктуация при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.
Занятие 17. Тестирование.

Занятие 18. Сложносочиненное предложение.
Виды сложных предложений. Постановка запятой, точки с запятой в ССП. Общий второстепенный член в ССП.

Занятие 19. Сложноподчиненное предложение.

Основные признаки СПП. Виды придаточных предложений. Виды подчинения в CПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сочетании союзов.

Занятие 20. Бессоюзное предложение.

Отличительные признаки БСП. Постановка запятой, точки с запятой, тире и двоеточия. Основные смысловые отношения в БСП.

Занятие 21. Тестирование по пунктуации.
Занятие 22. Работа по тексту.
Орфографический и пунктуационный разбор предложений.
Занятие 23. Анализ текста. Стили и типы речи.
Комплексный анализ текста: определение стиля, типа речи, определение темы, основной мысли, орфографический и пунктуационный разбор.
Занятие 24. Тренировочные задания по культуре речи.
Работа над ошибками и недочетами в словоупотреблении. Исправление речевых ошибок. Работа над лексическими ошибками.
Занятие 25. Задания, проверяющие коммуникативные умения.
Работа по тексту: определение стиля, типа речи, темы, идеи. Работа над лексическими средствами. Редактирование речевых ошибок.
Занятие 26. Комплексный анализ текста. Выразительные средства языка.
Комплексный анализ текста: определение стиля, типа речи, определение темы, основной мысли, орфографический и пунктуационный разбор, анализ выразительных средств.
Занятие 27. Тестирование.
Занятие 28. Комплексный анализ текста.
Занятие 29. Исправление традиционных ошибок по культуре речи.
Редактирование орфоэпических, лексических и морфологических ошибок в тексте.
Занятие 30. Культура речи. Тренировочные упражнения.
Занятие 31. Работа по орфографии и пунктуации.
Тестовые задания по основным разделам орфографии и пунктуации.
Занятие 32. Работа с текстом. Написание сочинения.
Занятие 33. Тестирование.
Занятие 34. Подведение итогов.
Проверка полученных знаний и умений.














РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учрежд./ А.И.Власенков и др.- М.: Просвещение, 2003.

2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2002.

3. Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.

4. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994

5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с.22

Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001

7. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Орфография, морфология, лексика, словообразование, фонетика, культура речи, стилистика: 10-11 классы / Л.И.Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.

2. Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

3. Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

4. Комплексный анализ тектса. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.




Учебно-тематическое планирование
№ п/п

Тема
Количество часов
Форма проведения
Форма подведения итогов

Литература



всего
теория
прак-
тика





1.

Фонетика, графика, лексика, словообразование.

1



1

Обзорная беседа,
комментированное письмо

Самостоятельная работа
Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с.22


2.

Орфограммы в приставках и корнях.

1



1

Практическая работа

Тестирование
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с.22


3.









Орфограммы в суффиксах глаголов и глагольных форм.


1



1

Распределительный диктант, комментированное письмо

Самостоятельная работа
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994
Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.



4.

Тестирование.

1


1

Практическая работа

Тестирование
Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.
Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.


5.

Ъ и Ь, О и Е после шипящих.

1



1

Урок-практикум

Буквенный диктант
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с.22
Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.


6.

Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1


1
Объяснительный диктант, распределительный диктант, работа в парах.

Буквенный диктант
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994
Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.


7.

Орфограммы в окончаниях.

1


1

Комментированное письмо, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Самостоятельная работа
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994
Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русск.ому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.


8.

НЕ и НИ. Разграничение приставок и частиц.

1


1

Комментированное письмо,
распределительный диктант

Тестирование
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994
Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.


9.

Тестирование.

1


1

Комментированное письмо, объяснительный диктант

Самостоятельная работа
Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.
Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.


10.

Слитное и дефисное написание слов.

1


1

Распределительный диктант, комментированное письмо

Альтернативное тестирование
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994
Узорова О.В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.


11.

Орфоэпические, лексические и морфологические нормы.

1

1/2

1/2

Урок-практикум

Редакционная проверочная работа
Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.



12.

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, при однородных членах.

1


1

Беседа, комментированное письмо, конструирование предложений, творческая работа

Самостоятельная работа
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001


13.

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.

1


1

Беседа, комментированное письмо, конструирование предложений, творческая работа

Самостоятельная работа
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001


14.

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.

1


1

Беседа, комментированное письмо, работа по схемам, творческая работа

Графический диктант
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001


15.

Культура речи. Редакционная работа.


1


1

Комментированное письмо, редакционная работа

Работа с текстом
Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.


16.

Вводные конструкции, обращения, междометия.


1







1



Конструирование предложений,
комментированное письмо

Самостоятельная работа
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001

17.
Тестирование.



1

1
Урок-практикум
Тестирование
Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.
Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

18.
Сложносочиненное предложение.



1

1
Комментированное письмо, конструирование предложений,
работа по схемам
Самостоятельная работа
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001

19.
Сложноподчиненное предложение.


1

1
Комментированное письмо, работа по схемам
Самостоятельная работа
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001

20.
Бессоюзное предложение.

1

1
Комментированное письмо, графический диктант
Тестирование, буквенный диктант
Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во МГУ, 1992
Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2001

21.
Тестирование по пунктуации.

1

1
Урок-практикум
Тестирование
Тесты по русскому языку. 11 класс – Саратов: «Лицей», 2002.
Балашова Л.В., Ягубова М.А. Русский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

22.
Работа по тексту.
1

1
Урок-практикум
Самостоятельная работа
Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.
Подготовка к гос.централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

23.
Анализ текста. Стили и типы речи.
1

1
Беседа, комментированное письмо, тренировочные упражнения
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

24.
Тренировочные задания по культуре речи.
1

1
Объяснительный диктант, работа в парах
Самостоятельная работа
Подготовка к государственному централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

25.
Задания, проверяющие коммуникативные умения.
1

1
Работа с текстом, выполнение тренировочных заданий
Тестирование
Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.
Подготовка к гос. централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

26.
Комплексный анализ текста. Выразительные средства языка.
1

1
Урок-практикум
Комплексный анализ текста
Русский язык: 10-11 классы: контрольные работы/ О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. – М.: Эксмо, 2007.
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.- 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

27.
Тестирование.
1

1
Урок-практикум
Тестирование
Тестовые задания ЕГЭ

28.
Комплексный анализ текста.
1

1
Практическая работа
Комплексный анализ текста
Тестовые задания ЕГЭ
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.- 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

29.
Исправление традиционных ошибок по культуре речи.
1

1
Работа над ошибками, редактирование
Тестирование
Подготовка к гос.централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

30.
Культура речи. Тренировочные упражнения.
1

1
Урок-практикум
Самостоятельная работа
Подготовка к гос.централизованному тестированию /Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: «Лицей», 2002.

31.
Работа по орфографии и пунктуации.
1

1
Урок-практикум
Тестирование
Тестовые задания ЕГЭ

32.
Работа с текстом. Написание сочинения.
1

1
Урок-практикум
Творческая работа
Тестовые задания ЕГЭ

33.
Тестирование.

1

1
Урок-практикум
Тестирование
Тестовые задания ЕГЭ

34.
Подведение итогов.
1

1
Работа над
ошибками
Выборочное
тестирование















15