Рабочая программа учебного элективного курса для 11 класса Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Успенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №___
от_________________ 2016 г.
____________ Н.Н.Данилова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Е. В. УтицкихУТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________ А. Н. Черных
Приказ №_____
от________________ 2016 г.

Рабочая программа
учебного элективного курса
«Актуальные вопросы обществознания
в рамках подготовки к ЕГЭ»
(11 класс)
Рабочую программу составила
учитель истории и обществознания
_________Н.Н. Данилова

Успенка-2016г
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089; авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ред. академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова) (М.: Просвещение 2013), а также учебного пособия «Обществознание. 10-11 класс» (авторы Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2013).
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек, Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
Основу данной программы составляют:
- понимание, что обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе;
- осознание учащимися, что предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Цель: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- преобразование содержание теоретического материала в более доступную для восприятия учащихся форму;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности
-выявление наиболее существенных признаков социальных объектов и явлений;
-поэтапное усвоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой),
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
Программа элективного интегрированного учебного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» объемом 34 часа в год, по 1 часу в неделю, изучается в течение всего учебного года.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В современной внешнеполитической ситуации в настоящее время все более актуальными становятся вопросы международной политики, знания о развитии политических процессов в современных государствах.
Элективный курс призван помочь учащимся понять сущность процессов и явлений, характеризующих демократические политические режимы и противоположные им, существующие в современном мире, разобраться в сложных государственных законодательных, исполнительных системах. Курс помогает учащимся выработать собственную гражданскую позицию, умение сформулировать и научно обосновать свою точку зрения по актуальным вопросам международной и внутренней политики нашей страны.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения рассматриваемых тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Элективный курс является актуальным в связи с тем, что научное познание отстает от реального течения процессов, и именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания. Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов используемого учебно-методического комплекса.
Данный элективный курс способствует:
-формированию учащегося, как целостной, всесторонне развитой личности;
-формированию у молодого поколения чувства гордости современной Россией, патриотизма и гражданской позиции;
- воспитанию у обучающихся социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности;
- формирование у обучающихся запроса на новую информацию;
- выработке способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени.

Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения учебного элективного курса " Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ " ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
В модели элективного интегрированного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» для 11 класса важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание эссе обществоведческого характера, решение практической части заданий ЕГЭ, семинары и диспуты учащихся, что характеризует деятельностный принцип обучения.
Отличительной чертой элективного интегрированного учебного курса является целостность:
по содержанию обществоведческих знаний;
по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление общественных закономерностей, процессов и явлений;
по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предмета «Обществознание» объединяется для качественной подготовки к ЕГЭ;
по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Особенностью элективного курса является его направленность на гуманизацию, понимание сущности современной позиции России на международной арене, на воспитание обучающихся с активной гражданской позицией, любящих и уважающих свое Отечество.
Содержание учебного предмета
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (3ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (3 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (11ч.).
Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Типы экономических систем. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Силы, которые управляют рынком. Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Как работает рынок. Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или Как реально организована торговля. Мир денег. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Человек на рынке труда. Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы. Экономические проблемы безработицы. Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу. Что такое фирма и как она действует на рынке. Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Государственные финансы. Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 в. Организация международной торговли. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв. к какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8 ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (5 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
Учебно-тематический план

ппНаименование разделов и тем Всего часов В том числе
Теор. Практ. Формы занятий
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы 1 1 вводная лекция
практикум
(входной контроль)
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 33 27 7 Практикум
(промежуточный контроль)
2.1 Содержательные линии « Человек и обществ»: ключевые понятия и трудные вопросы 3 2 1 лекция
семинар
практикум
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 3 2 1 лекция
семинар
практикум
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы 3 2 1 лекция
семинар
практикум
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» 11 6 5 лекция
семинар
практикум
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов 8 6 2 лекция
семинар
практикум
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы 5 3 3 лекция
семинар
практикум
Календарно-тематическое планирование
№п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов дата план дата факт
I. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. 1 1. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. II. Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы 3 2. Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. 3. Общество и природа. Общество и культура. 4. Взаимосвязь экономической, социальной, полити-ческой и духовной сфер общества. III. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в со
держательных линиях «Человек. Познание.» 3 5. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 6. Бытие человека. Потребности и интересы человека. 7. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. IV. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы. 3 8. Социальное взаимодействие и общественные отношения. 9. Социальные группы и их классификация. 10. Социальный статус. Социальная роль. V. Актуальные проблемы изучения содержа-тельной линии «Экономика» 11 11. Что такое экономика. Ограниченность эко
номических ресурсов и порождаемые ею проблемы. 12. Традиционная экономическая система. 13. Рыночная экономическая система. 14. Командная и смешанная экономические системы. 15.
16. Что такое спрос.
Промежуточный
контроль 17. Формирование рыночных цен. 18. Причины возникновения и формы денег. 19. Функции денег в современной экономике. 20. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. 21. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. VI Содержательная линия «Политика»
систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. 8 22. Власть, ее происхождение и виды. 23. Политическая система, ее структура и функции. 24. Государственный аппарат. 25. Избирательные системы. Политические партии и движения. 26. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. 27. Местное самоуправление. Политическая культура. 28. Гражданское общество. Правовое государство. 29. Человек в политической жизни. Политическое участие. VII «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы. 6 30. Право в системе социальных норм. 31. Система права: основные отрасли, институты, отношения. 32. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. 33. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. 34. Юридическая ответственность и ее виды.