Доклад на тему «Применение игровых технологий в начальных классах»


Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Новокленское
Доклад на тему
«Применение игровых технологий в начальных классах»



Подготовила
учитель начальных классов
Фролова Нина Васильевна
2015-2016 уч.годИзучение учебного материала диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры:
отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта второго поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося.
Игровым технологиям я уделяю большое внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. В современной школе возникает насущная потребность в активных формах обучения . К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения  между детьми начинают носить более непринуждённый эмоциональный характер.Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование игровых технологий оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры,  которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков и
обязательно соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:
-ролевые игры на уроке (инсценирование);
-игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);
-игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
-использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Я работаю по данной теме второй год.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр я использовала такие задания:
придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игру , «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые .примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
В своей работе на уроках математики я использовала игру "Молчанка”, «День и ночь»,игра с мячом «Назови ответ», «Почтальон», «Часики», «Яблонька», «Наряди елочку» .
Например, игра «Яблонька»Дети получают задание  — выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например с  ответом 15
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра “Молчанка”.
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча .«Наряди ёлочку»
Учитель вывешивает два плаката с  изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров (от 8 до 10  в  каждом). К  доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз — рисунок с  новогодней игрушкой Кто больше примеров составит? Учитель ставит песочные часы на видное место и задаёт задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и  записать в  тетрадь. По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.
«Кто считает лучше?»
Учитель делит класс на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первым даёт правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
3, 7, 12, 14, 18, ЖРИАФ 9 – 6 = 16 – 9 = 7 + 5 = 6 + 8 = 9 + 9
«Узнай слово» На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в  ответе соответствует определённая буква. Ученики ставят буквы по порядку и разгадывают слово.
Особый интерес у  детей вызывают задания, в  которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.
«Задачи с любимыми героями» 1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плю- шек, то у неё осталось ещё 14 плюшек. Сколько плюшек было у  домомучительницы? 2) Один гном нашёл в  своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой — на 4 изумруда меньше. Сколь ко всего изумрудов получит в  подарок Белоснежка?
Урок-игра .Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в  игровой форме. Это такие уроки, как: • урок-сказка; • урок-КВН; • урок-путешествие; • урок-кроссворд; • урок-смотр знаний.
«Помоги Золушке» (игра, которая длится целый урок) Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и  на каждом этаже дома повесила по огромному замку. Мы сможем освободить бедную Золушку, если будем выполнять задания, записанные на замках (задания разного вида: задачи, примеры, неравенства, геометрические задания и  т. д.). Очень интересны игры-путешествия. В них ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к  предмету, развивается творческая фантазия и  воспитываются нравственные качества. И самое главное — на уроке никто не скучает! Всем интересно, дети играют, а  игры непроизвольно закре пляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Для формирования познавательных УУД по математике можно использовать следующие виды игр: при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру “Живой уголок”.
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.
“Лучший счётчик”
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
“Хлопки”
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).
Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры “Лучший счётчик”, “Число и цифру знаю я”.
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра “Числа, бегущие навстречу друг другу”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
“Математическая эстафета”
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.Содержание игры: проводит игру-соревнование. Первый ученик показывает число с помощью кругов и треугольников, второй называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.
Победит тот , который не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. Для развития творческого потенциала обладают деловые игры, в  процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и  имитируется его реализация в  практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса к  урокам математики, но и  развивают деловые и  практические качества учащихся. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к  математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и  навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Ожидаемые результаты использования игры на уроке игры активизируют мыслительную деятельность на всех стадиях изучения материала; игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала; игры расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию; с помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с учащимися. В  заключение можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Данные игры помогают учащимся отработать устный счёт. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали в игре.
. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На уроках русского языка я использовала следующие игры:
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
«Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρНазвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа —    и т.п.
«Кто больше сочинит»
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.
.«Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ.
«Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
Составить слова по конструкции
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.
а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв
Составить как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово.
Например: ФОТОГРАФИЯ — риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.Добавлять другие буквы воспрещается!
Например, во втором классе предлагала детям слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ— домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.
К числу более сложных игр относится составление палиндромов.
Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.  
На уроках обучения грамоте и на уроках чтения я провожу и тогда и сейчас артикуляционную разминку, читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Детям очень нравится повторять скороговорки и чистоговорки. Сейчас, когда дети стали старше на организационном этапе на уроке чтения и развития речи я использую не только загадки, но и ребусы, шарады. На этапе же подготовки учащихся к восприятию нового материала использую игровой прием .« Буквенное лото» ( из букв составить пословицу или слово недостающее к пословице), очень любимая детьми игра « Шифровка». Эту игру провожу в различных вариантах: 1-й – расшифруй название произведения, при помощи магических квадратов или при помощи геометрических фигур или при помощи алфавита. При помощи этих игр можно угадать название произведения, которое будем изучать или автора этого произведения. На этапе изучения новых знаний и способов деятельности использую игровой прием « Закончи произведения». (то есть придумай концовку)
На этапе закрепления и обобщения изученного материала – игровой прием « Фантазеры», « Собери стихотворение» ( если это работа с этим жанром произведения).На этапе подведения итогов можно использовать игровой прием « Восстанови пословицы», « Доскажи поговорку», « Составь палиндром». 
Заключение.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала.. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации , т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практик у, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры-путешествия в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров» , «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие). На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
Основываясь на моём опыте использования игровых технологий, могу сказать, что при их применении повышается познавательный интерес учащихся. Я работаю учителем начальных классов 35 год.. Довольно успешно применяю игровые технологии. На уроках использую различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр.
Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.На мой взгляд, использовать игру предпочтительно на этапе проверки или закрепления учебного материала. При использовании игр происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников, воспитание у учащихся речи, умение правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения. .Исходя из своего педагогического опыта, могу сделать вывод, что дети очень любят игры на уроке. Я считаю, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане.
Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять
мнение других и т. д.
Список литературы: 1.Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
3.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991.
5.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
6.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.