Стратегия успешной подготовки к устной части ЕГЭ

Стратегия успешной подготовки к устной части ЕГЭ: С5 и С6
(на уроках французского языка)

Елена Викторовна Ячевская,
Учитель французского языка МБОУ гимназия № 1 г.о.Самара

К 2020 году Единый государственный экзамен по иностранному языку обещают сделать обязательным. А сегодня мы уже готовим наших учащихся к устной части этого экзамена. Несмотря на то, что она заявлена как необязательная, ее приходится либо выбирать и сдавать, либо сразу смириться с минус 20 баллов в ЕГЭ по иностранному языку.
В раздел «Говорение» входят четыре задания:
Задание С3. Прочитать научно-популярный текст (примерный объем 160 слов). Время на подготовку – 1,5 минуты. Время на ответ – 1,5 минуты.
Задание С4. Задать пять прямых вопросов для выяснения конкретной информации, указанной в задании (с опорой на иконографический документ, например, рекламное объявление).
Задание С5. Описать одну из трех предложенных фотографий по плану:
- когда и где был сделан снимок;
- кто (или что) на нем изображен;
- что происходит на снимке;
- почему он был сделан;
- почему был выбран для показа другу.
Время на подготовку – 1,5 минуты. Время на ответ – не более 2 минут.
Целью выполнения этого задания является решение коммуникативной задачи: показать фотографию другу и сделать рассказ по плану. Чтобы получить максимальный балл (7) за ответ, нужно сказать по каждому пункту не менее трех предложений.

Задание С6. Описать и сравнить две фотографии, т.е. найти три сходства и три различия. Сравнение проводится также по определенному плану:
- описать обе фотографии;
- назвать общие черты;
- назвать различительные черты;
- выразить свое предпочтение;
- объяснить почему.
Фотографии, предлагаемые в этом задании, объединены общей темой: спорт, музыка, отдых и т.д. Для получения максимального балла (7) нужно сказать не менее трех предложений по каждому пункту.

Задания С5 и С6 вызывают наибольшие трудности у учащихся.
А именно:
ограниченное время на подготовку и на высказывание;
необходимость за очень короткое время придумать сюжет к описываемой фотографии;
представить связный и логичный рассказ с использованием логических коннекторов как минимум 5, по количеству пунктов плана;
не забыть, что это неофициальный разговор с воображаемым другом.

Лингвистические трудности:
употребление неопределенных артиклей при описании;
род имен существительных;
ограниченный запас лексики;
лексическая сочетаемость;
место прилагательных;
чрезмерное употребление придаточных предложений...

Мы предлагаем начинать подготовку к этим заданиям поэтапно.
1-ый этап – 9 класс. Работа включает в себя:
детальное описание фото (набор лексики);
нахождение максимального количества сходств и отличий и выявление наиболее значимых;
выражение своего предпочтения (активизация лексики);
особое внимание на артикли: неопределенный / определенный
·.

На данном этапе предлагаются следующие формы работы:
Устное коллективное описание на уроке/письменное индивидуальное описание дома.
Письменное индивидуальное описание дома/устное индивидуальное описание на уроке.
Работа с текстом по теме/использование лексики текста в описании (устном и письменном).

2-ой этап – 10 класс.
Работа над структурой высказывания: фразы-клише, слова-коннекторы.
Работа с таймером: начинаем с 10 мин. подготовки и постепенно сокращаем время подготовки до 2-1,5 мин.


3-ий этап – 11 класс.
Интенсивная подготовка к экзамену:
Работа над скоростью речи.
Работа над умением говорить без пауз.
Работа с таймером (ограничение времени подготовки до 1,5 мин. и ответа до 2 мин.).
Расширение словарного запаса.
Использование более сложных фразовых конструкций.





Чтобы облегчить учащимся задачу, мы разработали типовые формы ответа:
Для задания С5
« J 'ai choisi la photo numйro ... » 
 
« Salut, tu sais, je viens de ... et j’ai pris un tas de photos. Elles sont toutes ......., mais je te montrerai celle qui me plaоt le plus »
 
« Tu vois, au premier plan ... », « regarde, au fond ... », « et lа, а droite/а gauche/au centre... 
« C'est/c’йtait passionnant, fascinant, incroyable, cool !»
 
« C’est ... qui est/sont en train de ... . Il(s)/elle(s) .».
 
« J’йtais impressionnй, touchй, йtonnй, surpris, dйзu par ... »
 
« J'ai pensй а toi en la prenant, parce que je sais que tu .... et c'est pour зa que j'ai dйcidй de te la montrer ».
 
«  J’espиre que ma photo ne t’a pas dйзu, qu’elle t’a plu » .

Для задания С6

Je vais/veux/voudrais dйcrire et comparer deux photos/images. Pour commencer, je veux dire que le thиme choisi ici, ... est intйressant parce que...».

Sur la premiиre photo, on voit.........
Sur la deuxiиme photo, il y a ..

En ce qui concerne les points communs, ce qui unit les deux photos c'est tout d'abord le thиme :....., puis....... et enfin.......
 
Quant aux diffйrences, on voit que sur la premiиre photo, ....... tandis que sur la seconde......
Il y a aussi .......................... sur la premiиre alors que sur la deuxiиme photo........ . Au contraire de la photo du haut/ de droite sur laquelle se trouve..... il y a .................. sur l'autre photo.
 
Quant а moi, je prйfиre................ car........................... et parce que...............



15