Видеоурок как средство подготовки к устной и письменной части ЕГЭ


Видеоурок как средство подготовки к устной и письменной части ЕГЭ
Овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка, задача весьма непростая. Несмотря на определенный прогресс (использование Internet, различных программ и т. д.), одной из трудностей обучения иностранному языку является весьма ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне учебного процесса. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка. Современные технологии позволяют нам использовать такую форму обучения как видеоурок. Преимущества использования видео на уроках такие как решение задач обучения и воспитания, демонстрация ситуаций реального общения на иностранном языке, а также повышение мотивации и качества знаний учащихся являются общепризнанными. Об этом свидетельствует все больший интерес к такой форме обучения, проявляющийся появлением новых методов и приемов работы с видеосюжетом на уроке. иностранного языка.
Просмотр видео может быть использован как метод развития всех четырех форм речевой деятельности: аудирования, чтения, письма и говорения. Видео может быть рассмотрено как один из лучших способов обучения понимания речи на слух в виду своей особенности: получения информации по зрительному и слуховому каналу. Помимо развития навыков аудирования, зрительный ряд помогает расширить вокабуляр и стимулирует развитие речевых навыков. При обучении чтению могут быть использованы субтитры, сопровождающие видео фрагмент, а также тексты на основе увиденного сюжета. Более того, такого рода тексты могут быть созданы самими учащимися, то есть видеофрагмент становится прекрасной основой для обучения речи как письменной, так и устной. Воспринимаемая информация ситуативна, красочна, эмоциональна и тем самым стимулирует речевые высказывания как репродуктивного (на проверку понимания увиденного), так и творческого характера (описание, повествование, сочинения, эссе, рецензии).
Как известно, наиболее сложными видами речевой деятельности являются продуктивные: письменная и устная речь. ЕГЭ по английскому языку в разделах «Говорение» и «Письмо» включает задания базового и высокого уровня. Выпускники сталкиваются с наибольшими трудностями при выполнении задания 40 (письменной части) и заданий 3,4 (устной части), которые направлены на контроль умения составлять связное тематическое высказывание (с использованием основных коммуникативных типов речи - описание, повествование, рассуждение, характеристика, и с выражением своего отношения, мнения, оценки, аргументации).
Рассмотрим этапы работы с видео и виды деятельности, применимые для подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ продуктивного характера. Работа с видео включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. На каждом из этапов предоставляется возможность развить то или иное умение, необходимое для успешной сдачи ЕГЭ.
1) преддемонстрационный: на ряду со снятием языковых трудностей восприятия текста, разъяснением лингвострановедческих реалий, учитель дает задания на антиципацию содержания, содержательные ориентиры, опорные слова и фразы. Для этого могут предложены такие упражнения:
- предположение учащихся, о чем будет фильм по его названию, кадру из фильма, автору
- обсуждение возможных проблем, затронутых в фильме
- описание портретов персонажей
- расположение кадров из фильма в правильном порядке
2) демонстрационный: на данном этапе учитель ставит целью добиться детального понимания увиденного. Виды упражнений:
- стоп-кадр (О чем шла речь?)
- молчаливый просмотр (без звука) с дальнейшим восстановлением диалога
- восстановить текст (заполнить пропуски; расставить в правильном порядке; исправить ошибки)
- ролевая игра
- дописывание сценария
3) последемонстрационный этап направлен на организацию речевой творческой деятельности учащихся. Предлагаемые виды заданий:
- Wh-questions – ответить на вопросы, касающиеся фактов из фильма (When? What? Where? Who? What? Why?)
- составление вопросов к увиденном фильму
- обсуждение поступков героев, их причин, как бы вы поступили, написать письмо герою- обсуждение проблем, затронутых в фильме- расположить кадры из фильма в правильном порядке и составить историю - высказывание от лица героя- рецензия к фильму- объяснить почему этот фильм в вашей видеотеке- реклама фильма- сравнение персонажей в начале и конце фильма- сравнение персонажа с реальной личностью- описание понравившегося кадра из фильма- составление вопросов к фильму- описание места действия- составление диалога с персонажем- составление продолжения фильма- использование субтитров / рецензий к фильму для отработки навыков чтения, интонационного и произносительного оформления- представления себя на месте героя- выделить преимущества/недостатки явления из видеофрагмента- дебаты - написание письма одному из героев- написание письма другу об увиденном фильме
Как мы видим, видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для развития не только языковых, но и творческих способностей учащихся, их логического и критического мышления. Используя видео, учитель сможет создать условия для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения, а также условия для овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.
В отличие от других видов подачи текстового материала (аудио, печатный текст), которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации.
Кроме того, хотелось бы отметить, что использование видео на уроке иностранного языка открывает ряд уникальных возможностей для преподавателя в плане подготовки урока, включающего различные виды деятельности, основой которых будет использование творческого подхода. Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на учащихся, служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.
Литература
О.И. Барменкова. Видеозанятия в системе обучения иностранной
речи //Иностранные языки в школе № 3, 1999 г. стр. 20.
2. А.П.Гореликова. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.
3. http://www.teachingenglish.org.uk/articles/video-english-classroom4. HYPERLINK "http://fipi.ru/ege-i-gve-11" http://fipi.ru/ege-i-gve-11