Основные факторы успешной сдачи основного государственного экзамена выпускниками 9-х классов.


Основные факторы успешной сдачи основного государственного экзамена выпускниками 9-х классов.
Хорошая подготовка – это половина победы.
М. Сервантес
До сдачи ОГЭ выпускниками 9-х классов осталось немного времени.
Как создать условия для успешного прохождения экзамена?
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
Познавательный - уровень знаний.
Мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей.
Эмоциональный - способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
Безусловно, главное - это уровень знаний, который предопределяет успешность сдачи экзамена. Сама тестовая форма ГИА предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, интеллектуальная готовность обучающегося должна включать в себя определенные качества: Эффективная умственная деятельность в непривычных условиях
Владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания
Анализ задания вне зависимости от привычных схем
Чувствительность к смысловым нюансам
Умение интуитивно определить верное направление решения или ответ
Эффективность работы по повышению интеллектуального уровня воспитанников во многом определяется консолидированными усилиями всего педагогического коллектива. Только комплексный подход к деятельности по подготовке обучающихся к ГИА способствует успешным результатам.
Подготовка к экзамену не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа заданий, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, ведется работа по выявлению и ликвидации отдельных пробелов в знаниях обучающихся. Одновременно необходимо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень знаний каждого воспитанника.
Наиболее эффективные методы и технологии при подготовке обучающихся к ГИА:
методы технологии
исследовательский личностно-ориентированные
проблемно-иллюстративный индивидуально дифференцированные
объяснительно-иллюстративный игровые
репродуктивный информационные
В этих целях используются возможности урока, элективных курсов, групповых и индивидуальных занятий. При этом надо помнить, что самая эффективная форма подготовки выпускника с пробелами в знаниях - это индивидуальная работа.
Деятельность преподавателя по подготовке воспитанников к ГИА должна вестись на высоком уровне трудности. Это не значит, что для всех обучающихся и сильных и слабых предлагаются сложные вопросы, выходящие за рамки школьного курса. Каждому воспитаннику нужно предложить свой уровень сложности, который подвигал бы его к размышлениям и, в конечном итоге, к самообразованию. Задания строятся так, чтобы обучающиеся могли выполнить их, применив имеющиеся знания, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью преподавателя).
Положительный опыт преподавателей СПКУ за прошлый учебный год показывает, что для улучшения результатов ОГЭ в самом учебном процессе (практически на каждом уроке по мере изучения и повторения учебного материала) необходима специальная подготовка обучающихся к экзамену.
Это умение работать с различными типами тестовых заданий, умение планировать время работы с различными частями экзаменационной работы, а также знакомство с системой критериального оценивания и даже с заполнением бланков ответов, в целом - с технологией проведения ОГЭ.
Оптимальная стратегия работы с тестами – это самоконтроль времени; оценка объективной трудности заданий, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения; прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания; прием спирального движения по тесту.
Задача педагога - научить выпускника самостоятельно ориентироваться в формулировках заданий и определять последовательность работы, ведь одно из слабых мест при выполнении теста – непонимание вопроса.
Неоценимую помощь в подготовке к успешной сдачи ГИА играют пробные экзамены, анализ которых позволяет получить оценку готовности обучающихся к ГИА, выявления проблем, типичных для класса и индивидуально для каждого воспитанника, скорректировать планирование занятий. Разработать адресные рекомендации для выпускника, родителей, воспитателей. Причем адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке экзамена вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности воспитанника.
Для успешной сдачи ГИА необходима разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует воспитанник и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. От выпускника требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.
Мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей - является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать перспективу успешной сдачи ГИА.
Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке обучающегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ОГЭ, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у воспитанника отсутствует интерес к предмету. Мотивация учебной деятельности неотрывно связана с активизацией учебной деятельности обучающихся, со всем процессом обучения и обучаемости.
Немаловажным фактором успешной сдачи экзамена являются профессиональные компетенции преподавателя, среди которых выделяются умение использовать современные технологии обучения, умение педагога анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы обучающихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого воспитанника. И не случайно в Концепции Профессионального стандарта педагога отдельно выделяются профессиональные стандарты преподавателя математики и русского языка, обязательность сдачи которых необходима всем выпускникам школ без исключения.
Следующим условием успеха на экзамене является эмоциональный фактор.  
Подготовка к экзаменам и их сдача - время, когда выпускники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоциональных нагрузок на организм человека. Старшеклассники испытывают стресс. Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у обучающихся.
Что можно сделать в этой ситуации? Классным воспитателям нужно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье воспитанника. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, выпускник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.
Никогда не сравнивайте воспитанника с другими ребятами, не ориентируйте его в этот момент «быть лучше других», так как подростки тяжело переживают свое поражение в глупом соперничестве с другими. У других подростков другие способности, возможности, ценности. Выпускник будет успешным при сдаче экзамена, если система обучения сформировала у него необходимые для этого навыки и функции.
Мы все хотим, чтобы наши воспитанники были успешными при сдаче государственного экзамена и в наших силах сделать так, чтобы они справились с ним.