Конспект по музыки Праздник. праздников. торжество из торжеств (4 класс)


18.04.14. музыка.
4 класс тема: «Праздников праздник, торжество из торжеств "Пасха"»
Цели: познакомить с традициями празднования православного праздника Пасхи; развивать вокально – хоровые навыки; воспитывать чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства, обогащать духовный мир ребенка.
Планируемый результат: Учащиеся должны знать понятия- тропарь, волочебники. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, колонки, мультимедийное оборудование, презентация, плакаты со словами песен.Музыкальный материал: Молитва “Ангел вопияще”. П.Чесноков, тропарь “Иисус Воскрес”.
Песни Н.Тананко “Только добротой сердец” и “Христос Воскрес”,русская народная песня “Не шум шумит».
Стихи: А.Майков, А.Хомяков.
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.Звучит «Колокольный трезвон» дети входят в класс.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения за порогом класса, настроимся только на положительные эмоции.
Сл.1.
II. Мотивация к рабочей деятельности.
Учитель: За окном весна, а это время года всегда связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именует “Праздников праздник, торжество из торжеств”.
Учитель: отгадайте загадку. О каком празднике идет речь.
Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Воскресенья день настал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша (Пасха).
Дети: Это – Пасха. Светлое Христово Воскресение.
Сл.2.
Учитель: Празднование Пасхи – многовековая традиция. Праздник пасха празднуется уже более 2000 лет (летоисчисление ведется от Рождества Христова). А сейчас давайте поставим перед собой цель, что мы должны с вами сегодня сделать.
1. Работа в парах.
(Учащиеся получают конверты с задачей, разрезанная на слова, складывают задачу)
Мы сегодня узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресение.
III. Основная часть.
Учитель: Пасха – радостный и светлый день. Все события, связанные с ним – огромное чудо. Давайте вспомним евангельскую историю, что же произошло с распятым на кресте Иисусом?
Дети: Распятый на кресте и погребенный Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день.
Сл. 3.
Учитель: Совершенно верно. В этот день принято отмечать воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.
У каждого большого церковного праздника есть свои символы: на Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресенье – распустившиеся ветки вербы, а на Пасху?
Дети: Куличи, пасха, крашенные яйца.
Сл.4,5,6,7,8,9, 10.
Учитель: Правильно. Верующие пекли куличи, готовили творожные пасхи, посылали родным и друзьям открытки, украшали яйца или изготовляли сувенирные яйца и дарили друзьям и родным, рисовали рисунки.
Почему мы красим яйца на Пасху и центральное место отводится красному цвету? Об этом нам расскажет Ахматгалиева Кристина.
Кристина: История сохранила нам такое предание.В то время, когда с вестью о Воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, одна из Его учениц, Мария Магдалина, дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, она выбрала его со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из оков смерти и Воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца и основным является красный цвет!
Учитель: А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами: “Христос воскресе!” – ответным: “Воистину воскресе!”. Давайте по приветствуем друг друга: первый вариант будет приветствовать «Христос воскресе!», а второй вариант ответит: «Воистину воскрес!».
Вот просыпается земля,И одеваются поля,Весна идет, полна чудес!Христос воскрес! Христос воскрес!    А. Майков
Учитель: Без чего невозможно представить церковный праздник? (ответы).(Если дети затрудняются, помогаю). Входя в церковь мы видим изображения, но это не картины, а что?
Дети: это иконы и свечи.
Учитель: Чем отличается икона от картины? А для чего нужна свеча?
Дети: Икона – это окно из Небесного мира в мир земной.
Горящая свеча – видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча.
Учитель: А сейчас я хочу познакомить Вас с иконой: “Воскресение”
Сл.11.
Учитель: Всмотритесь внимательно, и ответьте на следующие вопросы. Кто является главным персонажем этой иконы?
Дети: Иисус Христос.
Учитель: А кого мы еще видим рядом с ним?
Дети: Люди, святые и простые смертные.
Учитель: Что делает Иисус?
Дети: Протягивает руки людям, стоящим перед ним на коленях.
Учитель: Что он чувствует при этом?
Дети: Жалость и любовь к этим людям.
Учитель: А теперь вернемся к евангельской истории. В субботу, накануне, своего воскресения, Иисус Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву. Именно им он протягивает руки на иконе “Воскресение”.
Учитель: Песня, которая сейчас с вами исполним, так и называется – “Христос воскрес”.
Но для того, что бы нам начать петь , нам нужно разогреть наши голосовые складки.(распевка: «Ай ду-ду-ду-ду-ду-ду сидит ворон на дубу он играет во трубу труба точенная позолоченная. Обратить внимание на дыхание, распевку дети исполняют каноном)(Исполнение песни Н. Тананко.)
Солнце весеннее светит,Землю ласкает теплом.Все оживает на светеВместе с воскресшим Христом.Мир наполняется сноваВерой, любовью, добром.Светлая Пасха, Пасха ХристоваРадость несет в каждый дом.
Припев:
“Христос воскрес!Христос воскрес!”Взлетает до небес.“Христос воскрес!Христос воскрес!”Воистину воскрес!
Вновь оживает Писанье.В свете церковных свечей-Сколько ужасных страданийПринял Христос за людей!Самой Пречистою КровьюНаши грехи искупил.Мир Он наполнил Божьей любовью,Смертею смерть победил.
Припев.
День Воскресенья прекрасный –Самый Великий из дней! –Всюду яички и пасхи,И аромат куличей.Настежь распахнуты дверцыХрамов, квартир и домов,-Входят без стука в каждое сердцеВера, надежда, любовь.
Припев.
(Пение: работа над строем, окончаниями, над ведением мелодии легато).
Учитель: Праздник Пасхи икона и песня рассказывают нам об одном и том же событии. О каком?
Дети: О воскресении Иисуса Христа.
Учитель: Какие вы знаете традиции праздника? (Ответы детей) Существует благочестивая традиция – христосование, освящать пасхальные куличи накануне Пасхи! Храм замирает в ожидании великого события! Как же проходит Пасхальная служба? Об этом нам расскажет Пыхтунова Альбина.
Сл.12,13. 14,15..
Пыхтунова Альбина: Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Старые и молодые, верующие и колеблющиеся собирались в храмах на молитву. Ровно в полночь, традиционно, начинается крестный ход, сопровождаемый Пасхальным колокольным звоном, с громким пением. Традиционное своеобразное произнесение слов, основанное на старинном славянском языке: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»
Крестный ход подходит к закрытым дверям храма, колокольный звон смолкает, наступает тишина – ожидание События Воскресения, которое должен возвестить священник. После его троекратного возглашения и пения «Христос Воскресе!», крестный вход входит в храм под несмолкающий колокольный звон, подобно тому, как Апостолы входили в город Иерусалим, неся Благую весть о Воскресении Христа. Начинается торжественная Пасхальная служба!
Учитель:А какая традиция связана с яйцами?(Христосование)
Давайте и мы не будем отступать от этих традиций и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении служит очень красивая молитва: “Ангел вопияше”. Она исполняется как бы от лица ангела, который, обращаясь к Богородице, восклицает: “радуйся!- и повторяет вновь (“и паки реку): “Радуйся”.
(Слушание молитвы “Ангел вопияше” П.Чеснокова.)
Сл.16.
Учитель: Кто исполнял?
Дети: Церковный хор, солист.
Учитель: Самым главным, и в тоже время простым и доступным песнопением Пасхи является тропарь. А что такое тропарь?
Дети: Тропарь – выражает вселенский, небесный смыл праздника
Учитель: Он исполняется всеми присутствующими в храме: священниками и прихожанами (людьми, которые часто посещают церковь или храм). В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый.
И мы сегодня попробуем исполнить эту молитву.
(Разучивание праздничного тропаря “Иисус Воскрес”.)
«Христос воскреси из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»
Учитель: Но праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли волочебниками. Слово это означает “поющие под окном”, а обряд носит название “хождение волочебников”.
(слушание народной песни “Не шум шумит”.)
Не шум шумит, не гром гремит!Христос Воскрес, Сыне Божий.Шумят, гремят волочебники.Христос Воскрес, Сыне Божий.А к чьему двору, ко богатому-Христос Воскрес, Сыне Божий.Ко богатому – к Николаеву ( Имя хозяина) Хозяюшка, наш батюшка!Раствори окошечко, посмотри немножечко!Что у тебя в доме деется!?Среди двора, против окна кутняго, Стоит церковь с ярого воску.А в той церкви, все праздники –Все святые, годовые,Из года в год раз побывают,Христа величают!
Учитель: Похожа ли мелодия песни на тропарь?
Дети: Нет, она совсем другого характера.
Учитель: Какая мелодия легче запоминается?
Дети: Народной песни.
Учитель: Почему в народной песне очень часто повторяются одни и те же слова?
Дети: Чтобы легче запомнить. Ведь народная песня передавалась из уст в уста.
Сл. 17, 18.
Учитель: Первая неделя после Пасхи называлась Светлой. Все семь дней в храмах были открыты колокольни и, каждый человек, особенно ребенок, мог подняться туда и звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
И мощный звон раздался над землею,И воздух весь, гудя, затрепетал,Певучие, серебряные громы,Сказали весть святого торжества…   А. Хомяков
Учитель: Какие колокольные звоны Вы знаете?
Дети: Набат, Благовест, Трезвон.
Учитель: Какие из них могли звучать на Пасху?
Дети: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать, когда случалась беда – пожар, наступление врагов и т.д.;
Учитель: Послушаем, как звучат пасхальные колокола.
(Слушание праздничных трезвонов: Красный Лавровский трезвон.)Учитель: Первое воскресение после пасхи – Красная горка – особая пора для юношей и девушек. Это время свадеб и первого весеннего гулянья на вольном воздухе. Молодежь и дети в этот день пели, водили хороводы, качались на качелях, играли в горелки.
Отдыхали всю Светлую Седмицу. По обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам, собирали деньги для выкупа из тюрем должников, странников, юродивых и увечных досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.
IV. Итог: Ребята, давайте вспомним символы, атрибуты и традиции праздника пасхи (Дети делятся на 3 группы им раздаются карточки со словами: куличи, крашенные яйца, Пасха, церковная служба, Крестный ход, христосование, икона , свеча. Дети должны разделить на 3 группы карточки).Сл. 19.
V. Рефлексия. Всё ли было понятно? (Дети поднимают карточки)
VI. Заключение.
Сл.20.
Учитель: Прислушайтесь к своим сердцам. Сколько в них доброты, тепла. Несите это в себе всегда и дарите другим людям.
Наш урок мы завершаем песней “Только добротой сердец”. (Н. Тананко).
(Исполнение песни “Только добротой сердец”. Н. Тананко.)Есть на свете мудрость золотая,И она понятней с каждым днем-Что свечу однажды зажигая,От людей не прячут под стеклом,Чтоб она светила всем, кто рядом,Согревая души и сердца,Чтоб дарила людям и радость до конца.
Припев:
Только добротой сердецЭтот мир согретьМы можем с вами,Только добротой сердец,Добрыми делами и словами.И среди планет и звездЭтот шар земнойВращаться будетДо тех пор, пока сумеют людиОтдавать тепло сердец.
Холодно, темно и одинокоВ мире без любви и доброты,Люди научились жить без богаИ не верят в сказки и мечты.Зло неудержимо рвется к власти,Но оно бессильно вновь и вновьВ мире, где живут добро и счастьеИ любовь.
Припев.
Учитель: Понравился ли вам урок? У вас на столах мордочки веселая и грустная.
При выходе из класса дети на доске развешивают мордочки(веселую или грустную)