урок по музыке на тему праздников праздник- торжество из торжеств.Пасха


КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: музыка
Урок №3 4 четверть
Тема урока: «Праздников праздник- торжество из торжеств».
Тип урока: урок- проект
Цель урока: Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся на примере православного праздника «Пасха» .Формирование УУД:
Личностные действия: 1. Понимать значение духовной музыки для русского человека.
2.Познакомить с народными традициями празднования православного праздника «Пасха» на Руси.
Регулятивные действия:1.  Учить высказываться о характере, мелодии прослушанной музыки, сравнивать произведения..
2.Уметь контролировать свои действия в процессе игр и хороводов.
3.Уметь выполнять задания творческого характера.
Познавательные действия: 1. Расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания.
2. Уметь передавать настроение в музыке.
Коммуникативные действия: 1. Учиться работать в группах( малых и больших).
2. Уметь сотрудничать с партнерами своего класса и с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный
Слайд 1 «Звонница Покровского кафедрального собора»
Работа с группой чтецов.
Слайд 2 Колокол
3.Работа с группой исследователей.
Слайд 3 Благовест
4.Работа с группой чтецов.
5. Работа с группой исследователей.
Слайд 4 тема урока
Слайд 5 Ангел
6. Работа с классом. Знакомство с новым материалом.
7. Работа с группой исследователей.
8. Работа с классом.
Слайд6 Воскрешение
9. Работа с исследователями.
Слайд 7 Тропарь
10. Работа с классом
Слайд8 Икона Всем святым
Слайд 9 Стихира
11. Работа с творческой группой.
Слайд 10 Волочебники12.Работа с исследовательской группой.
Слайд11 символы Пасхи
Слайд 12 писанки крашенки13. Работа с группой гостей.
Слайд 13 игры
14. Работа с группой исследователей.
15. Работа с творческой группой.
Слайд 14 Хоровод
Слайд 15И мощный звон
Слайд 16Звонница и колокольня
15. Работа с группой звонарей.
16. Работа с классом.
Слайд 17 Пение песен
17.Работа с группой исследователей.
Слайд 18 Текст песни
Слайд 19 Вы молодцы Звучит колокольный звон. На экране звонница воронежского храма.
Здравствуйте ребята, коллеги. Я рада видеть Вас снова в нашем музыкальном классе. И первое , о чем я хочу сказать, то, что за окном весна, а это время года связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Наш урок – урок защиты ваших проектов, именно поэтому вы так сидите.
Вы вошли в класс под звук инструмента, который в наше время используется достаточно редко.
Тембр какого инструмента вы услышали?
А что такое колокол?
А куда созывал людей на Руси колокол?
Куда позвали нас колокола?
Послушайте как называется этот звон.
Как же назывался такой звон?
Какой праздник называли люди «Праздников праздник- торжество из торжеств»?
Вот мы с вами сегодня выясним : «Что такое Пасха?», «Какие символы были в этот праздник?», «Какая музыка звучала?» и «Как люди отмечали этот праздник?»
Что такое Пасха?
Да, действительно, отмечать победу добра над злом.
С субботы на воскресенье люди отправлялись в храм, где звучали песнопения, тропари, стихиры. Мы послушаем песнопение ,которое написал П. Чесноков «Ангел вопияше» для утренней службы.
Кто исполнял?
Что было характерно для мелодии?
Голос мужской или женский?
Высокий или низкий?
Как называется такой голос?
Что такое песнопения?
Мы послушаем тропарь «Христос Воскресе».
Что характерно для мелодии?
На скольких звуках построен тропарь?
Что же такое тропарь?
Что общего в песнопении и тропаре?
Слушание стихиры «Всем святым».
Кому посвящена музыка?
В каком жанре церковной музыки она написана?
Что такое стихира?
Релаксация:
С какими жанрами церковной музыки мы познакомились?
Что объединяет их?

Здравствуйте, гости дорогие!
С чем пожаловали?
А кто это к нам пожаловал?
А соседи одаривали их символами Пасхи.
Одаривание волочебников яйцами.
А какие символы Пасхи существуют?
Какие два вида украшения яиц существовало?
А что делала молодежь в пасхальную неделю? Вот и мы с группой гостей тоже поиграем.
1.Катись, катись яичко,
Да к пасхальному столу.
Покажи- ка ты яичко свою твердость.
Входили молодцы,
Писанки крутили.
Чем еще занималась молодежь?
И мощный звон раздался над землею,
И воздух весь гудя затрепетал.
Певучие, серебряные громы,
Сказали весть святого торжества.
В пасхальную неделю все желающие могли подняться на колокольню или звонницу и позвонить в колокола. Но как же запомнить как звонят большие, средние и маленькие колокола? Ведь нотами их не запишешь!
Что же еще делала молодежь?
О чем же мы говорили на уроке?
Награждение детей пасхальными яичками. Дети входят в класс под звон колоколов и по группам.
Ребенок читает стихотворение.
В безмолвии под ризою ночною,
Воронеж ждал, и час святой настал.
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь гудя затрепетал.
Певучие серебряные громы,
Сказали весть святого торжества.
- Колокол.
-С греческого- созывать, а с древнеиндийского- шум, т.е. шумно созывать.
-На защиту Родины, на вече, на праздник.
-На праздник.
Ребенок читает стихотворение «Пасхальный благовест»
Играет и льется солнечный свет,
В душе раздается с утра благовест.
В лазури безбрежной плывут облака.
Под ивами нежно лепечет река.
Дыханье весны в зеленеющем лесе,
Христос воскресе!
-Благовест- это звон, который нес людям благостную весть о воскрешении Иисуса Христа из мертвых.
- Пасху.
Пасха- это главный христианский праздник. Это день радостный светлый. Все события связанные с ним- огромное чудо. Распятый на кресте Иисус Христос воскрес после своей смерти на третий день. Победу добра над злом , света над тьмой символизирует этот праздник.
Слушание песнопения «Ангел вопияше»
-Солист и церковный хор.
-Напевность, широта, протяжность.
-Женский
Высокий
-Сопрано
-Церковные песнопения, с которыми обращаются к богу с благодарностью или просьбой.
Слушание тропаря «Христос Воскресе»
-Напевность, широта
-На трех.
Тропарь- это древнейший жанр церковной музыки, в котором прихожане и церковный хор обращаются к образу Христа.
-Широта, протяжность мелодии и обращение к Иисусу Христу.
Слушание стихиры «Всем святым».
-Всем святым.
-Стихира.
(Волочебники выходят за дверь)
Стихира- стихотворение, которое проговаривали нараспев.
-Песнопения, тропарь, стихира.
-Напевность, широта, протяжность мелодии и обращение к Иисусу Христу.
Стук в дверь, в класс заходят волочебники в народных костюмах.
Дети делают поклон и поют песню волочебников.
Не шум шумит, не гром гремит.
Христос воскрес, Сыне Божий.
Шумят, гремят. Волочебники.
Христос Воскрес, Сыне Божий.
А к чьему двору, ко богатоиу, Христос воскрес,С ыне Божий
Ко богатому, ко Дианеному,
Христос воскрес, Сыне Божий.
-Мы- волочебники.
У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома, пели песни и ждали подарков. Их называли волочебники, т.е. поющие под окнами.
У каждого большого церковного праздника есть свои символы: на Рождество – елка, на Вербное воскресенье- верба, а на Пасху- куличи и крашенные пасхальные яйца.
Кулич.
Иисус Христос , приходя к своим ученикам, после Воскрешения, вкушал с ними пищу. Апостолы не садились на среднее место, оставляя перед ним часть хлеба, как будто- бы Иисус Христос был с ними.
Яйца.
По преданию святая (одна из учениц Христа) Мария Магдалина, что бы пробудить интерес к Христианству, поднесла императору Тиберию , белое яйцо со словами: Христос Воскрес! Им ператор сказал : «Я скорее поверю в то, что это яйцо станет красным. В этот момент яйцо стало краснеть и он ответил «Воистину воскрес!»
Писанки - яички, которые расписывали вручную.
Крашенки –это яички, которые красили в луковой шелухе, в соке свеклы, моркови, с помощью цветных тканей.
-Играли.
Дети ударяют носиками яичек.
Чье быстрее разобьется, тот и проиграл.
Чье яйцо дольше прокрутилось, тот и выиграл.
-Водили хороводы
Хоровод «Со вьюном я хожу».
Дети идут по кругу, взявшись за руки по часовой стрелке.
Со вьюном я хожу,
С золотым я хожу.
Я не знаю куда вьюн положить- 2 раза.
Дети идут по кругу в другую сторону.
2.Положу я вьюн-3 раза
Рука с платочком левой рукой кладется на правое плечо
правое плечо-
Дети идут по кругу и кладут правую руку на левое плечо.
3.А со правого-3 раза на лево положу.
Девушки делают плясовые движения.
Большие колокола-Пеки блин, дров нет.
Средние- А мы вас не догоним
Маленькие-А мы знаем, да не скажем.
Дети изображают колокольный звон.
-Пели песни.
Разучивание песни «Нам весна красна».
Исполнение песни «На весна- красна».
Дети подводят итог урока.
Выход детей под песню «Нам весна- красна».