Проект Борисоглебский монастырь города Смоленска


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А.Лавочкина»
города Смоленска
Проект на тему
«Борисоглебский монастырь города Смоленска:
прошлое и настоящее».
Выполнил:
Машков Кирилл Александрович,
обучающийся 9 «В» класса.
Руководитель:
Кошекина Инна Александровна,
учитель истории.
Смоленск
2016Борисоглебский монастырь города Смоленска:
прошлое и настоящее.
Борисоглебский монастырь Смоленска – монастырь XII века, построенный в память о первых русских святых на Смядыни.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.  В 1015 г. в бухте притока Днепра, речки Смядыни, протекавшей в западном предместье Смоленска, был убит князь Глеб. На месте его гибели в первой половине XII в. был основан Борисоглебский монастырь, ставший крупным духовным центром. В 1191 г. смоленский князь Давид Ростиславич привез на Смядынь из Вышгорода древние раки (гробницы) святых Бориса и Глеба. Это сделало Борисоглебский монастырь на Смядыни святыней общерусского масштаба.
"Повесть о перенесении ветхих гробниц Бориса и Глеба" (конец ХII в.) сохранилась в ряде древнерусских письменных источников: в рукописи Киево-Михайловского монастыря ("<...> и принесение мощей из Вышгорода"), в Никоновском своде ("И перенесоша мощи святыхъ мучениковъ Бориса и Глеба изъ Вышгорода"), в Прологе Троице-Сергиевской лавры ("Месяца августа 11 день великое освящение церкви святого мученику Бориса и Глеба и перенесение честного гробу от Вышгорода на Смядыну") и др. Автором повести считают Симеона (Симона) – служителя Борисоглебского монастыря» (Цит. по В.В.Ильину). Территория Борисоглебского монастыря считалась усыпальницей Смоленских князей и многих защитников города. Рядом с монастырем были построены также многочисленные храмы, из которых дошла до нас Свирская церковь (храм Архангела Михаила).
Нами изучен подлинный документ 1915 года – «Докладная записка о священно-исторической местности Смядыни под Смоленском». Этот документ является обращением к Священному Синоду и содержит информацию о 900-летней истории монастыря. Как уже было отмечено, в домонгольский период Борисоглебский монастырь был важнейшим духовным и культурным центром Руси. Впоследствии монастырь подвергся разрушению. Наиболее трагический период в истории существования монастыря связан со взятием Смоленска польским королем Сигизмундом в 1611 году. Монастырские храмы были превращены в руины. Триста лет это место оставалось в запустении и разграблялось. «Окончательный удар историческим останкам» был нанесен, как ни странно, русским человеком, писателем, другом А.С.Пушкина – Смоленским губернатором Н.Хмельницким, в 1833 году допустившим полное разграбление руин монастыря. Сегодня сохранились лишь фрагменты его каменных фундаментов со скрытыми в земле остатками руин древнего Борисоглебского собора и церкви Василия (в память святого князя Владимира, нареченного в святом крещении Василием).
Первые археологические раскопки были произведены в 1885 году графом А.С.Уваровым. С этого времени историограф Смоленска С.П.Писарев ратовал о восстановлении Борисоглебского монастыря. Именно он, изучив исторические документы, настаивал на мысли о том, что на территории монастыря находятся мощи первых русских святых. Большой вклад в изучение истории Смядыни внес также И.И. Орловский. В обращении смолян к Священному Синоду 100 лет назад говорится, «местность Смядыни, озаренная животворящим духом высокого подвига, останется навсегда священной и должна быть достойно восстановлена».
В сентябре 1909 г. под руководством И.Ф. Барщевского произведены раскопки, в результате которых были обнаружены остатки сооруженного из плинфы здания XII в., как предположили, церкви Василия. Кое-где на стенах уцелели фрески, сфотографированные и зарисованные членами Архивной комиссии. Результаты проведенных работ были подробно изложены Е.Н. Клетновой на заседании Комиссии. Раскопки «малого» храма на Смядыни были проведены более профессионально уже в советское время Н.Н.Ворониным, П.А.Раппопортом.
Новая история Смядыни была положена митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, нынешним Патриархом Московским и всея Руси, по благословению которого в 1991 г. Фондом славянской письменности был установлен памятный знак - камень с высеченным на нем крестом и текстом, повествующим о мученической кончине святого князя Глеба. В 2003 году был расчищен и исследован святой колодец, восстановлены его каменные стены. Осенью 2013 года освящен храм в честь святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба – временная деревянная церковь на территории древнего монастыря.
В 2014 году приходом храма Святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба под руководством настоятеля протоиерея Павла Петровского был реализован проект «Ладья», ставший победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива». За счет средств гранта летом 2014 года стало возможным проведение раскопок и археологического лагеря на месте Борисоглебского монастыря XII в., построенного в память о первых русских святых на Смядыни (Смоленск).
В результате реализации проекта «Ладья» были проведены первые в постсоветской истории Российской Федерации археологические раскопки на Смядыни. Идею организации раскопок поддержал Институт археологии РАН под руководством Н.А.Макарова. Археологами был получен открытый лист, который служит охранной грамотой для проведения раскопок, запрещает продажу, несанкционированное использование территории. Организована Смоленская научная экспедиция под руководством Н.А.Кренке. «В задачу работ входило изучение палеоландшафтов долины Днепра в районе устья речки Смядыни, где в 1015 г. был убит св. благоверн. кн. Глеб. Удалось получить доказательства тому, что русло Днепра в последние несколько столетий смещалось с юга на север. Древних слоев старше XV–XVI вв. в пойме Днепра на этом участке нет (в отличие от района Гнёздова). Однако, в тыловой части поймы у подножия террасы, на кромке которой сохранились руины Васильевского храма XII в., на глубине 4 м были обнаружены илистые отложения старицы. Дату прекращения существования древнего русла покажут данные радиоуглеродного анализа древесных остатков из старичных отложений. В XII в. старица уже не существовала, у подножия террасы накапливались речные отложения, в толще которых на глубине 2 м обнаружен горизонт с находками керамики конца XI – начала XII в. Это горшки со следами нагара, изделия характерного смоленского городского производства; однако имеются и чуть более ранние сосуды с волнистым орнаментом. Таким образом, данные для реконструкции исторического ландшафта получены, хотя и требуют дальнейших исследований» (из краткого отчета Смоленской экспедиции Института археологии РАН, 2014).
В 2015 г. экспедиция ИА РАН продолжила работы в Смоленске. Основные направления исследований следующие: археолого-архитектурные раскопки Васильевского храма конца XII в. на Смядыни; изучение исторической топографии древнейшего Смоленска; археолого-географические работы в долине Днепра (изучение стратиграфии пойменных отложений и динамики русла Днепра).
«Раскопки Васильевского храма позволили с высокой точностью привязать его к современной топооснове, выявили ряд не отмеченных при прошлых исследованиях (Е.Н. Клетнова, И.Ф. Барщевский, 1909; П.А. Раппопорт, 1972, 1974) конструктивных особенностей постройки (фундамент северной стены имел ширину до 2,4 м; сама северная стена стояла с отступом от края фундамента на 1 м к югу; глубина заложения фундамента северной и западной стен – 70–80 см, а не 40–45 см, как указано у П.А. Раппопорта; фундамент заполнен боем плинфы, бывшей ранее в употреблении; внутреннее пространство храма имело подсыпку под пол толщиной до 50 см, под которой сохранилась исходная дерново-подзолистая почва). Обнаружена деревянная монастырская ограда из вертикально поставленных бревен, которая шла по краю бровки 1-й террасы Днепра в 6 м к северу от Васильевского храма. В погребенной почве под храмом и в заполнении канавки ограды встречены единичные фрагменты лепной керамики, которую предположительно можно отнести к началу X в. В слое почвы за северной стеной встречен фрагмент бронзового хороса XII в.. Подтвердилось наблюдение П.А. Раппопорта, что церковь не имела пристроек с северной стороны» (из краткого отчета Смоленской экспедиции Института археологии РАН, 2015).У обучающихся нашей школы была возможность принять участие в раскопках, постоять на фундаменте здания, построенного 1000 лет назад, подержать в руках ценнейшие археологические находки и сфотографировать их на свои телефоны. С ребятами встречался большой ученый – Николай Александрович Кренке, он рассказал о результатах работ и об истории Смядыни.
Интересно, что результаты раскопок на Смядыни вновь обостряют существующий на протяжении нескольких веков спор историков о размерах и расположении древнего Смоленска. Получены новые сведения, подтверждающие гипотезу о значительной протяженности города вдоль Днепра, развитой культуре домонгольского периода существования города.
29 августа 2015 года произошло очень важное событие, на котором мы смогли присутствовать. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита на Смоленскую землю совершил молебен на Смядыни и в своем обращении к собравшимся отметил историческое значение подвига князя Глеба и необходимость достойного почитания места его гибели. В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Мы празднуем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя нашего, а также 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба. На месте, где погиб Глеб, мы и совершили сейчас краткую молитву, вспоминая его подвиг. В чем же заключался подвиг страстотерпцев? Со словом «подвиг» мы связываем обычно героические деяния: сопротивление врагу, победу в сражении, в конце концов, мученическую кончину. Почему же страстотерпческая кончина является подвигом? Обычные победы всегда овеяны славой. Тот, кто идет на смерть, защищая Отечество, защищая веру, защищая свой дом, знает, что это доброе дело всегда будут помнить. Так уж повелось, что героизм является одной из высочайших добродетелей. Но что же такое страстотерпец? Он ведь не победил в битве и не прославился своими деяниями. Он просто склонил голову перед убийцей. Кто-то может сказать: «Так ведь это слабость! Какой же это подвиг? Здесь, на Смядыни, Глеб должен был дать бой тем, кого послал его окаянный брат». Но он, как и его брат Борис, не сделал этого…Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнется междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол и сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани. Князь Владимир сделал свой выбор — он принял Христа. И доказательством глубокой духовной перемены, которая произошла во Владимире, явилась страстотерпческая кончина его сыновей…»
На территории древнего Борисоглебского монастыря сегодня проходят значительные культурные события. Так, 18 сентября, когда Православная Церковь вспоминает убиение святого князя Глеба, на Смядыни проходит фестиваль «Образ любви нелицемерной». В фестивале принимают участие клирики митрополии, представители светской власти и общественных организаций, преподаватели, студенты, школьники образовательных учреждений города, офицеры и курсанты Военной академии войсковой противовоздушной обороны им. Маршала Советского Союза А. М. Василевского, жители и гости города. Проводятся театрализованные представления, посвященные событиям мученического подвига благоверного князя Глеба. В концертной программе выступает хор Смоленской православной духовной семинарии, хор Смоленского православного духовного училища, творческие коллективы Смоленского государственного института искусств и ДК «Шарм». Для гостей фестиваля проводятся конкурсы на знание истории жития и мученической кончины святых Бориса и Глеба. На фестивале свои изделия предоставляли народные умельцы, которые преподали желающим мастер-классы.
Необходимо продолжить исследование двух основных храмов – Борисоглебского, который был выполнен в византийском стиле, имел значительные размеры с примыкавшими галереями и трапезной и Васильевского храма. Важно сохранить для потомков в качестве музейных экспонатов исторические руины. Реализация мероприятий по восстановлению Борисоглебского монастыря, поставленного в память о первых русских святых, покровителях отечественной государственности продолжается. Впереди еще много работы. Приглашаем вас посетить Смядынь, приобщиться к истории этого священного места, принять участие в его восстановлении и культурных мероприятиях.
Использована литература и материалы сайтов:
1. Бегунова В.В.Из истории археологических исследований на Смядыни.
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/89356/08-Begunova.pdf?sequence=12.Материалы сайта Института археологии РАН. Из новейших открытий археологов: Результаты Смоленской археологической экспедиции 2014-2015 гг. Н.А. Кренке, И.Н. Ершов, И.С. Аникин, В.А. Раева, Т.Ю. Муренцева. 
http://www.archaeolog.ru/?id=2&pid_nws=93. Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт «Зодчество Смоленска XII-XIII вв.» Ленинград, «Наука», Ленинградское отделение, 1979 г.
4. Материалы сайта Смоленской митрополии.
http://smoleparh.ru/