План-конспект урока по биологии «Все животные нужны, все животные важны».

План-конспект урока по биологии
«Все животные нужны, все животные важны»

Автор: Хромова Татьяна Михайловна, учитель биологии МБОУ – лицей №28 г. Орла имени дважды Героя Советского Союза Г. М. Паршина

Класс: 7.
Тип урока: урок с элементами дискуссии.
Цель урока: формирование экологической культуры учащихся.
Задачи урока:
формирование представлений учащихся о разнообразии животного мира и его значении в природе и жизни человека;
формирование представлений о ценности жизни, необходимости сохранения биоразнообразия;
повышение нравственной и экологической культуры учащихся, расширение их кругозора.
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД:
систематизация знаний по ключевым моментам изученных ранее тем; обобщение и систематизация теоретического материала, изученного на предыдущих уроках; формирование навыков обобщения, анализа и формулирования умозаключений;
знакомство с новым направлением экологической науки – биоэтикой.
Метапредметные УУД:
познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям;
умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
развитие системности мышления, умения проводить аналогии между предметами и явлениями;
формирование представлений об объектах изучения и методах других наук, прямо или косвенно влияющих на развитие биологии.
личностные УУД:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
коммуникативные УУД:
умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.
Личностные: понимание ценности всего живого и необходимости бережного отношения ко всем живым организмам.
Этап урока.
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Организационный момент

Создание благоприятного психологического настроя на работу
Приветствие.
Проверка готовности к уроку
Приветствие учителя.



II. Основная часть

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Учитель: «История человечества – это использования и преобразования благ, производимых окружающим его миром. Но в мире всё взаимосвязано, и прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыни сменяют тенистые леса, наступают на поля, отравлены тысячи рек и озёр, исчезли сотни видов растений и животных. И только в 60-х годах XX века несколько философов – выпускников Оксфорда впервые выдвинули идею о том, что живая природа имеет самостоятельную ценность и каково бы ни было место человека на Земле, нельзя считать, что всё остальное существует только ради его пользы».

Познавательные УУД: умение работать с информацией.
Личностные УУД: 
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.

2. Этап целеполагания
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей. Обеспечение принятия ими целей урока
Формулирование целей и задач урока
Познавательные УУД: умение работать с информацией, выполнение учебно-практической задачи.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.  

3. Актуализация знаний


Учитель: «Перефразированные строчки: «Все животные нужны, все животные важны» не зря стали темой нашего урока. И наше занятие тоже состоит из двух частей».

Беседа с учащимися о значении животных в природе и жизни человека. [Слайды 2-8]

Воспроизведение учащимися знаний о роли животных в природе и жизни человека.
Познавательные УУД: умение приводить факты, давать определения понятиям.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах.


Учитель: «Так какую же цену платит животный мир за помощь человечеству?» [Слайд 9]
Организация работы с карточками.
А) карточки «Кто есть кто?» (назвать виды животных, занесённых в Красную книгу, представленных на фото);
Б) карточки «Особо охраняемые природные территории» (сопоставление понятий: термин, определение, примеры).
Работа с карточками


4. Этап получения новых знаний
Учитель: «Человек предпринимает множество мер по сохранению биоразнообразия. Но всё чаще встаёт вопрос о том, что одних законотворческих инициатив и охранных мер недостаточно. Сознание людей находится на том уровне, когда мысли: «Что не запрещено, то разрешено» или «Если запрещено, то требуется осторожность в действиях», встречаются довольно часто. Именно поэтому потребность в новых ценностях, формирование ответственности, обращение к опыту общения с живой природой, накопленному за всю историю развития человечества, становятся движущими силами в развитии концепций экологического воспитания. Подобные настроения породили и предпосылки для возникновения нового учения – биоэтики. Что же это такое?»


Демонстрация презентации, рассказ учителя. [Слайды 10-13]

Познавательные УУД:
- умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы;
- умение приводить факты, давать определения понятиям;
- умение строить речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Учитель: «Мы с вами познакомились с новым учение – биоэтикой. Близки ли вам идеи, которые высказывают его приверженцы?» (беседа с учащимися).
Ну и в завершении нашего занятия давайте поиграем.

В данной ситуации уместно применение кейс-технологий и элементов дискуссии.
Класс делится на группы. Каждой группе достается свое задание.
А) «Всё могут короли». Представьте себе, что Вы – глава государства. Какие бы меры вы приняли по сохранению разнообразия животных? Какой вклад вы были бы готовы лично внести в решение данной проблемы?
Б) «Наука, здоровье и красота требуют жертв!». Сейчас в интересах науки, медицины и косметологии проводится огромное количество экспериментов над животными, в результате которых гибнут тысячи живых существ. Оправданы ли эти жертвы? Обоснуйте своё мнение с точки зрения учёных.
В) «Больше прав, больше прав!!!». Вы – участник общественного движения по защите животных. Какие цели вы бы преследовали, какие меры предпринимали бы для защиты прав животных, какие проблемы сохранения животного мира вас интересуют больше всего?
Г) «Я был очень милым богом». Вспомним библейский мотив о Ноевом ковчеге и «золотом правиле» сохранения животного мира: «Каждой твари по паре». Если бы вы оказались на месте Ноя, как бы поступили вы? Всех ли животных вы взяли бы на борт или нет? Почему? Какие последствия были бы у вашего решения?

В течение 5 минут учащиеся обсуждают и выполняют предложенные им задания. Затем каждая группа озвучивает свои умозаключения и обсуждают их. По итогам мини-дискуссии учащиеся делают выводы о необходимости сохранения животного мира.
Познавательные УУД: развитие навыков решения поставленных учебных и творческих задач.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группах; умение вести дискуссию.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия.
Личностные УУД: 
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

6. Рефлексия


Инициация рефлексии детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии: раздача учащимся лист самооценки для заполнения.

Заполнение листа самооценки, вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


15