Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему Зимующие и перелётные птицы


Конспект НОД по экологии в старшей группе
на тему:
"ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"
Разработала воспитатель
Вятчаниа Т.А.
Задачи.
1. Обучающая: дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить классифицировать на перелётных и зимующих. Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей).
2. Развивающая: развивать познавательный интереса к природе.
3. Воспитательная: воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Активизация словаря: зимующие, перелётные.
Предварительная работа.
- Наблюдение за птицами на участке детского сада.
- Беседы о птицах.
- Рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.
Материал: карточки с изображением птиц; солнышко и снежинка из картона; листы-раскраски с изображением птиц; цветные карандаши.
Ход:
Воспитатель: Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца,
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди.
Воспитатель: А что происходит с птицами?
Дети: Они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Как называются птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, кукушка, аист, лебедь.
По ходу ответов детей выставляются карточки с изображением птиц.
Игра "Перелётные птицы".
Раздаются карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.
Воспитатель: Ребята, сейчас я взмахну рукой и вы превратитесь в перелётных птиц. Разбейтесь на команды по три человека и каждая команда будет стайкой таких птиц, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, стриж).
Каждой "подлетевшей" стайке выдаются листы-раскраски с изображением птицы, которая изображена у них на картинке. Дети садятся на места. Далее дети по образцу заполняют рисунок.
Воспитатель: Ребята, все вы молодцы, у всех птички получились красивые, а сейчас отгадаем загадки.
1. На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
2. Чёрный, проворный, кричит «крак»,
Червякам – враг. (Грач)
3. Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт «ку-ку…ку-ку»?
(Кукушка)
4. Он весной поет красиво: звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей: что за птичка? (Соловей)
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин.
(Журавли)
6. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины.
(Ласточка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, а сейчас вы все будите синичками.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Улетите на плетень. (Садятся на стульчики).
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, синичка, воробей, голубь, сорока, ворона.
Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет) .
- Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле и на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Чем страшна птицам зима?
Дети: Голодом.
Воспитатель: Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Делать кормушки и крмить птиц.
Воспитатель: Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы".
Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.
Воспитатель: В заключении мне бы хотелось прочитать стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще. И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет - улетает, улетел.
Лист качается узорный в синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный в огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Анализ:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- О каких перелетных птицах вы узнали?
- Как нужно зимой помогать птицам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали. Молодцы!
Всем ребятам я даю сладкие призы.