Анализ динамики сюжетно — ролевой игры в дошкольном возрасте


Анализ динамики сюжетно ролевой игры в дошкольном детстве. «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Замысел игры, игровые цели Дети обычно начинают играть не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры. Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры. Игровые замыслы начинают быть направлены группе детей. Дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначить игровую задачу. Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры. Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.
Содержание игр Основное содержание игры-действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжетно-отображающая игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отображают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Содержанием становится отображение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигаются на второй план. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
Сюжет игры Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды сказок. Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют эпизоды знакомых сказок. Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Сюжеты кинофильмов, рассказов заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем и групповым играм взрослых.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре К концу 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом с переходом к обобщённым игровым действиям. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм. Ребёнок берёт на себя роль, но пока ещё редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными. Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевые взаимодействия на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т.к. им легко удаётся взаимодействие в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла и т.д.) Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые.
Игровые действия, игровые предметы К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий, им становится доступна условность игры. Дети переходят к обобщённым действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются. К 3-му году появляются первые коллективные игры. Дети используют разные предметные способы воспроизведения действительности, хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замещение предметов и действий словом. Во второй половине 4-го года жизни дети придумывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное игровое назначение предмета. Они избирательно относятся к предметам-заместителям, часто предлагают свой вариант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно-игровые действия. Свободно играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения. Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
Правила игры Детей привлекает само действие. Правила игры не выполняют функцию её регулятора. Правила реализуют последовательность действий. Правила реализуют ролевые взаимоотношения. Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.