Методические аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ. Раздел «Говорение»


Муниципальный смотр – конкурс методических и дидактических средств обучения
Методические аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ.
Раздел «Говорение»
(задание С4: сравнение 2-х фото)
Номинация: метапредметная деятельность в общем образовании
Категория: методические рекомендации
Валентина Вячеславовна Ошмаринаучитель английского языка,
заместитель директора по ВР
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение лицей «Синтон»
г.Чайковский, 2016г.
Пояснительная записка
Данная разработка составлена на основе линейки учебного пособия Английский с удовольствием Enjoy English для 5-6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений, Издательство Титул, 2012г.
Представленное пособие составлено в связи с введениями устных коммуникаций на ЕГЭ по английскому языку, в том числе задания высокого уровня С4: сравнение двух фотографий.
Актуальность разработки состоит в том, что, во-первых, введена новая форма сдачи устной части ЕГЭ по английскому языку, во-вторых, существует ограниченный выбор пособий по развитию навыков устной речи, в-третьих, отсутствие тренировочных заданий подобного формата в учебных пособиях УМК Биболетова, а это основной учебник, которым педагог пользуется на уроках. Отличительной особенностью таких упражнений является личностно-ориентированный характер: мы говорим не об абстрактной ситуации, а выражаем свою личную заинтересованность, отношение, предпочтение, создание проблемной ситуации. Наполненность заданий клише отличается многообразием в зависимости от возраста учащихся. Важно научить учащихся «считывать» с картинки как можно больше информации, рассматривать картинку с разных позиций: не только описание внешних явных факторов, но и внутренних «смыслов». Всему этому можно научить, если грамотно построить задания. Со временем учащиеся сами могут подбирать картинки по теме и сравнивать их, устраивать игры- соревнования, квесты, обмен, аукцион и т.д.
Разработка будет начальным звеном при подготовке к устной части экзамена. Уже в 5 классе можно смело начинать с ребятами сравнение, используя определённые языковые клише, но таких заданий в чистом виде в учебных пособиях нет. Поэтому возникла идея дополнить задания учебника или придумать творческие задания к существующим картинкам с целью достижения данного результата: умения сравнивать две фотографии.
Практическая значимость состоит в том, что составленная серия упражнений и фрагменты уроков по обучению монологическому высказыванию на английском языке для учащихся могут быть использованы в педагогическом процессе по иностранному языку учителями, работающими на средней ступени.
Задание 4 высокого уровня сложности представляет собой создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).
Требования к выполнению задания 4: 1. Строить монологическое высказывание в заданном объеме (12-15 предложений) в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально- бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. 2. Использовать элементы рассуждения, описания, повествования. 3. Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, содержать средства логической связи, содержать вступление и заключение. 4. Правильно употреблять языковые средства (лексические единицы, грамматические структуры, фонетическое оформление). 5. Говорить в среднем темпе не более 2 минут.
Основной задачей на этапе обучения монологической речи является формирование коммуникативного ядра, включающего различные языковые средства, с помощью которых учащиеся имеют возможность выражать одну и ту же мысль разными способами на иностранном языке. От умений учащихся самостоятельного решать коммуникативно-познавательные задачи, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации, зависит качество монологического высказывания.
Основные ошибки, которые допускают учащиеся во время выполнения задания 4:
описание сюжета двух картинок, а не их сравнение;
отсутствие выделения общих и отличительных характеристик картинок;
отсутствие выражения отношения к картинкам;
отсутствие вступительной и заключительной фраз;
отсутствие разговорных клише при сравнении картинок;
фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе.
Именно для того, чтобы избежать данных ошибок, подготовить детей к монологическому высказыванию и развивать коммуникативные навыки учащихся, чтобы учащиеся могли без проблем строить устное высказывание, необходимо начинать знакомить детей с такого рода заданиями как можно раньше. Материал был представлен как зачётная работа по итогам прохождения курсовой подготовки и высоко оценен коллегами, учителями английского языка. Результатом использования данного пособия мы видим свободное владение коммуникативными навыками при описании двух картинок, развитие навыков смыслового чтения (преобразования картинки в текст).
Примерные упражнения для подготовки учащихся к части С4:
сравнение 2-х фотографий
5-6 класс
Стр.18 упр.38
Упражнение тренирует лексику на сравнение:
Заполните таблицу и напишите не менее 3-х аргументов за и против проведения каникул в городе, за городом, в летнем лагере.
Составьте устное высказывание на основании таблицы:
Сравните места проведения летнего отдыха. Где бы вы предпочли провести летние каникулы и почему?
(используйте необходимые вводные и соединительные слова и фразы)
I’d like to compare two ways of spending summer holidays.
On the one hand, you can (have)………………in the city/in the country.On the other hand,……………..I’d prefer to spend summer holidays in………………….because………………

Стр.34 упр.25
Ваш друг пригласил вас провести вместе время после школы. Посмотрите на картинки, выберите любую картинку: какой вид отдыха с друзьями вы бы предпочли и почему? Составьте устное высказывание.
Сравните свою картинку с любой из предложенных и обоснуйте, почему вы выбрали именно этот способ времяпровождения.

Стр. 44 упр.8
Учим антонимы для сравнения, сравниваем характеристики человека.
Опишите двух школьников на фотографии: чем они похожи, а в чём отличия?
На кого из этих школьников больше похож ты, почему?
Каким школьником ты бы хотел быть и почему?

Стр.35 упр.27
Культура Британии.
Заполните на основе ваших догадок или опыта таблицу: как ведут себя Британцы и Россияне в некоторых ситуациях.
Сравните результаты, используйте необходимые вводные и соединительные слова и фразы.

Стр.48 упр.23
Опрос в классе.
Опросите своих одноклассников о том, кем они хотят стать в будущем.
Выясните: какая профессия самая популярная среди твоих одноклассников
Какую профессию выбрали только девочки, а какую только мальчики
Составь устное высказывание на основе полученной информации.
Н-р: Most boys in our class chose…………………..as a future job.
While girls ………………………………………………………
………………………is the most popular………………………

Стр.49 упр.27
Чтение текстов и обсуждение, какая профессия более опасна, менее опасна, плюсы и минусы, твоё отношение к этой профессии и т.д.
Составляем устное высказывание сравнивая эти профессии с использованием клише.

Стр.62 упр.7
Вам предлагают переехать в город (деревню).
Посмотрите на картинки и найдите 5 отличий в этих картинках
Что общего есть в проживании в городе и деревне
Составьте устное высказывание и выразите ваше предпочтение: где бы вы предпочли жить и почему?

Стр.73 упр.7
Знания по страноведению
Определите:
Какие достопримечательности, к какой картинке относятся?
Опишите, чем схожи картинки, а в чём отличия?
Сравните две картинки? Где бы вы предпочли оказаться прямо сейчас и почему?

Стр.109 упр.19
Сравниваем, где животным лучше обитать: в зоопарке или в заповедниках
Составляем устное высказывание.

Стр.113 упр.31
Использование картинок для сравнения грамматических конструкций.
Чем отличается погода, настроение картинки, описание птиц и т.д.

Стр.136 упр.44-46
Выбираем 2 фотографии и сравниваем. Ищем сходства и различия, выражаем мнение, где бы мы хотели жить.

Стр.146 упр.6
Сравнение:
Какие хобби наиболее и наименее популярны среди английских подростков
Сравнение чарта с предположениями относительно российских подростков (according to the chart…, both Russian and English students prefer…)
Свои предпочтения.

7 класс
Введение дополнительной лексики: whereas, while, however, unlike, in comparison with, in contrast to, be different from, differ, although, but, in contrast
There are some differences between these two photos.
There is a big difference between these two pictures.
The two pictures have more differences than similarities.
Стр.85
Сравните две фото. В чём схожесть и отличие фотографий?
Представь, что вы встретились с одноклассниками после летних каникул: о чём вы будете разговаривать?
Что бы ты рассказал своим одноклассникам?
О чём ты предпочитаешь болтать с друзьями?

Стр. 58 упр.25
Сравни две фото:
Представь, что ты выбираешь картину в подарок на день рождение другу
Чем похожи картины?
Чем они отличаются?
Какую картину ты бы подарил и почему?

Стр.29 упр.12
Я в будущем?
Сравни два образа.
Что общего между этими образами, а чем они отличаются?
Какой из образов тебе ближе и почему?

Стр.112-113
give a brief description of the photos (action, location)
say what the pictures have in common
say in what way the pictures are different
say which way of spending your holidays you’d prefer
explain why

Стр. 12 упр. 24
Взгляд в будущее:
Сравните две фотографии
give a brief description of the photos (action, location)
say what the pictures have in common
say in what way the pictures are different
say which of the planet presented in the pictures you’d prefer
explain why
In the first photo there is… who/that …..
The second photo shows … who/that…


Стр.102стр.99
8 класс
Совершенствование лексики:
In the first photo there is… who/that …..
The second photo shows … who/that…
Both pictures have a few/a lot of things in common.
There are some differences between these two photos.
Personally, I’d prefer…
I enjoy… more than…
Стр.54

стр.65
Сравнение профессий:
Опишите две картинки.
В чём схожесть и отличие данных профессий
Какую из этих профессий предпочли бы вы и почему?



Стр.98
Как вы предпочитаете проводить семейный отдых?
In the first photo there is… who/that …..
The second photo shows … who/that…
In the first photo there is… who/that …..
The second photo is different because it shows … who/that/…


Стр.94
Both photos show…
Each picture illustrates how/where…
Both photos show problems which…
The photos deal with different aspects of…
The pictures/photos/photographs are about…

9 класс
Совершенствование лексики:
Personally, I think…In my opinion, …Moreover, …
I’d rather…I definitely wouldn’t like to...Besides, …I enjoy… more than…that is why I prefer...

Стр. 67
Опишите две картинки.
В чём схожесть и отличие картинок?
Как вы обычно проводите вечер с семьёй?
Как бы вы хотели провести вечер в семейном кругу?

Стр. 78
Both photos show…
Each picture illustrates how/where…
Both photos show the way teenagers…
The photos deal with different aspects of…
The pictures/photos/photographs are about…

Стр.
Вы приехали в город своего детства и не узнали местность.
Что изменилось на картинках, что осталось и что нового в городе?
В каком городе вы бы предпочли жить: старом или новом и почему?

Стр. 97
Виды туризма
Чем отличаются картинки? Чем похожи?
В чём недостатки и преимущества пешего туризма и туристической поездки «всё включено» (организованный тур)?
Какой вид туризмы предпочли бы вы и почему?

Стр. 113
Занятия студентов
Both photos show…
Each picture illustrates how/where…
Both photos show the way teenagers…
The photos deal with different aspects of…
The pictures/photos/photographs are about…

Количество картинок в учебном пособии для 9 класса резко снижается, целесообразно использование ИКТ технологии (слайдов, презентации и т.д.), подготовленных заранее на определённую тему. Данное упражнение на сравнение может выступать и в качестве worming-up (разминка) на уроке, динамическая пауза и т.д. В данной разработке мы попытались извлечь максимум смысла из представленных в учебниках картинок, которые в большинстве своём представлены как вспомогательный иллюстрационный материал, не предполагающий их обсуждение.
Источники:
Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. “Enjoy English 5-6”: учебник английского языка для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2012.
Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. “Enjoy English 7”: учебник английского языка для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2013.
Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. “Enjoy English - 8”: учебник английского языка для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2012.
Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., О.И. Кларк, А.Н. Морозова, И.Ю. Соловьёва «Английский с удовольствием», Титул, 2012