Конспект урока Смена дня и ночи, значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека


Мерзімі. /Дата:28.09
Сабақ. /Урок №: 4
Сабақ тақырыбы./Тема урока: «Смена дня и ночи, значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека»
Сабақтың мақсаты. /Цель урока: обеспечить усвоение детьми связи между сменой дня и ночи и вращением Земли вокруг своей оси.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері. /Учебно-воспитательные задачи
Білімдік. /Образовательная: актуализировать знания о явлениях природы.
Дамытушылық./ Развивающая: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации). Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Тәрбиеліқ./ Воспитательная: содействовать познанию мира.
Сабақ түрі. /Тип урока: урок изучение нового материала
Оқыту әдісі. /Методы обучения: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Көрнекілісі. /Оборудование: учебник «Познание мира» 1 кл., «Дневник наблюдений № 1», пословица,
Сабақ барысы
Ход урока
Ұйымдастыру кезеңі./ Орг. момент.
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.
Білім тексеру./Проверка знаний.
4. Мақсаты. /Постановка цели
- Сейчас отгадайте загадку:
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
— Спать немедленно зовет.
(День и ночь)
Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора.
День
День закончен и опять
Нужно глазки закрывать.
Дети спят - и сын, и дочь.
К нам с небес спустилась...(ночь)
Братец бел,
Черна сестра.
Братец в дом —
Сестра — со двора.
День и ночь
Белый баран ушёл,
Чёрный остался.
День и ночь
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, —
Спать немедленно зовёт.
День и ночь
- Сегодня мы с вами узнаем как происходит смена дня и ночи, значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека.
5. Жаңа тақырыпты бекіту. /Изложение нового материала
- Сегодня к нам в гости пришел Муравьишка и он хочет попросить у вас помощи и ответить с ним на вопрос «Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?» Давайте попробуем ответить на этот вопрос, подумайте минутку и скажите почему так происходит?
- Ребята! Чем день отличается от ночи?
(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)
- Почему днём светло? (потому, что на небе солнце)
- Почему ночью темно? (на небе нет солнца)
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание:
У вас на столах лежат карточки.
1 вариант – подчеркивает явления, которые происходят днём.
2 вариант - подчёркивает явления, которые происходят ночью.
Вариант 1.
Подчеркни явления, которые происходят днём.
•поют птицы
•вылетают совы и летучие мыши
•закрываются цветы, складываются листья
•летают яркие бабочки
•летают мотыльки и ночные бабочки
•распускаются цветы
Вариант 2.
Подчеркни явления, которые происходят ночью.
•поют птицы
•вылетают совы и летучие мыши
•закрываются цветы, складываются листья
•летают яркие бабочки
•летают мотыльки и ночные бабочки
•распускаются цветы
Проверка с доски.
- У живых существ нет часов. Как же они определяют время? (они обладают чувством времени)
К нам на урок сегодня пришли герои. (вывешиваю на доску картинки)
- Кто их узнал? (Миша и Лена, герои нашего учебника) .
Они получили в подарок картины одного маленького художника, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите.
-Что необычного вы заметили на этих картинах?
- Какие ошибки художника вы заметили?
(не бывают звёзды и солнце одновременно, ласточки ночью спят, летучие мыши не летают днём)


- Солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь. И только ночью становятся видны звёзды. Солнце – это огромный огненный шар. На самом деле оно очень большое. Солнце – шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнце – это ближайшая к Земле звеза, это центр Солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет Солнечной системы.
- Обратит внимание на доску. Что вы на ней видите?
(написаны слова)
Восход, заход, сумерки, ночь, звезда, Луна, Месяц.
Физминутка.
Кто-то утром, не спеша,
(ходьба на месте)
Надувает желтый шар,
(дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук –
(поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг
(поворот)
Что это за шар?
(дети хором «Солнце!»)
Как вы думаете почему эти слова все в одном столбике? Что общего между ними?
Какое значение для жизни на Земле имеет Солнце?
Современная наука установила, что все движения, совершаемые на Земле, и вся земная жизнь полностью зависят от Солнца, точнее, от той энергии, которая несётся к нам в лучах Солнца. Нагревая её, Солнце вызывает в ней разнообразные движения. От этого происходит ветер. Солнце движет крылья наших ветряных мельниц. На поверхности морей и океанов Солнце вызывает испарение. Энергия его лучей поднимает массы воды в виде паров в воздух. Охладившись и сгустившись, они падают обратно в виде дождя и снега. Под действием солнечных лучей на Земле устанавливается круговорот воды. Большая часть выпавшей воды стекает обратно в океаны, моря и озёра. В реках, текущих к морям, находится громадный запас механической энергии, полученной от Солнца. В наших мощных гидроэлектростанциях мы пользуемся той энергией, которая была затрачена лучами Солнца на подъём воды в атмосферу.
Лучи Солнца поддерживают существование растительного мира. Растения получают углерод из воздуха, поглощая углекислоту и разлагая её на кислород и углерод, расходуя для этого энергию, получаемую от лучей Солнца. В зелёных листьях растений содержатся зёрна хлорофилла, в них-то и происходит поглощение солнечных лучей, так что каждое хлорофильное зерно представляет собой маленькую фабрику, где солнечные лучи отделяют в углекислоте углерод от кислорода. Когда в наших печах углерод растений в процессе горения вновь соединяется с кислородом, освобождается та энергия, которая была затрачена Солнцем на разложение углекислоты. Поэтому каждое растение представляет собой склад солнечной энергии.
Величайшим событием в истории человечества является тот момент, когда первобытный человек впервые добыл огонь, т. е. получил доступ к этим громадным складам солнечной энергии. Это событие определило всю будущую судьбу человека, сделав его властелином Земли.
Каменный уголь представляет собой остатки растений, покрывавших Землю в былые эпохи жизни Земли. Залежи каменного угля — это склады солнечной энергии, которые были заготовлены природой в давно прошедшие времена. Нефть также имеет органическое происхождение. Следовательно, Солнце — источник тех сил, которыми располагает промышленность.
Животный мир поддерживает свои силы питанием; пищу же доставляют или непосредственно растения, или животные, питающиеся растениями. В обоих случаях они получают в конечном счёте энергию, накопленную в растениях лучами Солнца.
6. Өтілген тақырыпты бекіту. / Первичное закрепление изученного.
- Объясните поговорку, которая написана у нас на доске.
7. Сабақты корытындылау. / Итог урока
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?