Рабочая программа ПМ01 Профессия Тракторист-машинист сх производства



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕМИЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования



программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства











Семилуки
2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.13, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г №740.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

СОДЕРЖАНИЕ


Название разделов

стр.

Паспорт программы профессионального модуля
Результаты освоения профессионального модуля
Структура и содержание профессионального модуля
Условия реализации профессионального модуля
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Приложение 1
Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
4
9
10
33
44
48
56





















1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ГБПОУ ВО "СПК профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства базового уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения, входящей в укрупненную группу профессий 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессии рабочих: 19203 Тракторист; 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:
Базовая часть
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;
технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
уметь:
комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;
выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку размещение и закрепление на них перевозимого груза;
выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;
выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;
под руководством специалистов более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;
оформлять первичную документацию;
знать:
устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
методы и приемы выполнения агротехнических и работ;
пути и средства повышения плодородия почвы;
средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
содержание и правила оформления первичной документации;

Вариативная часть – не предусмотрено


1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля


Вид учебной деятельности
Объем часов

Максимальный объем учебной нагрузки по дисциплине, всего
960

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
208

в том числе:


лекции
не предусмотрено

уроки
104

семинары
не предусмотрено

лабораторные занятия
не предусмотрено

практические занятия
104

курсовая работа (проект)
не предусмотрено

Учебная практика
324

Производственная практика
324

Внеаудиторная учебная нагрузка
(самостоятельная работа обучающегося) всего
104

в том числе:


Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено

. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Региональные приемы обработки почвы (сообщение).
Схемы способов движения почвообрабатывающих машин.
Рассчитать удельное сопротивление при обработке почвы различными сельскохозяйственными машинами.
Скомплектовать агрегат для прибивки влаги в зависимости от основной обработки почвы.
Рассчитать норму внесения минеральных удобрений.
Составить схемы посева сельскохозяйственных культур и соотнести их с возделываемыми культурами.
Составить схему севооборотов с учетом их классификаций.
Составить операционную карту для ухода за пропашными культурами.
Составить операционную карту для ухода за озимыми культурами.
Рассчитать расход ядохимикатов для обработки технических культур.
Составить схему технологического процесса по операциям.
Составить технологическую карту на возделывание и уборку грубых и сочных кормов.
Составить технологическую карту на возделывание и уборку подсолнечника и рапса на зерно.
Составить технологическую карту на возделывание и уборку яровых и озимых зерновых культур.
Составить комплекс машин для обработки почвы, подверженной ветровой эрозией.
Система машин для возделывания и уборки сахарной свеклы (сообщение).
Система машин для возделывания и уборки картофеля (сообщение).
Система машин для возделывания и уборки подсолнечника и кукурузы (сообщение)
Составление технической характеристики колесного трактора МТЗ -80.
Составить техническую характеристику гусеничного трактора Т – 150.
Схематично изобразить расположение органов управления тракторов МТЗ-80 и Т-150
Составить таблицу возможных неисправностей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
Составить таблицу возможных неисправностей системы охлаждения.
Составить таблицу возможных неисправностей системы смазки.
Составить таблицу возможных неисправностей системы питания.
Составить таблицу возможных неисправностей системы пуска двигателя.
Составить таблицу возможных неисправностей сцепления.
Составить таблицу возможных неисправностей рулевого управления.
Составить таблицу возможных неисправностей механизма управления гусеничного трактора.
Подготовить сообщение на тему: Возможные неисправности цилиндропоршневой группы двигателя.
Подготовить сообщение на тему: Возможные неисправности коленчатого вала двигателя.
Законспектировать тему: Устройство кривошипно-шатунного механизма.
Законспектировать тему: Устройство газораспределительного механизма.
Подготовить сообщение возможных неисправностей топливного насоса высокого давления системы питания.
. Составить опорную карточку: «Детали топливного насоса высокого давления».
Составить опорную карточку: «Детали двухдискового сцепления».
Подготовить доклад на тему: «Особенности конструкции коробки передач с переключением на ходу».
Составить опорную карточку: «Устройство коробки передач с переключением при остановке.
Составить конспект темы: «Устройство рулевого управления трактора общего назначения».
Подготовить сообщение на тему: «Дифференциал и способы его блокировки».
Особенности устройства приспособлений комбайна для уборки подсолнечника на зерно.
Составить таблицу возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения молотильного аппарата.
Составить таблицу возможных неисправностей очистки зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения.
Составить таблицу возможных неисправностей транспортирующих устройств зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения.
Технологический процесс работы измельчителя зерноуборочного комбайна.
Составить таблицу возможных неисправностей соломонабивателя, половонабивателя и копнителя зерноуборочного комбайна, их признаков, причин и методов устранения.
Схема движения рабочих жидкостей при включении различных секций гидрораспределителей.
Составить таблицу возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения оборудования для поения животных.
Составить таблицу возможных неисправностей их признаков, причин и методов устранения оборудования для доения животных.
Составить схему технологического процесса работы механизированного тока с сушильными агрегатами.
Типы и классификация машин для послеуборочной обработки зерна(сообщение).
Составить технологический процесс послеуборочной обработки зерна (сообщение).

2
2
2

2

2
2

2
2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2
2

2


2

2



2

2


2


2

2

2






Промежуточная аттестация в форме
дифференцированный зачет


















2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе профессиональными компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК) указанными в ФГОС по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства:

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.

ПК 1.2
Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3
Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4
Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, выявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

ОК 8
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточеннная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 1.1-1.2
Раздел 1.Выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве
432
72
36
36
324


ПК 1.3-1.4
Раздел 2. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
328
136
68

68




Производственная практика, часов
324




324


Всего:
960
208
104
104
324
324






3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01
«Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
Объем часов

1
2
3

Раздел ПМ 1. Выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве



МДК 01.01. Технология механизированных работ в сельском хозяйстве

72

Тема 1.1. Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов.
Содержание
2


1.



Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов Технологические, технические и экономические показатели. Эксплуатационных качеств тракторов и сельскохозяйственных машин.
Тяговая мощность и тяговое усилие трактора.
Способы улучшения тяговых свойств трактора. Влияние рельефа на тяговые показатели трактора.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
не предусмотрено

Тема 1.2. Механический состав и свойства
почвы.


Содержание
2







1.

Механический состав и свойства почвы.
Понятие об удельном сопротивлении сельскохозяйственных машин и машинно-тракторных агрегатов.
Факторы, влияющие на удельное сопротивление сельскохозяйственных машин.
Механический состав почвы. Пахотный слой.
Понятие о липкости, связности, почвенной корки, плужной подошве. Физическая спелость почвы.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№1. Определение основных типов почв.


Тема 1.3. Допустимые скорости выполнения сельскохозяйственных работ.

Содержание
2


1.


Допустимые скорости выполнения сельскохозяйственных работ . Понятие о рабочей и теоретической скоростях трактора.
Допустимые скорости выполнения сельскохозяйственных работ.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
не предусмотрено

Тема 1.4. Комплектование машинно-тракторных агрегатов.
Содержание
2


1.


Комплектование машинно-тракторных агрегатов. Классификация машинно-тракторных агрегатов по способу производства с/х работ.
Требования к машинно-тракторным агрегатам.
Комплектование машинно-тракторных агрегатов.
Выбор тракторов и сельскохозяйственных машин.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№2. Расчет машинно-тракторного агрегата.


Тема 1.5. Способы движения агрегатов.
Содержание
2



1.



Способы движения агрегатов. Организация разметочных работ и разбивка поля на загоны.
Элементы движения агрегата.
Рабочий и холостой ход.
Виды поворотов, их радиус и длина.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№3. Расчет схемы поворотов.


Тема 1.6. Понятие о системе обработки почвы.






Содержание
2


1.


Понятие о системе обработки почвы. Виды обработки почвы с оборотом пласта.
Безотвальная система обработки почвы.
Энергосберегающая технология обработки почвы.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№4. Определение механического состава почвы.


Тема 1.7. Предпосевная обработка почвы.
Содержание
2


1.

Предпосевная обработка почвы. Поверхностная обработка почвы: культивация, лущение, боронование, шлейфование, прикатывание и другие приемы.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№5. Расчет затрат на единицу обрабатываемой площади.


Тема 1.8. Внесение удобрений.
Содержание

2



1.


Внесение удобрений.
Классификация удобрений, сроки и способы их внесений.
Значение минеральных и органических удобрений в системе мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв сельскохозяйственных угодий, устранению техногенного загрязнения объектов окружающей среды.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
4


1.
№6. Определение внешних признаков минерального голодания растений.



2.
№7. Характеристика и определение минеральных удобрений.


Тема 1.9. Организация посева.
Содержание
2


1.


Организация посева. Сроки и способы посева. Глубина заделки семян. Подготовка поля к посеву. Способы движения агрегатов при посеве. Контроль качества посева.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
4


1.
№8. Определение частоты всхожести, класса и посевной годности семян.



2.
№9. Расчет нормы высева семян.


Тема 1.10. Система послепосевной обработки почвы.
Содержание
2


1.

Система послепосевной обработки почвы.
Технология ухода за культурами сплошного посева.
Технология ухода за пропашными культурами.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
не предусмотрено

Тема 1.11. Способы и методы борьбы с сорной растительностью.
Содержание
2


1.

Система послепосевной обработки почвы. Предупредительные меры борьбы с сорной растительностью.
Истребительные меры борьбы с сорной растительностью.





Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№10. Определение и классификация сорных растений.


Тема 1.12. Понятие о севооборотах.
Содержание

2


1.






Понятие о севооборотах Понятие о севооборотах и его значение, ротация севооборотов.
Понятие о предшественнике и закономерности чередования
культур.




Классификация севооборотов.




Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия

2


1.
№11. Разработка и внедрение севооборотов.


Тема 1.13. Химическая защита растений от болезней и вредителей.
Содержание
2


1.

Химическая защита растений от болезней и вредителей. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и методы борьбы с ними.Сроки и способы их применения.





Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№12. Расчет нормы внесения гербицидов.



Тема 1.14. Организация производства механизированных работ.






Тема 1.15. Технология заготовки грубых кормов.
Содержание
2


1.


Организация производства механизированных работ. Организационно-технологические карты для выполнения с/х работ на основе операционной технологии.
Значение соблюдения технологической дисциплины







дд

ввввввввооооооооооооввозделывании с/х культур.






Лабораторные занятия


не предусмотрено


Практические занятия



не предусмотрено


Содержание





2


1.


Технология заготовки грубых кормов.
Виды грубых кормов
Технологические схемы заготовки кормов.
Показатели качества и контроль.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№13. Составление технологической карты заготовки грубых кормов.


Тема 1.16. Технология заготовки сочных кормов.
Содержание
2


1.




Технология заготовки сочных кормов.
Технология заготовки силоса.
Технология заготовки сенажа.
Технология заготовки зеленого корма.
Показатели качества работ и контроль.
Требования безопасности труда.



Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
2


1.
№14. Составление технологической карты заготовки сочных кормов.


Тема 1.17. Технология уборки пропашных культур.
Содержание
2


1.






Технология уборки пропашных культур.
Технология уборки рапса на зерно.
Технология уборки кукурузы на силос.
Технология уборки подсолнечника на зерно.
Показатели качества работ и их контроль.

Требования безопасности труда.




Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
4


1.
№15. Составление технологической карты уборки кукурузы на силос.



2.
№16. Составление технологической карты уборки подсолнечника на зерно.



Тема 1.18. Технология уборки зерновых, зернобобовых культур.
Содержание


2


1.

Технология уборки зерновых, зернобобовых культур.
Способы и технологические схемы уборки.
Технологический процесс прямого и раздельного комбайнирования.
Подготовка поля для уборки.
Послеуборочная обработка зерна.




Лабораторные занятия
не предусмотрено


Практические занятия
4


1.

№17. Составление технологической карты уборки зерновых и зернобобовых культур.



2.
№18. Составление технологической карты послеуборочной обработки зерна.


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
36

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Региональные приемы обработки почвы (сообщение).
2. Схемы способов движения почвообрабатывающих машин.
3. Рассчитать удельное сопротивление при обработке почвы различными сельскохозяйственными машинами.
4. Скомплектовать агрегат для прибивки влаги в зависимости от основной обработки почвы.
5. Рассчитать норму внесения минеральных удобрений.
6. Составить схемы посева сельскохозяйственных культур и соотнести их с возделываемыми культурами.
7. Составить схему севооборотов с учетом их классификаций.
8. Составить операционную карту для ухода за пропашными культурами.
9. Составить операционную карту для ухода за озимыми культурами.
10. Рассчитать расход ядохимикатов для обработки технических культур.
11. Составить схему технологического процесса по операциям.
12. Составить технологическую карту на возделывание и уборку грубых и сочных кормов.
13. Составить технологическую карту на возделывание и уборку подсолнечника и рапса на зерно.
14. Составить технологическую карту на возделывание и уборку яровых и озимых зерновых культур.
15. Составить комплекс машин для обработки почвы, подверженной ветровой эрозией.
16. Система машин для возделывания и уборки сахарной свеклы (сообщение).
17. Система машин для возделывания и уборки картофеля (сообщение)
18. Система машин для возделывания и уборки подсолнечника и кукурузы (сообщение).


Учебная практика
324

Виды работ
1. Комплектование машинно-тракторных агрегатов.
2. Выполнение сельскохозяйственных работ.













13PAGE \* MERGEFORMAT14815

13PAGE \* MERGEFORMAT141215





Заголовок 1], Знак Знак5 Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак