Система классных часов для 8-9классов Тема: « Твое будущее зависит от профессии, которая востребована завтра….»


Система классных часов для 8-9классов
Тема:
« Твое будущее зависит от профессии, которая востребована завтра….»
Работу выполнил:
Сюсина Маргарита,
ученица 10 «Б»
МБ НОУ «Гимназия №62»
Научный руководитель:
Плюснина И.А.,
учитель географии
МБ НОУ «Гимназия №62»
Новокузнецк, 2017
1.Введение
Для проведения классных часов предлагается анкетирование для ребят:
1. «Методика Холланда».
2. Тест «Классификация профессий».
3. Тест «Факторы привлекательности профессий»
4. Тест «Особенности личности, которые влияют на правильный выбор профессии(«Могу-хочу»)»
Работа содержит обработанный материал, который сегодня востребованный у подростков при выборе профессии «Куда поступить», «Какую выбрать профессию», особенности личности, который влияет на правильный выбор профессии. Исследование позволяет проследить данные прошлых лет выпускников, получить информацию по данной теме и принять участие в анкетах, которые помогут при выборе будущей профессии. Материал был использован на классных часах нашей гимназии, и оценен гимназистами моего класса.
Цель работы: сформировать представление о профессиональном самоопределении, ознакомиться с принципом обоснованного выбора профессии с учетом интересов, способностей и особенностей современного рынка труда.
Задачи:
Провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте;
Выявить факторы, влияющие на выбор профессии;
Ознакомиться с возможными типичными ошибками при выборе будущей профессии.
Объект исследования: востребованность профессии
Предмет исследования: условия, процессы, способы.
Методы:
Теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;
Эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;
Статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
Актуальность.
Вопрос «Куда поступить», «Какую выбрать профессию», задает каждый выпускник сегодня. Правильно сделать выбрать – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Ход работы:
Проанализировать материал по теме:
1. Топ наиболее востребованных и наименее востребованных профессий сегодня.
2. Рейтинг вузов (на примере СФО).
3. Сделать вывод о выборе вуза и востребованной профессии.
Исследовать данные выпускников 9 и 11 классов, учитывая классификацию профессий при выборе профессионального учреждения для поступления, выделить главные причины миграционного перемещения по территории РФ. Анализ данных «Центр занятости г. Новокузнецка».
Анализ анкеты «Особенности личности, которые влияют на правильный выбор профессии(«Могу-хочу»)»
Сделать вывод на основе исследовательской работы.
2.Основная часть
По данной теме своей исследовательской работы, я проанализировала материал по теме:
2.1.Топ наиболее востребованных востребованных профессий сегодня.
Прошедший 2015-й год стал очень непростым для российской экономики. Сложная международная обстановка, уменьшение курса рубля, санкции, падение цен на нефть – все эти факторы, разумеется, отразились на рынке труда и на востребованности различных профессий. (Приложение «Наиболее востребованные профессиии».Востребованность профессий сегодня из выше перечисленных, можно увидеть, что развивается только сфера информационных технологий. Рост и падение большинства других сфер укладывается в достаточно простую формулу: рыночная нестабильность подстёгивает работодателей, вынуждая их стремиться максимально возможного дохода в минимальные сроки. На увеличение доходов работают сфера продаж, на уменьшение расходов – консультанты по налогообложению и сокращения в бухгалтерии. Необходимость в скорых доходах по итогам года сдержала от падения сферу рекламы и маркетинга: хотя летом конкуренция среди таких специалистов достигала 15 человек на рабочее место, к концу года ситуация выправилась. Низкие цены на нефть предсказуемо ударили по госслужбе и добывающей промышленности. Бюджетный дефицит, опять же, сказался на востребованности в медицине: уменьшение финансирования неизбежно привело к уменьшению количества врачей в государственных учреждениях и к росту потребности населения в медикаментах. Наконец, общее снижение уровня жизни стало сильным ударом для туристических компаний.
2015 год оказался одним из самых тяжёлых за весь 21-й век. Трудная экономическая ситуация, усугублённая внешнеполитическими проблемами, так или иначе затронула всё население России. Востребованность многих профессий очень заметно изменилась.
Что же касается нашей области, где металлургия существует уже более 200 лет, и продолжает оставаться базовой индустрией в региональной экономике, рынок металлоторговли занимает заметное место. Однако, именно металлотрейдеры стали одними из главных «жертв» кризиса. По всему миру произошло значительное падение объемов строительства и производства, что незамедлительно отразилось и на потреблении металлопроката.
Углехимия – острасль будущего Кемеровской области. Именно поэтому в Кемеровской области как, пожалуй, нигде в России, целесообразно начать развитие производств, позволяющих получать из угля товары высокого передела - те же сорбенты, смолы, метанол, бензол. До 130 видов одних только химпродуктов. Расширение производств, направленных на увеличение выпуска импортозамещающей продукции, — одно из приоритетных направлений в Кузбассе. Оно реализует два импортозамещающих инвестиционных проекта по расширению производства рулонных кровельных материалов, минераловатных изоляционных плит. Будет создано 1,4 тыс. рабочих мест Другим перспективным направлением импортозамещения становится расширение производства оборудования для фармацевтической, химической и пищевой промышленности. Будет создано 55 рабочих мест.
На фоне текущих проблем не стоит забывать главную формулу востребованности: человек, занятый любимом делом, остаётся востребованным в любых обстоятельствах. Кризис – это суровое испытание. Если Вы любите свою работу и делаете её лучше прочих, у Вас практически нет шансов остаться без дела. Помните, что залог успешного профессионального будущего – правильно выбранная профессия.
2.2..Рейтинг ВУЗов Сибири
Для выбора Вуза, я обратила внимание на рейтинг Вузов.
В России появился первый «Рейтинг востребованности вузов-2015». Эксперты назвали университеты, выпускники которых наиболее востребованы работодателями. В рейтинг попали 64 вуза Сибири.
Лидерами среди университетов стали НГУ (Новосибирский госуниверситет) и ТГУ (Томский госуниверситет). Оказался в списке  и кузбасский вуз — КемГУ, он занял 26 место из 87.
В рейтинг  инженерных вузов попали два вуза Кемеровской области. На 60-й позиции из 140 в этом списке оказался Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ) занял 74-ю строчку.
Популярность технических вузов плавно растет
Выпускники технических вузов по сравнению с экономическими по-прежнему более востребованы работодателями, и это идет вразрез с выбором абитуриентов, предпочитающих учиться на экономистов и управленцев. Так, средняя стоимость платного обучения на первом курсе в технических вузах составляет 105 тысяч рублей, в экономических – 200 тысяч рублей.3. Исследовательская часть
3.1. Анализ поступление выпускников 2015 года.
в 2015 году 40% Выпускников школ уехало из Новокузнецка в вузы других городов.
По данным Комитета образования и науки г. Новокузнецка итоги вступительной кампании в вузы для выпускников школ города в 2015 году следующие:

3.2. Причины миграции выпускников
Анализ миграции выпускников средних общеобразовательных учреждений города Новокузнецка за период 2012-2015 годы показывает, что в 2012-2015 годах в образовательных учреждениях г. Новокузнецка  получили среднее полное образования 12204 выпускников. Из них 8386 (85 %) поступили в высшие учебные заведения КО, 3818  человек (39%) за указанный период выехало за пределы области для продолжения обучения.

Одной из основных причин миграции выпускников является возможность выбора между вузами Кемеровской области и вузами других регионов. Выпускники, показавшие высокие и очень высокие результаты на  ЕГЭ, предпочитают поступление в вузы других регионов. Причиной выезда выпускников для получения образования в другие регионы является возможность получить более качественное образование на бюджете. Так, процент выпускников 2014 года, продолживших обучение на бюджетной основе в Кемеровской области, составлял 42% от поступивших, за пределами Кемеровской области 58%.
Таким образом, основными причинами миграции выпускников является конкурентоспособность наших выпускников и обучение по тем специальностям, которых нет в вузах региона, а также стремление получить более качественное образование за пределами города на бюджетной основе.
Для того чтобы выпускники общеобразовательных организаций оставались в регионе, необходимо расширение социальных льгот для школьников, получивших высокие баллы на ЕГЭ, как-то: выплата единовременных премий, стипендий,  получение  беспроцентной ипотеки для приобретения жилья и т.д. А также необходимо возрождение практики целевых наборов предприятиями города с выплатой стипендии и гарантией дальнейшего трудоустройства.
Где и какую специальность собираются получать после школы наши одиннадцатиклассники?
Лаборатория социологических исследований гуманитарного факультета НФИ КемГУ провела опрос (по довольно объёмной анкете) будущих выпускников - учащихся одиннадцатых классов школ нескольких городов юга Кузбасса (Новокузнецка, Осинников, Калтана, Междуреченска) и поселений Новокузнецкого района. В опросе приняли участие 2422 выпускника (выпуск по югу Кузбасса в целом, по прогнозу, составит 2970 человек). Главный вопрос исследования: где и какую специальность собираются получать после школы наши одиннадцатиклассники?
Результаты следующие:
Почти 100% ребят будут продолжать образование в вузах. Только 30,6% выпускников-новокузнечан намерены остаться в Новокузнецке после окончания школы. Среди “троечников” эта доля составляет 44,5 %, среди “отличников” - 18,9 %. Отъезд для поступления в вузы других городов стопроцентно решён для 65,9 % “отличников” и 40,5 % “троечников”. Некоторая часть тех и других ещё не определилась: 14,3 % всех выпускников рассматривают варианты поступления и в новокузнецкие вузы, и в иногородние. Почти половина будущих абитуриентов, ориентированных на отъезд, хотят учиться в вузах Новосибирска, еще 20 % выбирают Томск, 24,7 % намерены искать счастья в столичных вузах.
Каковы причины, побуждающие наших выпускников принимать свои жизненные решения не в пользу Новокузнецка?
Основных две. Первая банальна: 40 % выпускников-новокузнечан уедут просто потому, что не хотят оставаться в Новокузнецке. Они сообщают, что город им не нравится, они не видят в нём своего будущего. Эти молодые люди уедут не куда, а откуда. Ключевым отпугивающим фактором для них является негативный образ Новокузнецка. При этом восприятие Новокузнецка достаточно проблематично и болезненно даже у тех выпускников, которые планируют в нем остаться. Все критерии, описывающие внешнюю среду города и ее здоровье, оцениваются ими негативно. У менее чем половины новокузнечан-одиннадцатиклассников (48 %), принявших решение поменять место жительства, отношение к проекту собственной жизни несколько иное. Эти ребята уедут из-за отсутствия определённых направлений подготовки в перечне предложений новокузнецких вузов: запросы наших выпускников на будущую профессию богаче и разнообразнее. У ребят высок интерес к медицине, сфере культуры и искусства, а также к работе в ведомственных органах (МВД, МЧС, таможня).
Результаты исследования дают возможность увидеть мотивационные контуры выбора вуза.
Этим летом планируют поступать в вуз 98,8 % выпускников учреждений среднего общего образования. Из них 66,4 % указали, что за время обучения в вузе хотят стать высококлассными специалистами, профессионалами своего дела. Как правило, это выпускники-отличники, особенно девушки. 60 % справедливо полагают, что диплом о высшем образовании позволит им хорошо зарабатывать. Кое-кто пойдёт в университет, в том числе желая “пожить студенческой жизнью, интересно провести несколько лет, прежде чем начнет работать” (33,3 %). Для 8,5 % выпускников важным мотивом поступления в вуз является позиция родителей (“родители настаивают на получении высшего образования”). При этом родительское влияние сильнее на выпускников-”троечников”. Для 14,9 % юношей - это манёвр в игре “убеги от армии”. Для 3 % при поступлении в вуз важным мотивом является то, что “друзья тоже получают высшее образование”.
Какие выводы можно сделать из проведённого социологической лабораторией исследования?
Во-первых, у новокузнецких вузов и у родителей выпускников явно есть общая задача - не просто “поступить ребенку в вуз”, но сначала трезво оценить его желание получить высшее образование, причем по конкретной профессии.
Во-вторых, реформирование российской системы высшего образования выглядит в глазах будущих студентов и их родителей в целом непонятным и рискованным процессом, в связи с чем не добавляет аргументов в пользу решения остаться в Новокузнецке. Именно здесь открывается поле для взаимодействия вузов с местными органами муниципальной власти и с бизнесом: и те и другие понесут свои потери в связи с отъездом большинства выпускников. Чтобы из города не уезжало его будущее, пора вырабатывать совместные эффективные и стратегически ориентированные решения.
3.3. Выбор профессии старшеклассниками.
3.3.1. Условия, влияющие на выбор профессии
Как мы знаем, мир профессий велик и разнообразен. И человек, в принципе может овладеть любой профессией, но одновременно всеми нет. Вот тут и возникает перед нами проблема – проблема выбора будущей профессии.На наш выбор влияют такие условия как: наши интересы, способности, состояние здоровья, потребности общества в кадрах.
Условно, их можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».
«Хочу» - (интересы и склонности).
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.
Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
«Могу» - (способности, состояние здоровья).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
Достаточно ли этих знаний, чтобы правильно выбрать профессию?
Нет. Так как то, что человек хочет и может делать, должно быть востребовано и оценено по заслугам.
Таким образом, помимо «Хочу» и «Могу» есть еще и третья составляющая, которую мы называем словом «Надо» – это потребности рынка труда.
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании будущей профессии поможет определить лучший выбор профессии, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.
Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба. Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в 9 классе ребята решают: куда идти дальше – в десятый класс, профессиональный лицей, колледж, техникум?
Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.
класс хочу могу надо
9б 65% 35% 50% не совпадает с выбором профессий
8б 75% 25% 75% не совпадает с выбором профессий
11б (2014-2015у.г.) 50% Не проводилось анкетирование не выбраны предметы ЕГЭ
50%
(таблица «Центр занятости г.Новокузнецка») таблица 1.
3.3.2.Факторы, влияющие на выбор профессии.
Выделяют восемь основных факторов выбора профессии.
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается наша жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о нашей будущей профессии.
2.Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Правильным будет решение, которое соответствует нашим интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живём.
3.Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о нас, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от нас самих.
4.Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии.
5.Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учёбе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые нами сведения о той или иной профессии не оказались искажёнными, неполными, односторонними.
8.Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.
Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности и уровень притязаний.
Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.
3.3.3. Классификация профессий
См. приложение «классификация профессий»
человек – человек
человек - техника
человек – природа
человек – знаковая система
человек – художественный образ
3.3.4.Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
3.3.4.1. Взаимосвязь интереса к профессии и особенностей личности.
Сегодня, многие профессии, которые были популярны у наших родителей отошли на второй план. На первом – профессии появившиеся относительно недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, программирование, дизайн, говорит о большой популярности этих профессий. В связи с этим многие выпускники стремятся поступить именно на эти факультеты независимо от того, есть у них способности и интерес к ним или нет. В дальнейшем многие уходят из профессии.
А ведь своевременная и правильная оценка своих личных качеств, способностей и интересов, должна в дальнейшем облегчить задачу выбора профессии, помочь лучше себя узнать.
В своем исследовании я решила определить склонности к профессии, типы личности(приложение «профессиональные типы личности») и понять совместимы ли выбранные профессии и личные качества у 243 старшеклассников, 144 из которых ученики 9 классов, а 99 ученики 11 классов.
Для работы использована методика Джона Холланда. В бланке ответов (приложение «Методика Холланда») из каждой пары профессий надо выбрать только одну.
Результаты: Таблица №2
Тип личности 9 класс (144 чел.) 11 класс (99 чел.)
человек % человек %
реалистический 27 19 18 18
социальный 36 26 18 18
конвенциональный 18 12 9 10
предприимчивый 45 31 27 27
артистический 18 12 27 27
интеллектуальный 0 0 0 0
Вывод: Мы видим, что в отличие от 9 класса выбор профессий у 11 класса обширен, так как они выбирают из большего числа, благодаря тому, что почти уже получили среднее образование.
Для предварительной оценки интересов и склонностей выпускников воспользуемся опросником (приложение «Опрос на основе предпочтений») с целью выяснить какой тип профессии из существующих(приложение «Типы профессий») типов наиболее подходит для человека с определенными особенностями личности. На все 20 пар вопросов нужно дать ответ не задумываясь. Если названная в опроснике деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке знак «+». Если определённо нравится –два плюса, а если очень нравится –три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус, если определённо не нравится -два минуса, а если очень не нравится –три минуса.
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке.
Получились следующие результаты: в 9 классе почти половина выбрали типа «человек – человек», и в 11 классе большая часть тоже выбирают профессии типа «человек – человек.
При сопоставлении результатов анкет и выбранных профессий стало ясно, что выбранные профессии совпадают с особенностями личностей.
С целью выявления, в какой мере внешние и внутренние факторы повлияли на выбор профессии, выпускникам было предложено оценить значимость каждого из них по шкале в 4 балла (табл. 3).
Статистический анализ данных проводился следующим образом: ответы в графах 2 и 3 объединялись в ответ «Повлияло»; ответы в графах 4 и 5 объединялись в ответ «Не повлияло».
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
в 9 классе (таблица 3)
Факторы Очень
повлияло Пожалуй, повлияло Пожалуй, не повлияло Совершенно не повлияло
Советы родителей (родственников) 45 54 27 18
Советы учителей 27 18 18 81
Советы знакомых, друзей 19 35 56 34
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах, и т. д.)27 54 36 27
Информированность о профессии 18 72 36 18
Наличие способностей, необходимых для освоения профессии 48 33 37 26
Популярность профессии, ее престижность 63 63 18 0
Факторы Очень
повлияло Пожалуй, повлияло Пожалуй, не повлияло Совершенно не повлияло
Советы родителей (родственников) 18 28 26 29
Советы учителей 9 9 18 63
Советы знакомых, друзей 11 15 36 36
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах, и т. д.)27 36 18 18
Информированность о профессии 36 54 9 0
Наличие способностей, необходимых для освоения профессии 45 36 20 16
Популярность профессии, ее престижность 27 45 18 9
Полученные результаты говорят о том, что на профессиональное самоопределение большинства опрошенных выпускников 11 классов большее влияние оказывают факторы, которые можно обозначить как внутренние: информированность, наличие способностей, нужных для освоения профессии и т. п. В меньшей степени оказывают влияние факторы, которые можно отнести к внешним: советы родственников, учителей, знакомых, средства массовой информации, престижность профессии и т. п.Это вполне объяснимо, так как личностные особенности старшеклассников позволяют им адекватно оценивать свои возможности и интересы и соразмерно делать выбор.
А 9 классы больше зависят от влияния внешних факторов, так как ещё не совсем могут учитывать свои внутренние возможности и поэтому прислушиваются к подсказкам.
3.3.4.2. Выявление факторов привлекательности профессии.
Для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбрали, опрошенные мною выпускников, я предложила им выбрать из 11 вариантов, только тот вариант, который действительно для них является значимым. Результаты следующие:
Проведённое исследование показало, что у 9 классов на первом месте такой фактор, как «Большая зарплата» (67,4%), у 11 классов - «Работа соответствует моим способностям» (61,6%). Это ещё раз доказывает, что большинство выпускников руководствуются при выборе профессии в большей степени внутренними факторами, а не внешними.
Фактор привлекательности профессии Количество обследуемых,
выбравших данный фактор
9 класс, чел. 9 класс, % 11 класс, чел. 11 класс, %
1. Важнейшая для общества профессия. 9 6,3 4 4,0
2. Работа с людьми. 5 3,5 1 1,0
3. Работа требует творческого подхода. 10 6,9 9 9,1
4. Работа не вызывает переутомления. 2 1,4 0 0,0
5. Большая зарплата. 97 67,4 10 10,1
6. Возможность самосовершенствования. 5 3,5 3 3,0
7. Работа соответствует моим способностям. 11 7,6 61 61,6
8. Работа соответствует моему характеру. 1 0,7 4 4,0
9. Небольшой рабочий день. 1 0,7 0 0,0
10. Отсутствие частого контакта с людьми. 0 0,0 0 0,0
11. Возможность достичь социального признания, уважения. 3 2,1 7 7,1
Таблица 4.
4.Заключения.
Выбор профессии - важный шаг в жизни выпускника. От этого выбора будет зависеть вся дальнейшая жизнь. В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература - в мир общественных явлений, математика - в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще даже неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, - мир профессий. При этом каждая профессия - это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.
Социальный и научно-технический прогресс в нашей стране ведет к возникновению новых профессий, связанных с управлением сложной техникой, отмиранию тяжелых и вредных для здоровья форм труда. Существует множество разных специальностей, большинство которых нам даже неизвестно. Выбор жизненного пути, профессии, - это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?
Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Очень важно суметь отличить свои истинные склонности и интересы от так называемых "предрассудков чести". Ведь бывает, что юноша или девушка хотят быть врачом или учителем, прежде всего потому, что это "прилично", а не потому, что им страстно хочется помогать больным или воспитывать подрастающее поколение. Юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Бывают "модные" виды занятий, но общество в настоящий период не очень нуждается в притоке новых кадров в эту область. Бывают, наоборот, очень важные и нужные, но не бросающиеся в глаза профессии. Так как же все-таки поступить?..
Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста…? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше всего нужны, обществу в обозримом будущем... Дальновидный человек предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество...
Результаты моего исследования позволяют сделать ряд выводов:
отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
большинство опрошенных одиннадцатикласников выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;
у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы;
для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся.
Список литературы.
1.Онипко А.А. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии -2011.-№3-с.191-200.
2.Статья «Региональные программы развития профессионального образования на 2014-2015гг» А.А.Климов, зам. Министра образования и науки РФ.(карта).21.11.2013г.
3. Романова Е.С. 99 популярных профессий. ЗАС Издательский дом «Питер» 2003.
4.Доленина О.Е. «Динамика размещения населения России во взаимосвязи с развитием АПК»; 2009 г.;Кемеровский государственный университет.
5. «Школьный психолог» школьная газета, №4,2003год
6 .Данные исследований, полученнных педагогом - психологом МБ НОУ «Гимназия №62» В.Тарасовой.
7..Данные исследований, полученных у зам. Директора по учебной части Старчиковой Н.А.
8.Данные исследование «Центр занятости г.Новокузнецка».
8. А.Г. Тулеев Статья «Новая эра ждет инженера». O8-Verstka.indd 243 15.11.11 17:00244
9. Статья «Региональная программа профессионального образования Кемеровской области на период 2005-2010гг».
Интернет – источники:
1.Интернет – ресурс: Электронный журнал об образовании
http://www.akvobr.ru/silnie_vuzi_mest_net.htm2. Востребованные профессии в России
http://klub-drug.ru/shkolniki/samyie-vostrebovannye-professii.html#13. Рейтинг ВУЗов
http://www.uci-asa.com/rejting-the2.html4.Интернет – ресурс: Электронный журнал об образовании
http://www.akvobr.ru/20_luchshih_vuzov_po_tehnicheskim_napravleniyam.htmlПриложение.
1.Профессиональные типы личности.
Реалистический тип
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
Исследовательский типХарактерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
Социальный тип.Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремление поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
Конвенциальный тип.Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкциям, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные ( особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий. Предпринимательский тип.Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству. Потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
Артистический тип.В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
2. «Методика Холланда».
Инструкция: Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится
1а.  Инженер-механик
2а.  Социальный работник
3а.  Художник по интерьеру
4а.  Биохимик
5а.  Политический лидер
6а.  Портной
7а.  Адвокат
8а.  Воспитатель детского сада
9а.  Вязальщик
10а.  Нотариус
11а. Переводчик зарубежной поэзии
12а.  Детский врач
13а. Маркетолог
14а.  Научный работник музея
15а.  Аудитор
16а.  Строитель-монтажник
17а.  Школьный учитель
18а.  Столяр-краснодеревщик
19а.  Математик
20а. Директор мебельной фабрики
21а.  Настройщик теле- и радиоаппаратуры
22а.  Главный зоотехник
23а.  Консультант Телефона Доверия
24а. Водитель троллейбуса
25а.  Делопроизводитель
26а. Архитектор
27а.  Инспектор дорожного движения
28а.  Издатель газеты
29а.  Биолог
30а. Архивариус
31а.  Повар
32а.  Банковский служащий
33а. Криминалист
34а.  Корректор
35а.  Звукооператор
36а.  Экскурсовод
37а.  Киноактер
38а.  Археолог
39а. Закройщик-модельер
40а. Часовой мастер
41а.  Менеджер по продажам
42а.  Психотерапевт 1б.  Физик-экспериментатор
2б.  Управляющий гостиницей
3б.  Чертежник-копировщик
4б.  Фармацевт
5б.  Писатель
6б.  Оператор ЭВМ
7б.  Историк-правовед
8б. Художник по керамике
9б.  Телефонист справочной службы
10б.  Менеджер по снабжению
11б.  Логик
12б.  Специалист по медицинской статистике
13б.  Пчеловод
14б.  Менеджер по персоналу
15б. Художник-реставратор
16б.  Металловед
17б.  Следователь
18б.  Оператор станков-автоматов
19б.  Бухгалтер
20б. Дирижер
21б.  Секретарь-референт
22б.  Генетик
23б.  Парикмахер-модельер
24б.  Медсестра
25б.  Брокер на бирже
26б.  Искусствовед
27б.  Счетовод
28б.  Электрик
29б.  Телеведущий
30б. Художник-рекламист
31б. Официант
32б. Заведующий магазином
33б.  Юрисконсульт
34б. Литературовед
35б. Физик-акустик
36б. Дипломат
37б.  Кинооператор
38б.  Товаровед
39б.  Театральный художник
40б.  Контролер ОТК
41б.  Редактор научного журнала
42б. Драматург
 
Бланк ответов
Реалистический Исследова-тельскийСоциальный Конвенции-альныйПредпринима-тельскийАртисти-ческий1а 1б 2а  - 2б 3а
3б 4а  - 4б 5а 5б
6а  - -  6б 7а - 
-  7б 8а -  -  8б
9а  - 9б 10а 10б 11а
 - 11б 12а 12б 13а - 
13б 14а 14б 15а -  15б
16а 16б 17а -  17б 18а
18б 19а  - 19б 20а 20б
21а  - -  21б 22а - 
-  22б 23а  -  - 23б
24а -  24б 25а 25б 26а
 - 26б 27а 27б 28а  -
28б 29а 29б 30а -  30б
31а  - 31б 32а 32б  -
-  33а 33б 34а -  34б
35а 35б 36а -  36б 37а
37б 38а -  38б 39а 39б
40а  -   40б 41а - 
-  41б 42а -   - 42б
3. Опрос на основе предпочтений.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли?
А В
1. Ухаживать за животными 1. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2.Помогать больным людям 2.Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок 3. Следить за состоянием и развитием растений.
4.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5.Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7.Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. 7. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
8.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) 9. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10.Лечить животных 10. Выполнять вычисления, расчеты.
11.Выводить новые сорта растений 11. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12.Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16. Делать лабораторные анализы в больнице 16. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18.Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Бланк ответов
Человек - природа Человек - техника Человек - человек Человек - знак Человек-Художественный образ
1а 1б 2а 2б 3а
3б 4а 4б 5а 5б
6а - 6б - 7а
- 7б 8а - 8б
- 9а - 9б -
10а - - 10б -
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а - 16б - 17а
- 17б 18а - 18б
- 19а - 19б -
20а - - 20б -
4.Классификация профессий
 Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек - человек». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. К профессиям типа «человек – человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор дорожного движения и др.Тип «человек - техника» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Здесь работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости. Тип «человек – техника» включает в себя такие профессии, как: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.Тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. К типу «человек – знаковая система» можно отнести следующие профессии: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежники др.Тип «человек – художественный образ» предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. К данному типу можно отнести профессии: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример, декоратор-оформитель, актер и др.Тип «человек - природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. К этому типу мы можем отнести такие профессии, как: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.5.Наиболее востребованные профессии
1) ИТ-сфера. Самыми востребованными профессиями из-за недостатка действительно квалифицированных кадров, по мнению исследователей рекрутингового портала Superjob.ru, окажутся IT-специалисты, особенно разработчики мобильных приложений (на iOS. Android).
2) Продажи. Несмотря на то, что соотношение количества резюме и вакансий в этой сфере изменилось – в 2015 соискателей стало больше, чем в предыдущие годы – продажи остаются одной из наиболее востребованных профессий. Каждая третья вакансия на крупных сайтах по поиску работы приходится именно на сферу продаж. При этом наблюдается падение в востребованности специалистов по продажам автомобилей. Снижение покупательской способности населения, как правило, едва ли в первую очередь отражается на падении автомобильного рынка.
3) Консультирование по налогообложению. Эта сфера далеко не так широка, как первые две, но на протяжении всего 2015 года уверенно держала позиции наименее конкурентной: на каждую вакансию претендует не более двух соискателей. В то же время востребованность юристов-консультантов остаётся невысокой.
4) Фармацевтика.  В 2015 возросла востребованность специалистов в сфере фармацевтики. При этом, правда, надо отметить резкое падение востребованности врачей. Недавние сокращения медицинского персонала сказали своё веское слово: количество вакансий в государственных медицинских учреждениях упало примерно на 20%. Возможно, рост востребованности фармацевтов частично связан как раз с сокращением медперсонала в больницах: не имея возможности получать медицинские услуги в специальных учреждениях, часть населения стала активнее приобретать лекарства в аптеках. Также рост востребованности фармацевтов, особенно в научных лабораториях, может быть связан с взятым курсом на импортозамещение лекарственных препаратов.
5) Рабочий персонал. Востребованность рабочего персонала неуклонно растёт на протяжении последних лет. Необычайно высокая популярность высшего образования приводит к резкому дефициту квалифицированных технических кадров – и, соответственно, к уменьшению конкуренции на каждое рабочее место. В конце 15-го года конкуренция среди представителей рабочих специальностей не превышает конкуренцию среди консультантов по налогообложению и является наиболее низкой на рынке труда.На российском рынке труда всегда найдется вакансия продавца-консультанта, кассира, водителя, бухгалтера.
Также в числе необходимых узкоспециализированных сотрудников будут инженеры в легкой и пищевой промышленности, а также в ракетно-космическом секторе.