РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» 9 класс 2016-2017 учебный год

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Воздвиженка»
Уссурийского городского округа

Согласовано
___________________ ЗДВУР


«_____»_______________2016г

Утверждаю
________________ Директор школы


«_____»___________________2016г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
9 класс
2016-2017 учебный год
Учитель: Плисюк Анна Ивановна

























с. Воздвиженка,2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Физика» (далее Рабочая программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 № НТ – 136/08 «О федеральном перечне учебников».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016г, № 38 « О внесения изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Учебным планом МБОУ СОШ с.Воздвиженка на 2016-2017 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Примерная программа общеобразовательных учреждений по физике 7-9 классы к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы: А.В. Перышкин. Н.В. Филонович, Е. М. Гутник; - М: «Дрофа», 2015г.
Учебники:
Физика 7./ Перышкин А.В. Физика.9 кл.:Учебник. для общеобразоват.учреждений. -2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013 – 221 с.
Цели обучения физики в общеобразовательной школе определяется ее ролью в развитие и воспитание личности школьника, формирование функционально грамотной личности, то есть личности, которая способна использовать уже имеющиеся у нее знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни. школе:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природа использования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физики входят:
удовлетворить и развить познавательные возможности всех обучающихся, опираясь при этом на уже имеющийся у них донаучные представления, математические знания, естественнонаучную подготовку;
перевести знания из «кабинетной» сферы применения в повседневную жизнедеятельность. В результате такого перевода природные явления и технические процессы окружающей действительности будут для каждого ученика вполне понятными, объяснимыми и применимыми;
сформировать с учетом возраста обучающихся основные научные понятия и закономерности, касающиеся основных научных теорий классической и современной физики. Показать одинаковость выполнения законов физики не только в условиях физического кабинета, но и в земных масштабах;
обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники;
сформировать у обучающихся представления о научных методах исследования и познания природы в процессе непрерывной самостоятельной экспериментальной деятельности в классной и домашней обстановке;
сформировать у обучающихся, проявивших особый интерес к физике, умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов, практические умения и навыки при работе с инструментами;
Общая характеристика предмета
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.
Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличивая свою власть над природой.
Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.
Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни
Роль и место предмета в учебном плане МБОУ СОШ с. Воздвиженка
Школьный курс физики системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
На изучение учебного предмета «Физика» в учебном плане МБОУ СОШ с. Воздвиженка в 9 классе отводится в 2 часа в неделю (всего за учебный год 68 часов) при пятидневной учебной неделе, продолжительность урока 45 минут.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физической явление, гипотеза, физический закон, теория, инерциальная система отсчета, материальная точка, взаимодействие, вещество, импульс, колебания, атом, атомное ядро, электрическое поле, магнитное поле, ион, волна, радиоактивность, энергия связи, ионизирующее излучение, волна, квант, фотон, нуклон, резонанс, электромагнитное поле, планета, звезда, галактика, Вселенная, интерференция, дисперсия, колебание;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, абсолютная температура, момент силы, элементарный электрический заряд, разность потенциалов, электроемкость, электродвижущая сила, индуктивность, период, частота, тембр, высота звука, волна;
смысл физических законов: (формулировка, границы применимости) :законы динамики Ньютона, принцип относительности, закон Гука, закон всемирного тяготения, закон Кулона, закон сохранения заряда, закон сохранения импульса, закон сохранения массового числа.

уметь
описывать и объяснять физические явления: зависимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, распространения электромагнитных волн, излучение света, радиоактивность, спектры;
описывать фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле, продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояние, ускорения, промежутка времени, силы, периода, частоты;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых и звуковых явлений;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий), компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах.
Содержание тем учебного курса

Название раздела
Кол-во часов
Контрольные работы
Лабораторные работы

1
Законы взаимодействия и движения тел
25
2
-

2
Механические колебания и волны. Звук.
12
1
1

3
Электромагнитное поле
16
1
2

4
Строение атома и атомного ядра
15
1
2

Итого за учебный год
68
5
7

Т°Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (25 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук. (12 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].
Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»
Раздел 3. Электромагнитное поле (16 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.]
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Лабораторная работа №3: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра (15 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Лабораторная работа № 4: «Изучение деление ядра атома урана по фотографии трэков»;
Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (выполняется дома).

Календарно-тематическое планирование
№ урока
№ урока в главе
Содержание урока
Кол-во
часов
Дата проведения





План
Факт

Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел
25
5.09-5.12



1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.
1
5.09



2
Перемещение
1
8.09



3
Определение координаты движущегося тела
1
12.09



4
Перемещение при прямолинейном движении
1
15.09



5
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
1
19.09



6
Скорость прямолинейном равноускоренном движения.
1
22.09



7
График скорости
1
26.09



8
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
1
29.09



9
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
1
3.10



10
Относительность движения
1
6.10



11
Проверочная работа №1: «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»
1
10.10



12
Контрольная работа №1: «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»
1
13.10



13
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона Второй закон Ньютона.
1
17.10



14
Третий закон Ньютона
1
20.10



15
Свободное падение тел.
1
24.10



16
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
1
27.10



17
Закон всемирного тяготения.
1
7.11



18
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах
1
10.11



19
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
1
14.11



20
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
1
17.11



21
Импульс тела. Закон сохранения импульса
1
21.11



22
Импульс. Закон сохранения импульса.
1
24.11



23
Реактивное движение. Ракеты Проверочная работа №2: «Законы взаимодействия и движения тел»
1
28.11



24
Р.Н.О. Механическое движение
1
1.12



25
Контрольная работа №2: «Законы взаимодействия и движения тел»
1
5.12


Глава №2. Механические колебания и волны. Звук.
12
8.12-30.01



1
Р.Н.О. Колебательное движение. Свободные колебания.
1
8.12



2
Величины, характеризующие колебательное движе ние.
1
12.12



3
Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»
1
15.12



4
Затухающие колебания. Вынужденные колебания
1
19.12



5
Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»
1
22.12



6
Распространения колебаний в среде. Волны
1
9.01



7
Длина волны. Скорость распространения волн
1
12.01



8
Источники звука. Звуковые волны
1
16.01



9
Высота и тембр звука. Громкость звука
1
19.01



10
Распространение звука. Звуковые волны
Проверочная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук».
1
23.01



11
Р.Н.О. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс
1
26.01



12
Контрольная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук»
1
30.01


Глава №3. Электромагнитное поле
16
2.02



1
Р.Н.О. Магнитное поле.
1
2.02



2
Направление тока и направление линий его магнитного поля
1
6.02



3
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки
1
9.02



4
Индукция магнитного поля. Магнитный поток
1
13.02



5
Явление электромагнитной индукции.
1
16.02



6
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».
1
20.02



7
Направление индукционного тока. Правило Ленца
1
27.02



8
Явление самоиндукции
1
2.03



9
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор
1
6.03



10
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Проверочная работа №4: «Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле и волны» (тест)
1
9.03



11
Р.Н.О. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний Принцип радиосвязи и телевидения
1
13.03



12
Контрольная работа №4: « Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитное поле и волны»
1
16.03



13
Электромагнитная природа света
1
20.03



14
Преломление света. Дисперсия света. Цвета тел
1
23.03



15
Типы оптических спектров.
Лабораторная работа №3: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»
1
3.04



16
Поглощение и испускание света атомами. Самостоятельная работа: «Электромагнитная природа света. Спектр»
1
6.04


Глава 4. Строение атома и атомного ядра.
15
10.04-25.05



1
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыты Резерфорда.
1
10.04



2
Радиоактивные превращения атомных ядер. Самостоятельная работа «Модель атома».
1
13.04



3
Открытие протона и нейтрона
1
17.04



4
Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс
1
20.04



5
Деление ядер урана. Цепная реакция.
1
24.04



6
Ядерный реактор. Лабораторная работа № 4: «Изучение деление ядра атома урана по фотографии трэков».
1
27.04



7
Проверочная работа №5: «Строение атома и атомного ядра» Термоядерная реакция.
1
4.05



8
Р.Н.О. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Античастицы.
1
11.05



9
Обобщение по теме «Ядерная физика».
1
15.05



10
Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
1
18.05



11
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.
1
22.05



12
Р.Н.О.
1
25.05



13
Резерв
1
-



14
Резерв
1
-



15
Резерв
1
-


Описание материально техническое обеспечение образовательного процесса:
Авторская программа основного общего образования А. В. Пёрышкина «Физика»7-9 классы, 2014 – [http://drofa.ru/books/vertical/progr_fiz7-9_perysh_purysh_gurev.pdf]
Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Наука,2014 г.
Меледин Г.В. Физика в задачах, Наука, 2014 г.
Перельман Я. И. Занимательная физика – 1. Наука.: Москва, 1989 г.
Перышкин А.В., Гутник Е.М..Физика.9 кл.:Учеб.для общеобразоват.учреждений/ 9-е изд.,стереотип.- М.:Дрофа,2014.
Рымкевич А.П.Сборник вопросов и задач для 7-9 классов средней школы. 13-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
Проекты документов, регламентирующих Ким Гиа -9 по предмету.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронные учебники по физике.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - видеоопыты на уроках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -библиотека – всё по предмету «Физика».









13PAGE 15





13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415