Текст выступления на конкурсе Учитель года


Презентация не прибаутка. Рассказать её не шутка.
Надо так за дело взяться, всё глаголить, бахвалятся
Мне хвалиться неудобно, да и дело не в хвальбе.
Просто случай подвернулся рассказать вам о себе.
О себе сказать не просто, да, родился я в Тавре
Здесь же школу я закончил, призван в армию в ноябре.
Отслужив как все два года, в институт я поступил
Спортом же не расставался, самбо здесь я полюбил.
5 лет я старался, 5лет тренировался
У Рыскина Петра Герасимовича, и
Самсонова Геннадия Афанасиевича
Кроме самбо гири, лыжи, волейбол, туризм есть.
Да и многое другое, всё за раз не перечесть.
И студентом я женился на красавице Гульшат Сыновей мы воспитали, наших славных двух ребят.
В стихах короткая биография, чтоб перед вами мне предстать.
А теперь вот о работе должен я вам рассказать.
В 1991 году после учёбы начал работать в родном селе инженером. Тогда и в мыслях не было, что я буду тренером. Просто по вечерам после работы по своей инициативе начал обучать детей приемам самозащиты, и это так заворожило.
Самое большое наследство, которое можно оставить детям- это умение рассчитывать на себя в этой жизни, это-умение ставить цели и добиваться ее, это- умение трудиться с радостью, быть неравнодушными, это-умение чувствовать прекрасное, вот уже на протяжении нескольких лет я работаю по теме: «Система деятельности тренера по воспитанию культуры здорового образа жизни и духовно-нравственных качеств личности».
Да, как тренер я помогаю детям приобрести правильные привычки здорового образа жизни, которые позволят ему быть в прекрасной физической форме, не болеть душой и телом. Все это поможет ему полнее раскрыться в этой жизни!
Своими главными задачами в работе с детьми я считаю:
1. Привлечь побольше детей, помочь ребятам, особенно слабым, больным и робким научиться рассчитывать на себя, поверить в себя, раскрыть себя в чем-либо, чтобы ни один ребенок не остался незамеченным, повысить у них самооценку.
2. Научить ребят правильным движениям в борьбе, а уже через них научить приемам и другим премудростям борьбы (т.е. через физическое, нравственное и духовное здоровье – в спорт).
3.На каждой тренировке «заметить» каждого ребенка (что-либо спросить, показать, одобрить, похвалить, поддержать). 4.Развить у детей интерес к занятиям (в первую очередь в школе) – основу всех действий ребенка через овладение знаниями, умениями, через приобретение силы, уверенности в себе, через достижение ребятами чувства радости и победы от преодоления себя!
5. Развить у детей потребность в физических движениях, в здоровой гигиене тела и духа, научить их не болеть, выработать правильную осанку, основу физического здоровья, развить потребность трудиться, потребность в доброте, силе, здоровье, дисциплине, ответственности.
Дать каждому ребенку пережить ни с чем несравнимое чувство быть сильным и здоровым. Испытать радость победы, победы на собой, над соперником. Все это помогает освободиться от страха, робости, неуверенности, застенчивости и других комплексов. Дети обязательно разовьют свои способности, что значительно поможет им в жизни, учебе, а в дальнейшем – состояться как личность. Благодаря совместной работе детским врачом ОВП и психологом школы решаются данные проблемы.
6. Школа самбо – это маленькая модель жизни, и от того, что добьется ребенок в школе, зависит, что он добьется во взрослой жизни. Как сказано выше, тренер для ребенка не просто человек, а еще и кумир силы, мужества, знаний, ему ребенок склонен верить и брать с него пример во всем.
Поэтому я и сам участвую на различных соревнованиях.
Для достижения поставленных задач использую разнообразные формы работы. Ежегодно совместно с родителями и учащимися организую велопробеги, походы, сплав по р.Уфа, выпуск стенгазет, вечера отдыха и др. Данные формы способствуют решению задач по сплочению коллектива и воспитанию чувства коллективизма.
На тренировках уделяю времени беседам, разговорам, рассказам о доброте и зле, о силе и мужестве, о терпимости, дисциплине и дружбе, об уважении к старшим, об ответственности и др.Нужны разговоры о пользе, выгоде для ребенка хорошего настроения, дружбы, о здоровья, учебы и о том, как этого добиться. Все это и есть «семена» хороших привычек в души ребят (очень важно их посеять как можно раньше), которые со временем прорастут в нравственную, моральную и физическую основу личности ребенка, и помогут ему вырасти в человека.
Необходимо проводить и работу с родителями. Ребёнок изначально хочет нравиться родителям, чтобы родители им гордились. Всё что делают для него родители, он воспринимает как позитивное, нужное, обьязательное. Провожу родительские собрания, консультации, беседы. Стараюсь привлекать родителей к различным мероприятиям.
На тренировках провожу разные формы занятий
- индивидуальные
-групповые
-индивидуально-групповые.
Стараюсь применять разные методы на занятиях
Концентрическая система-изучение с возвращение изученного на разных этапах обучения.
Дифференцированного обучения- меняя напарника с учётом его мастерства.
Игровые – тесное взаимодействие с друзьями, дух соперничества и т.д.
Мультимедиа –просмотр прошедших соревнований, их анализ и самооценка.
Соревновательные - повышение уровня подготовленности. Стимулирование максимального проявления двигательных способностей и т. д.
Традиционным стал открытый районный турнир по самбо посвящённого памяти заслуженного агронома России, бывшего директора хозяйства Егоршина С.К., где участвуют команды не только нашего района (Чувашкова, Крылова, М.Ключики) но и соседних районов. Это команды из Ачита, Потама, Артей, Манчажа. Последние два года к нам начали ездить и Первоуральцы.
Участвуя на соревнованиях различного уровня, ребята выполняют и спортивные разряды. Очень полезным оказались и дельные советы Заслуженного тренера России Мельцова Ю.В.
Ребята показывают неплохие результаты не только на районных соревнованиях, но и на областных и всероссийских турнирах.
В моём представлении – тренер – это как учебная книга, которая раскрывая свои страницы, даёт знания своим читателям. Так и тренер, который начиная с азов и постепенно переходя от изучения одного приёма к другому, но более сложному в техническом исполнении, а в последствии и к комбинациям приёмов, обучает своих учеников. За 21 год своей тренерской работы я выпустил около 200 выпускников. Приобретенные знания, умения и навыки на занятиях по самбо помогают социализации личности в обществе, так около 50% выпускников несут службу и служили в элитных подразделениях Российской армии (десантных войсках, морской пехоте, спецназ МВД),6 воспитанников несли службу в районах боевых действий, Митькин Александр, Николаев Сергей и Сафин Ильшат. награждены правительственными наградами, 8 воспитанников выбрали профессию сотрудников МВД, 2 выпускника профессию - учителя физической культуры, тренера-преподавателя. За последние 2 года по результатам региональных и всероссийских соревнований 2 воспитанницы зачислены в школу Олимпийского резерва г.Екатеринбурга.
Трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей, одержавших спортивную победу, и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужен детям, что они нуждаются в тебе. Ради таких мгновений и стоит жить.
Часто анализирую, всё ли удалось, всего ли достиг в жизни, о чём мечтал. Я муж, я отец двоих сыновей. Но для меня всегда в жизни большую роль играет моя профессия – педагог. Ни в какой другой профессии я себя представить не могу. «Тренировка окончена», - говорю я ребятам, но каждый раз верю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.