ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ, ПРОВОДИМОЕ ПРАКТИЧЕСКИМ ПСХОЛОГОМ ДРОФИНСКОЙ ОШ I-III СТУПЕНЕЙ В ЛАГЕРЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ВАСИЛЕК» 2012/2013 учебный год


Тренинговое занятие
«Сопротивление давлению социального окружения.
Как сказать «Нет» и не потерять друзей»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Оборудование занятия: компьютерная презентация, мяч, карточки с описанием ситуаций, флип-чарт, маркеры, силуэт мальчика (из бумаги) на ватмане, «Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.Ход занятия:
1. Орг. момент.
Участники садятся на стулья по кругу.
2. Приветствие (СЛАЙД – 1)
Участников в форме презентации: «Ты Маша – весёлая, а я Виктор – добрый.
3. Сообщение темы, цели занятия. (СЛАЙД – 2)
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
- Как вы это понимаете?
В жизни каждого человека возникают трудные ситуации, когда необходимо сказать «нет», и овладение этим навыком имеет большое значение, так как сложно бывает сказать другому, особенно если другой человек настойчив. Трудно также и определиться: отказывать или соглашаться.
Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
4. Вводная часть. Игры-активаторы «Граф Монте-Кристо», «Разожми кулак».
Упражнение «Граф Монте-Кристо» (СЛАЙД – 3)
Один из участников (по желанию или случайным образом) назначается «графом Монте-Кристо». Сейчас мы все встанем в круг и возьмемся за руки. Этот круг - тюрьма на острове Иф. «Граф Монте-Кристо» встанет внутрь круга. Его задача - сбежать из тюрьмы. Он может использовать любые приемы (убеждение, хитрость, физическая сила). Но нельзя оскорблять игроков в круге и причинять им вред. Когда «граф» вырывается на свободу, он сам встает в круг, а на его место внутри круга мы выберем нового «графа».
Упражнение «Разожми кулак» (СЛАЙД – 4)
- Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак любыми способами, но без применения физической силы.
- Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет и почему.
5. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания участников из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Психологи называют такое явление групповым давлением. (СЛАЙД – 5)
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (СЛАЙД –6 ): (после каждого вида дети должны привести пример)[1]
а) Лесть, похвала;б) Шантаж, подкуп;в) Уговоры, обман;г) Угроза, запугивание;Проводится обсуждение этих видов группового давления.
Мы рассмотрели основные виды давления, и вы поняли, что с таким явлением нам часто приходится сталкиваться в жизни. Поэтому вы должны хорошо разбираться в людях, а также очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать разными способами группового давления.
6. Отработка навыков распознавания способов группового давления.
Давайте сейчас потренируемся в определении различных способов группового давления. Я предлагаю рассмотреть предложенные ситуации (СЛАЙД – 7), и определить какие виды группового давления использовались.
Ситуации:
1. После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет, вообще, свой парень и предлагают отметить окончание игры и успешно забитые Колей голы тем, что пойдут и выпьют пива.
2. Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен их принести из дома).
Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы участников).
Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:
(СЛАЙД –8 ):
- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;
- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.
Конечно, в жизни ситуации бывают разные. Есть ситуации, в которых под давлением можно и согласиться, это те которые не приведут к отрицательным негативным последствиям. Ребята, но очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
- Приведите примеры таких ситуаций.
- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Во-первых, нужно воспитывать в себе качества уверенного человека.
Во-вторых, необходимо владеть навыками отказа.
7. Дискуссия «Какие черты личности помогают противостоять групповому
давлению» (Работа с плакатом)
А как вы думаете, какие качества человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? (Уверенность в себе, знания, умение постоять за себя, устремленность, не бояться быть не таким как все, сила воли, высокая самооценка, стойкость, убежденность и т.д)
23431522225






Пояснение для ведущего
Ребята высказывают свое мнение. В конце ведущему необходимо подвести дискуссию к следующему выводу:
• уверенный в себе человек способен не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с ними. (СЛАЙД – 9)
8. Знакомство с приемами, алгоритмом и видами отказа.
Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Сказать «да» - может означать сделать хуже себе. Сказать «нет» - чувствовать себя виноватым, быть высмеянным и потерять друзей. Так как же сказать «нет» не потеряв друзей?
Давайте познакомимся с приемами отказа (СЛАЙД – 10)
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...
5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Для этого существует множество алгоритмов.
Алгоритм (СЛАЙД – 11)
Отказ (Говорите «Нет, спасибо», «Нет, нет, нет», «Нет, я ухожу», «Нет, не могу», «Нет, мне не нужны деньги») + аргумент («Нет, спасибо, от вина (наркотиков) люди перестают соображать и совершают глупые поступки», «Нет, сейчас это не модно», «Нет, спасибо мне сейчас нужно идти на тренировку», «Нет, спасибо, от вина у меня болит голова» и т.д.)
+ встречное предложение («Нет, спасибо, сейчас это не модно, давай лучше поиграем в футбол», «Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм» и т.д.)

Примеры отказа (СЛАЙД – 12)
1.Отказ-соглашение: «…спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».
2. Отказ-обещание: «Пойдём завтра в кино», - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике»
3. Отказ-альтернатива: «Пойдём завтра в спортзал», - «Давай лучше погуляем по посёлку»
4. Отказ-отрицание: «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды»
5. Отказ-конфликт: «Ещё чего! Сам топай!»
9. Отработка навыков отказа от нежелательного действия.
А сейчас, давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому давлению.
Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». (СЛАЙД – 13)
Я буду бросать вам мяч, и поймавшему делать нежелательное предложение (например: отправиться в тундру, погулять). Вам необходимо выразить отказ по-разному.
Анализ. Все молодцы, творчески подошли к рассмотрению непростых ситуаций.
Как вы чувствовали себя в момент, когда я на вас оказывала давление?
Как вы ощущали себя в момент отказа от моих предложений?
Проще ли вам было говорить “нет”, зная алгоритм выхода из ситуации?
Почему важно уметь отказывать в ситуации давления со стороны группы людей? Какое это имеет значение для человека?
Появился ли у вас опыт в разрешении каких-либо ситуаций, когда коллектив друзей может оказывать на вас давление?
10. Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
Большое всем спасибо! Вы очень здорово поработали и, мне кажется, с большой пользой. Надеюсь, вам тоже понравилось.
Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Чему научились?
Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями:
жёлтый – занятие понравилось;
оранжевый – кое-чему научился;
зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия;
синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет»,
белая – занятие пустое, никому не нужное»
Сегодня мы с вами учились говорить «нет».
Делая выбор, всегда помните, что вы имеете: (СЛАЙД – 14)
Право делать то, что для тебя лучше.
Право самому выбирать.
Право переменить решение.
Вам решать, какой сделаете выбор вы, но неправильный выбор может стоить вам жизни. (СЛАЙД – 14)
«Нет»- это меч твой надёжный и щит,
От бедствий, страданий тебя защитит.
Стремись стать свободным,
Уверенным будь,
И жизнь осветит тебе правильный путь!