Конспект урока по русскому языку на тему Название признаков, выделение слов, обозначающих признаки. (4 класс коррекционная школа VIII вида)

Тема. Название признаков предмета. Выделение слов, обозначающих признаки предметов по вопросам. Рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям  обводка).

Цель. Расширять представление о словах, обозначающих признаки предметов.
Задачи.
Образовательные:
Расширять запас слов, обозначающих признаки предметов, воспринимаемые разными органами чувств: цвет, величина, форма, вкус.
Формировать умение изменять форму слова, обозначающего признак предмета, в зависимости от вопроса.
Продолжить работу над развитием умения выделять в предложении слова-признаки.
Коррекционные:
Развивать умение наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов, задавать вопросы к словам – признакам.
Корригировать и развивать устную и письменную речь, логическое мышление на основе упражнений в классификации.
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к обучению, точность и аккуратность при выполнении заданий.
Оборудование. Картинки.
Ход урока.

1 уровень (дети с УУО)
2 уровень (дети с ГУО)

Организационный момент.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Найдите 10 букв е
Задачи. Развивать мелкую моторику. Подготавливать руку к письму.

1.Нанизывание бусин на проволоку.

Сообщение темы и целей урока.
Каллиграфическая пауза.
Ее
ви ле зор те (Составьте слово)
Словарь: телевизор
В квартире стоит цветной т.л.визор.
Подчеркните слова – предмет. На какой вопрос отвечает?
Подчеркните слова – действие. На какой вопрос отвечает?
- Поставьте вопрос к слову цветной.
- Как подчёркиваем слова – признаки? Подчеркните.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со словами, обозначающими признаки предметов.
Задачи. Учить собирать разрезные картинки (не более 4-х) с опорой на образец.

2. Работа с разрезными картинками.

Работа по теме.
Введение в тему - с. 128.
У каждого предмета есть свои признаки. В речи мы называем признаки, чтобы лучше представить предмет. Если я произнесу : котёнок маленький, пушистый. Чёрный, игривый, то вы сразу же представите такого котёнка. А ещё названия признаков помогают нам выражать свои чувства: мама родная. Любимая; нарисовать словесно картину: день сегодня морозный, ветреный; охарактеризовать другого человека: человек весёлый, жизнерадостный... Вот какие удивительные слова живут в нашем языке.
- Теперь вы потренируетесь при помощи словесного описания угадать о каком зверьке идёт речь.
Упр. 28 (картинки: заяц, лиса, белка, кот) – для первого описания.
1. Это зверёк. У него ушки, шёрстка, хвостик.
- Можно по данному описанию догадаться, о каком зверьке идёт речь?
2. Это лесной зверёк. У него длинные ушки, коротенький хвостик, пушистая шёрстка.
- Какое животное лишнее после 1 предложения? Кот.
- Какое животное осталось после всего описания? Заяц.
Запишите 2 описание , подчеркните слова – признаки. Поставьте вопросы к словам: лесной, длинныё, коротенький, длинная.
Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?
Чтение правила на стр. 131 Вывод.

Физминутка.

Предметы из сказок (ключик, рыбка, яйцо). КАРТОЧКИ
Ключик (какой?) золотой
Рыбка (какая?) золотая (признак по материалу)
Яйцо (какое?) золотое
Предметы (какие?) золотые

Мёд (какой?) сладкий
Сахар (какой?) сладкий (признак по вкусу)
Варенье (какое?) сладкое
Предметы (какие?) сладкие


Домашнее задание. Стр. 130, упр. 31
Задачи. Формировать умение рисовать геометрические фигуры по клеткам, по ориентировочным точкам, по тонким линиям. Воспитывать сознательное отношение к обучению.

3.Работа в тетрадях и с индивидуальными прописями


Задачи. Закреплять умения обводить, закрашивать и штриховать предметы на основе геометрических форм (Круг –яблоко, помидор, мяч)

4. Работа в тетрадях.

Подведение итогов. Выставление оценок.
- На какие вопросы отвечают признаки предметов?
Легкий, круглый,
Но не мяч
И не прыгает он вскачь.
На веревочке висит,
Зазеваюсь - улетит.
(Воздушный шарик)

Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Острые зубки,
Черненькие глазки,
Длинные хвосты. (Мыши)

Я блестящая такая
И, конечно, легковая,
По дороге мчусь стрелой -
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня? ...(Машина)

Индивидуальные прописи.


КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКИЕ?
КАКОЕ?





Ключик (какой?)....................................
Рыбка (какая?)..........................................
Яйцо (какое?) ......................................
Предметы (какие?) .................................
(золотой, золотая, золотое, золотые)
Мёд (какой?) ..................................................
Сахар (какой?) ................................................
Варенье (какое?) ............................................
Предметы (какие?) .........................................
(сладкий, сладкий, сладкое, сладкие)
Ключик (какой?)....................................
Рыбка (какая?)..........................................
Яйцо (какое?) ......................................
Предметы (какие?) .................................
(золотой, золотая, золотое, золотые)
Мёд (какой?) ..................................................
Сахар (какой?) ................................................
Варенье (какое?) ............................................
Предметы (какие?) .........................................
(сладкий, сладкий, сладкое, сладкие)

Ключик (какой?)....................................
Рыбка (какая?)..........................................
Яйцо (какое?) ......................................
Предметы (какие?) .................................
(золотой, золотая, золотое, золотые)
Мёд (какой?) ..................................................
Сахар (какой?) ................................................
Варенье (какое?) ............................................
Предметы (какие?) .........................................
(сладкий, сладкий, сладкое, сладкие)
Ключик (какой?)....................................
Рыбка (какая?)..........................................
Яйцо (какое?) ......................................
Предметы (какие?) .................................
(золотой, золотая, золотое, золотые)
Мёд (какой?) ..................................................
Сахар (какой?) ................................................
Варенье (какое?) ............................................
Предметы (какие?) .........................................
(сладкий, сладкий, сладкое, сладкие)



















































































































ТЕ
ЛЕ
ВИ
ЗОР