Межпредметные связи как одно из условий повышения качества урока обслуживающего труда


Межпредметные связи как одно из условий повышения качества урока обслуживающего труда
Для более глубокого усвоения учащимися материала по предмету обслуживающего труда учитель должен шире использовать межпредметные связи. Главным образом это опора на уже имеющиеся знания по основам наук. Трудовое обучение таит в себе богатейшие возможности для установления межпредметных связей, в частности, с литературой.
Литература помогает на уроках разнообразить формы роботы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке. Примеры из литературы не носят морализаторский характер, а наоборот, включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении с основным материалом. Под литературой имеются в виду художественные произведения, поэзия, пословицы, поговорки, литературные воспоминания и высказывания, летописи, сказки, легенды, крылатые слова.
В методической литературе по межпредметным связям роль литературы не раскрыта широко и не уделяется ей должное внимание. Хотя литература может оказывать большую помощь учителю в образовании и воспитании учащихся на уроках обслуживающего труда.
Тема "Основы приготовления пищи" предусматривает не только технологию приготовления блюд. Цель этих уроков гораздо шире и глубже. Это, можно сказать, уроки искусства общения: во время приготовления пищи, приема пищи, умения вести себя за столом и принимать гостей, сервировать стол и т. д.
Очень важно с первого урока прививать культуру. Чтобы достичь поставленных целей, эти уроки должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными игрой, психологическими экспериментами, ситуациями, упражнениями. Уроки должны быть рассчитаны не на прямое морализаторское воздействие, а живое и непосредственное включение детей в мир этических отношений.
На уроках должны присутствовать примеры из жизни, кино, литературы. Говоря о культуре поведения за столом, во время приема пищи, даю понятие об этикете. Этикет - это форма общения людей. Чтобы показать эволюцию этикета со времен Петра Великого, читаю первое издание 1717 года "Юности честное зеркало, или показания к житейскому обхождению". Там были, к примеру, такие направления:
"Над ествою не чавкай как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже". "Не жри, как свинья, и не дуй в ушное, что б везде брызгало, не сопи, когда ешь". "Ногами везде не мотай, когда тебе пить не утирай губ рукою, но полотенцем... Не облизывай перстов, не грызи когтей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою". "Около своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочее...".
Предлагаю детям подумать, есть ли у них отголоски не всегда правильного поведения за столом.
Хорошие манеры - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку. Главная цель обучения заключается в том, чтобы ребенок не только знал как нужно вести себя в обществе, но и умел использовать это в своей жизни. Понятие "хорошие манеры" связано с воспитанием у детей таких достоинств как чувство такта, деликатности, душевной чуткости и безыскусственности. На протяжении года в разделе "Основы приготовления пищи" обучая приготовлению блюд, формирую элементарные умения и навыки хозяйствования, уметь вести себя в обществе так, чтобы было хорошо, удобно, приятно окружающим.
С ученицами 5-6 классов вспоминаем рассказ В.Осеевой "Волшебное слово", Г. Остера стихи "Вредные советы", где дети сами говорят почему в жизни помогают "волшебные слова" и делаем вывод, что ничего в жизни не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Начиная тему " Основы приготовления пищи " в пятом классе, рассказываю легенду о лекаре Эскулапе, которая гласит, что легендарный лекарь Эскулап, восседая на троне, держал в левой руке жезл, перевитый змеей, олицетворявшей мудрость. Рядом, опершись ему на плечо, стоит Гиджея (гигиена) и Кулина (кулинария). Это легенда помогает раскрыть цели и задачи этой темы. Объясняю, что на уроках кулинарии цель "не приготовить поесть", а гораздо больше: правильно технологически приготовить блюдо, и так, чтобы оно принесло пользу человеку, красиво подать это блюдо, соблюдать чистоту и порядок. И все это является шагом к здоровью человека. "Красиво, чисто, вкусный вид вот что рождает аппетит".
На протяжении всех лет на уроках этой тема отвожу время поговорить о хлебе, подчеркиваю, что это один из самых удивительных продуктов природы человеческого труда. О хлебе можно и нужно много говорить. Несмотря на то, что у нас сейчас избыток хлебобулочных изделий, хлеб всегда был и остается мерилом человеческого благосостояния. Рождения хлеба это всегда чудо, это о нем говорит поэт Б.Окуджава:
Вы видели, считок приоткрывая,
В задумчивой и душной глубине
Прищуренные глазки каравая,
Когда он сам с собой наедине?
Когда проснуться не хватает мочи,
Когда румяный бок, как край зари...
О чем он думает? О чем бормочет,
Ленивые глотая пузыри?
А в нем живут сгоревшие поленья,
Старанья мастериц и мастеров.
Он, как последнее стихотворенье,
И добр, и откровенен, и суров.
И задыхается на белом блюде
От радости рожденья своего...
И кланяются караваю люди,
И ломтики уносят от него.
Стихотворение пронизано глубоким уважением к самому хлебу, и людям, причастным к его рождению.
В каждом ломте хлеба - труд миллионов людей: трактористов, агрономов, комбайнеров и мелиораторов, металлургов и машиностроителей, селекционеров и генетиков, микробиологов и биохимиков, хранителей зерна и мукомолов, дрожжевиков и пекарей, водителей хлебных фургонов и продавцов булочных - людей многих профессий.
В шестом классе при объяснении питательной ценности овощей можно предложить стихотворение С. Маршака "Песнь сеньора помидора".
Я холеный помидор
С кожицей атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно.
Предложить ученицам самим ответить, почему опасно.
Чтобы уроки проходили в увлекательной форме и были эмоциональными, можно использовать загадки. Они активизируют внимание учащихся и пробуждают интерес к самостоятельным выводам.
Что копали из земли
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили.
(Картофель)
С перьями, а не птица,
В чешуе, а не рыба.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Не шит, не кроен,
а весь в рубцах.
Без счету одежек,
и все без застежек.
(Капуста)
А вот для того чтобы запомнить, как приготовить борщ предлагаю стих-считалочку. Ведь не даром некоторые научные трактаты прошлого изложены в стихотворной форме, чтобы лучше запоминались. Так уж устроен наш человеческий мозг.
Борщ по правилам готовь:
Вслед за свеклою - морковь,
Друг за другом строго в ряд
Лук, картофель и томат.
А потом капуста -
Чтобы было густо.
Перец, соль, лаврушка -
Вот и все, подружка
.
Поэт А. Струнин
В программе особое внимание уделяется национальной кухне. Интересным считаю стихотворение И.П. Котляревского, в котором показаны самобытность и разнообразие белоруской кухни.
Конца не видно переменам:
Свиная голова под хреном,
Кулеш, лемешка и лапша.
Тому - индюка с подливой лаком,
Другому - корж медовый с маком;
И путря тоже хороша...
Похлебка и уха для бедных
В пяти котлах кипели медных,
С борщом дымилось целых шесть;
Варились в четырех галушки,
Бараны жарились, индюшка,
А кур, гусей - не перечесть...
Сивухи ведра, дежки браги
Уже стояли на виду.
Тут ложки роздали ватаге
И в миски налили еду.. .
Вареники, оладьи, пышки
На блюдах высились горой.
Все наедались до одышки
Пшеничных калачей с икрой.
Там кушали паслен, клубнику,
Чеснок, рогоз, терн, ежевику,
Крутые яйца с сыровцом;
Была похлебка с потрохами,
К борщу - грудинка с бураками,
Затем с подливой каплуны,
На перемену лещевина,
За нею - с чесноком свинина,
Кисель, что кушают паны.
Несмотря на применение новых продуктов, научно-обоснованных рецептов и рациональной технологии приготовления пищи, национальный колорит блюд белоруской кухни сохранился. Современная белорусская кухня обращается к старинным бабушкиным рецептам.
В девятом классе, в этом разделе вопрос питания рассматривается глубже, цитируя слова Ришардона "Кулинария - это ключ к здоровью. Она является, с одной стороны, Искусством, а с другой - Наукой, включая в себя вопросы химии, физики и естественной истории". Девочкам объясняют смысл этой фразы.
В теме "Изделия из теста" интересно в виде примера зачитать описание торта в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари ": "...целое сооружение, вызвавшее бурный восторг собравшихся. Нижнюю его часть составлял сделанный из синего картона квадратный храм с портиками и колоннадой, вокруг храма в нишах, усеянных звездами из золотой бумаги, стояли гипсовые статуэтки; второй этаж составлял савойский пирог в виде башни, окруженный невысокими укреплениями из цукатов, миндаля, изюма и апельсиновых долек, а на самом верху громоздились скалы, виднелись озера из варенья, а на озерах - кораблики из ореховых скорлупок, среди зеленого лука качался крошечный амурчик на шоколадных качелях, столбы которых вместо шаров увенчались бутонами живых роз".
В разделе "Обработка текстильных материалов" есть тема "Текстильные волокна". Детям 5-6 классов не легко усвоить процесс производства тканей. Для облегчения усвоения материала, предлагаю вспомнить слова из "Сказка о царе Салтане":
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,
-Говорит одна девица,
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица,
-Говорит ее сестрица,
- То на весь бы мир одна
Наткала я полотна
".
И сказку "О золотой рыбке": "...старик ловил неводом рыбу, а баба пряла свою пряжу...".
Разбираем с детьми слова - пряла, ткала. А сказки и мультфильмы нам помогают в этом.
При изучении натуральных волокон растительного происхождения можно рассказать о производстве льняных тканей в Египте, которые были необыкновенно тонкими. 1 кг пряжи состоял из нити длиной 240 км (современная тончайшая нить ровно вдвое тоньше). Ткали ее мужчины в темных, сырых подвалах. Работали они на ощупь, сырость помогала сохранить эластичность нити.
А вот натуральные волокна животного происхождения. Эту тему можно раскрыть с учащимися вместе. Родина шелка - Китай. По преданию, шелк открыла китайская императрица Си Ли Ши, прогуливаясь по парку, на одном из деревьев заметила какие-то любопытные комочки из удивительно тонкой нити. Предложить ученицам рассказать какие сказки, легенды они знают о том, как производили шелк в Китае и как он был вывезен оттуда.
Дети рассказывают о златовласой китаяночке, которую преследовала злая мачеха, а добрые силы укрыли девушку в облаках и опустили ее на Японские острова в виде кокона, о невесте одного раджи, которая принесла кокон в своей прическе, о монахе, принесшем кокон в выдолбленном посохе. Тем самым активизирую детей при объяснении нового материала, они более ярко, образно представляют производство волокон, тканей.
Вязание - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства из самых старинных, оно существует более трех тысяч лет. О вязании рассказывает одна из легенд древней Греции. Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусству и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно. Но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И, с тех пор, паук-Арахна вечно ткет свою паутину. И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Король Франции Людовик XIV получил сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 году французский натуралист Бон де Сент Иллер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения из паутины.
В разделе "Основы домоводства" созданы условия для развития творческой личности, познания духовного богатства белорусского народа. Перед учителем обслуживающего труда стоит задача возрождения белорусских народных традиций и использования опыта многих поколений белорусского народа для формирования национального самосознания школьников, развития художественно-образного мышления, творческих способностей и эстетического вкуса.
Уроки обслуживающего труда должны не только закреплять и углублять знания, практические умения и навыки учеников, но и способствовать реализации индивидуальных творческих способностей.
Одно из главных мест среди народных ремесел занимает вышивка. Она является неотъемлемым элементом традиционно-бытовой культуры белорусского народа. При помощи вышивки простой кусок домотканого волокна превращался в произведение искусств. Вышивка - это поэзия на ткани.
Обращение к археологическим материалам дает возможность раскрыть смысловые значения белорусской вышивки, развитие древней символики. Белорусская вышивка один из древнейших видов прикладного искусства. О вышивке сложено и спето много песен.
Вышивкой в Белоруссии занимались почти исключительно женщины. Вшивкой украшали одежду, вещи бытового характера, рушники. Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия.
".. умеет шить и вышивать
и веселые песни напевать".
От седой старины до наших дней в радости и в горе рушник неотъемлемая часть нашего быта. Его можно сравнить с песней, вышитой нитками. Современная песня звучит так:
"І ў дорогу далеку
Ты мяне на зорцы праважала
І рушнік вышываны
На шчасця, на долю дала".
Уроки обслуживающего труда не обходятся без обсуждения моды -вчерашней, сегодняшней, будущей. Много соблазнов таит в себе мода, но она жестока и безжалостна. Роль учителя умело и целенаправленно воспитывать у учениц умение красиво и со вкусом одеваться, не следуя слепо моде.
Немецкий философ Р.Х. Латце сказал, что красивая одежда придает женщине больше решительности и уверенности в себе, чем сто нравоучений вместе взятых.
"Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь, и округлые руки с тонкой крошечной кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же не черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчуга.
Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла себе ее непременно в лиловом. Но теперь, увидав ее в черном, она почувствовала, что не понимала всей ее прелести... Теперь она поняла, что Анна не могла быть в лиловом и что ее прелесть состояла именно в том, она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней и черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе с тем веселая и оживленная".
А вот в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя дамы одевались так:
"В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи, были таких бледных, модных цветов, каким даже названия нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса). Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке, хотя над этим порядком трудилось много порядочная голова. Легкий головной убор держался только на одних ушах и, казалось, говорил: "Эй, улечу, жаль только, что не подыму с собой красавицу!". Талии были обтянуты и имели крепкие и приятные для глаз формы (нужно заметить, что вообще все дамы города N были несколько полны, но шнуровались так искусно и имели такое приятное обращение, что толщины никак нельзя было приметить). Все было у них продумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностью; шея, плечи были открыты именно на столько, на сколько нужно, и никак не дальше; каждая обнажала свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что она способна погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легенький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного известного под именем "поцелуя", эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья, маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем "скромностей". Эти "скромности" скрывали спереди и сзади то, что уже не могло нанести гибели человеку, а между тем заставляло подозревать, что там-то именно и была самая погибель. Длинные перчатки были надеты не вплоть до рукавов, но обдуманно оставляли обнаженными возбудительные части рук повыше локтя, которые у многих дышали завидной полнотою; у иных даже лопнули лайковые перчатки, побужденные надвинуться далее, - словом, кажется, как будто на всем было написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж! Только местами, вдруг высовывался какой-нибудь не виданный землею чепец или даже какое-то чуть не павлинье перо в противность всем модам по собственному вкусу".
Вступая в какие либо отношения с модой, мы оказываемся перед выбором, и делать его надо осознанно. Мы не фасончик себе выбираем, мы заявляем о своих пристрастиях, эстетическом своем идеале...
Так, известный французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение: "Мода - это способ выражения. Другими словами, мода - это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте".
Не следует забывать о том, что одним из основных условий красивой одежды является гармоничное сочетание покроя, материала, цвета, умения носить вещь, выразить себя в ней. На уроках конструирования одежды уместно вспомнить произведение Д.И. Фонвизина "Недоросль":
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе.
Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, а первый портной у кого же учился? Говори, скот.
Тришка. Да первый портной, может быть, шил хуже и моего.
Труд белошвейки (девушки, шьющей одежды для богатых) был изнурительно тяжелым. Все изысканные одежды в XIX веке шились вручную. Этим ремеслом занимались молодые девушки, обладающие хорошим зрением, физической выносливостью, но труд был очень тяжелым. Уместно вспомнить об этом в стихотворении П.А. Грабовського "Швачка":
Таким образом, прослеживаем эволюцию искусства кроя с XIX по XXI век. На смену простым Тришкам пришли компьютеры, с их расчетами, экономной раскладкой выкройки на ткани, подбором ткани к фасону и т.д.
На этих уроках читаю стихотворение Б. Окуджавы "Старый пиджак"
Я много лет пиджак ношу,
Уже потерся и не нов он.
И я зову к себе портного
И перешить пиджак прошу.
Я говорю ему шутя:
Перекроите все иначе,
Сулит мне новую удачу
Искусство кройки и шитья.
Осуществляя межпредметные связи, закрепляются знания учащихся, полученные на других предметах, повышается научность, доступность, осуществляется связь времен, доказывая, что прекрасное остается прекрасным на все времена, что наша жизнь неразрывно связана с жизнью прошлых поколений. Ничто в жизни не берется из неоткуда.
А связь с литературой делает нас духовно богаче, воспитывает в лучших традициях, показывает наши корни, кто мы есть, учит видеть мир во всей его совокупности.