Расширение лингвистического кругозора учащихся – приоритетное направление развития гимназии

Расширение лингвистического кругозора учащихся –
- приоритетное направление развития гимназии
Новосёлова В.Э.
учитель английского языка, руководитель кафедры иностранных языков
МАОУ «Гимназия №7»
Процессы глобализации общественной жизни (объединение многонациональной Европы, интеграция национальных образовательных систем в мировое культурно-образовательное пространство, возможность выхода в него выпускников гимназии, стремительное развитие сети Интернет) приводят к тому, что ИЯ становится средством для установления и развития межнациональной и межкультурной коммуникации. Предмет «иностранный язык» выходит на новый уровень значимости в сфере общего образования.
Существует множество рекомендаций о способах повышения эффективности качества обучения ИЯ. Но есть общеобразовательные учреждения повышенного уровня, и есть массовая школа. Цель данной работы – прояснить, в чём заключаются радикальные изменения в обучении ИЯ в неязыковом учебном заведении повышенного уровня, каким является наша гимназия. Основная задача – описать пути оптимизации языкового образования в гимназии с учётом потребностей и реальных учебных возможностей учащихся, а также оказывающих влияние на этот процесс внешних условий.
Под оптимизацией (от лат. Optimus – наилучший) языкового образования понимается системный подход, который позволяет всесторонне обосновать наилучший вариант обучения и развития гимназистов средствами ИЯ. Предполагается также обязательное устранение перегрузок учащихся и учителей учебной работой, обеспечение оптимального уровня трудности, темпа обучения, объёма внеклассной работы по предмету ИЯ.
Необходимо также обратить внимание: языковое образование и обучение ИЯ это принципиально разные явления со своими целями и содержанием. Обучить языку «для выживания» можно в кружках или с репетитором, а языковое образование можно получить только в образовательном учреждении, где ИЯ преподаётся как язык общения и культуры. И если работа ведётся в системе, а не списком отдельных разноплановых мероприятий.
Ученик – это продукт педагогической творческой деятельности учителя. В гимназии предмет ИЯ преподают девять учителей, из них семь получили высшее педагогическое образование в те годы, когда были иные требования, как к методике преподавания, так и к психолого-педагогической подготовке. Проблему совершенствования базового образования педагогов решаем через систему повышения квалификации и переподготовки учителей. В будущем надеемся на помощь каскадно-цикличной модели развития работников отрасли «Образование», т.к. творческий потенциал педагогов позволяет заниматься проектной деятельностью, использовать метод «Веб-квест», есть большой опыт работы с аутентичными видеоматериалами – документальными и художественными фильмами на английском языке. Учителя кафедры максимально используют возможности мобильного компьютерного класса – возможны подключения к информационным ресурсам сети Интернет одновременно на восьми компьютерах ежедневно на уроках ИЯ. Участвуют в НП «Телешкола» в качестве сетевых преподавателей в Интернет-обучении на профильном уровне.
Учебная деятельность по предмету осуществляется по УМК «Enjoy English». Биболетовой М.З. Лингвистическое направление гимназии усиливается трёхуровневыми курсами «Excellent», «In Touch» издательства Longman с рабочей тетрадью – они дают возможность повторять пройденный материал, содержат дополнительные тексты для развития навыков чтения, материалы по культуре разных стран. Книги серии Science, Humanities, The World Today развивают межпредметные связи, рассматривают современные темы с привлечением Интернет-сайтов. Учебники серии «Round-Up» помогают совершенствовать грамматические навыки. Курс «New Opportunities» учитывает требования российских образовательных стандартов по подготовке к ЕГЭ и используется в профильных классах. Пакеты тестов Longman обеспечивают всестороннюю проверку уровня пройденного материала. В нескольких кабинетах ИЯ установлены CD-ROMы с полным содержанием словарей Exam Dictionary, Longman Language Activator, ABBYY Lingvo 12, есть обзор международных экзаменов, банк заданий в интерактивном режиме, электронные грамматические справочники.
Лингвистическое направление усилено рядом элективных курсов: «Английский в пословицах, поговорках, стихах», «В Британии принято так», «Английский язык с Вики – социальный сервис Вики в изучении английского языка» «Жизнь подростков в англоязычных странах», «Английский для карьеры», «Немецкий как второй иностранный язык», «Личность. Карьера. Успех». Спецкурс «Читаем. Думаем. Творим» реализуется в 5-11 классах. Цель его – развитие когнитивно-коммуникативной компетенции чтения художественных аутентичных текстов.
Формы внеклассной работы в гимназии включают деятельность Европейского клуба – площадки для межкультурных коммуникаций, организации полезного досуга людей, увлечённых английским языком. Проект «Европейский клуб» работает по нескольким направлениям: международные проекты (Интернет-общение, знакомство с культурой других стран), европейская гостиная «Синий кит» (место встречи с интересными людьми из разных стран мира, дискуссии о проблемах современности, музыкальные вечера), лига дебатов ( развивает умение формулировать и отстаивать собственную позицию).
Драматизация в школе 2-й ступени - могучее орудие в деле усвоения знаний. Одно из направлений деятельности театральной студии «Звездошлёпы» - постановка спектаклей на немецком языке. В 2009 году театральный коллектив принимал участие в фестивале самодеятельных театров в г. Сыктывкаре, гимназисты с успехом показали спектакль «Свинопас» на немецком языке, посмотреть который собралась вся немецкая община города. Аплодисменты, восторженные отзывы зрителей и масса интересных впечатлений были итогом поездки театральной студии.
В гимназии реализуется проект по воспитательной работе - «Драматизация на английском языке» в 5-6 классе, возраст детей 11-12 лет, они изучают английский язык со 2 класса. Проект помогает формировать у учащихся инициативность, самостоятельность. Задачей ставится не только результат работы (спектакль), но процесс подготовительной работы, работа ведётся со всем коллективом класса, без выделения наиболее одарённых школьников. Спектакль показывается сверстникам-школьникам и ближайшим к школьникам лицам в стенах самой школы. Поставлены два спектакля – «Белоснежка» и «Золушка».
Творческая деятельность учащихся включает проведение рождественской недели, в рамках которой учащиеся школы подготовят и проводят следующие мероприятия: рождественские песнопения в школе (2-11 классы) и участие в городском конкурсе «Серебряные колокольчики», проведение презентации «Christmas ABC» для малышей (5-6 лет), украшение холла новогодними открытками-пожеланиями «I Wish You» (2-11 классы).
Научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время рассматривается нами способ раскрытия творческого потенциала личности ученика по английскому языку. Под руководством учителей кафедры гимназисты принимают участие в конкурсах учебно-исследовательских работ учащихся. В 2010 году у нас было два призёра конкурса творческих исследовательских проектов в рамках краевой НПК «Образовательные проекты нового века». Российский заочный конкурс "Познание и творчество" - один из самых популярных у наших гимназистов, званием лауреатов конкурса гордятся десять наших учеников, более 30 получили свидетельства участников. В 2010 году первые приняли участие в интеллектуальном конкурсе по английскому языку «Чеширский кот», где учащиеся показали хорошие знания, некоторые попали в первую десятку мест в регионе. Результаты ЕГЭ по английскому языку стабильно выше среднего балла в г. Перми (2010 год средний балл 78,6). Учащиеся прошлых лет со стабильными результатами 91-98 баллов поступали в лучшие вузы России и нашего города.
Наши учителя ИЯ видят свою задачу – научить английскому языку так, что дальше на своем пути саморазвития, самообразования и самосовершенствования ученик мог использовать знания языка для расширения кругозора и приобретения необходимых сведений в любой области знания.
15