Литературной композиции «Поэзия Серебряного века»



С Ц Е НА Р И ЙЛитературной композиции «Поэзия Серебряного века»Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного века». Поэзии первых двух десятилетий прошлого века, вместивших в себя три революции и гражданскую войну.Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что число их можно было сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба. Сегодня мы с вами побываем в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века, основали который поэтическая семья: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.Звучит музыка, на сцену выходят поэты и поэтессы. Здороваются друг с другом, кто-то садится, кто-то встаёт рядом, образуют группки, общаются .По мере действия идёт небольшое перемещение по сцене, так как читающие иногда выходят на авансцену или выходят вообще . Выходит З.Гиппиус и здороваясь с каждым, как бы представляет его зрителю.З.Гиппиус: Добрый вечер, господа! Я рада видеть всех вас у себя. Какое созвездие в национальной стихийной галактике: Анечка Ахматова и Николай Гумилёв, О! Наша молодёжь, рекомендую: Марина Цветаева. Волошин вы тоже здесь – очень рада. Здравствуйте, король поэтов - Игорь Северянин. А давайте послушаем Осипа Мандельштама!Мандельштам: Смутно дышашими листьямиЧёрный ветер шелеститИ трепещущая ласточкаВ чёрном небе круг чертит.Тихо спорят в сердце ласковомУмирающем моём.Наступающие сумеркиС догорающим лучомИ над лесом вечереющимСтала медная луна,Отчего так мало музыкиИ такая тишина?Гиппиус: Музыка, где музыка?Звучит танго «Брызги шампанского» на сцене танцует пара.После танца на авансцену выходит с бокалом в руке И.Северянин.Северянин: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Удивительно вкусно, искристо, остро!Весь я в чём-то норвежском!Весь я в чём-то испанском!Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей!Вертопросвист экспрессов! Крыролёт буеров!Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!В группе девушек нервных,В остром обществе дамскомЯ трагедию жизни претворю в грезофарс.Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!Из Москвы в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!Маяковский (из зала): Какая пошлость! Томная сливочная тянучкаГиппиус: Не обращайте внимания на этого творца «Пощёчины общественного вкуса» лучше послушаем влюблённую парочку Гумилёва и Ахматову. Просим, просим! Прочтите нам своего «Жирафа».Гумилёв проходит к стулу Ахматой и читает, обращаясь к ней тихо и проникновенноГумилёв: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взглядИ руки особенно тонки, колени обняв.Послушай, далёко, далёко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.Ему грациозная стройность и нега дана,И шкуру его украшает волшебный узор,С которым равняться осмелится только луна,Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.Вдали он подобен цветным парусам корабля,И бег его плавен, как радостный птичий полёт.Я знаю, что много чудесного видит земля,Когда на закате он прячется в мраморный грот.Я знаю весёлые сказки таинственных странПро чёрную деву, про страсть молодого вождя,Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.И как я тебе расскажу про тропический сад,Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…Ты плачешь? Послушай…далёко на озере ЧадИзысканный бродит жираф.Ахматова: Было душно от жгучего света,А взгляды его - как лучи,Я только вздрогнула: этотМожет меня приручить.Наклонился – он что-то скажет.От лица отхлынула кровь.Пусть камнем надгробным ляжетНа жизни моей любовь.Не любишь, не хочешь смотреть?О, как ты красив, проклятый.И я не могу взлететь, А с детства была крылатой.Мне очи застит туман,Сливаются вещи и лица,И только красный тюльпан,Тюльпан у тебя в петлице.Исполняется романс на стихи Цветаевой «Мне нравится…»Катя: Слова и строки выстраиваются в ряд, и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которые сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты.Гиппиус: О чём вы пишите?Катя: О том, что происходит в вашем салоне.Гиппиус: А кто вы?Катя: Я представляю газету «Красный Октябрь», зовут меня – Катерина.Гиппиус: А что вы здесь делаете?Катя: Я слушаю прекрасные стихи и стараюсь, чтобы о них узнали миллионы моих читателей. Вот послушайте:Я – изысканность русской медлительной речи,Предо мною другие поэты – предтечи.Я впервые открыл в этой речи уклоны,Перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом,Я – играющий гром,Я – прозрачный ручей,Я – для всех и ничей…Вечно юный, как сон,Сильный тем, что влюблёнИ в себя, и в других,Я – изысканный стих.Гиппиус: О! Вы прочли стихи Кости Бальмонта – этого Паганини стиха, приятно, что вы о нём знаете.Катя: Я знаю многих и сегодня хочу представить вам скромного, но очень талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина, попросим почитать его свои стихи.Есенин: Гей ты, Русь моя родная,Хаты – в ризах образа.Не видать конца и края –Только синь сосёт глаза.Потонула деревня в ухабинах,Заслонили избёнки лесаТолько видно на кочках и впадинахКак синеют кругом небеса.Никнут шёлковые травы,Пахнет смолистой сосной.Ой, вы, луга и дубравы, -Я одурманен весной.Я люблю над покосной стоянкоюСлушать вечером гуд комаров.А как грянут ребята тальянкою,Выйдут девки плясать у костров.Русский танецГиппиус: Гармония звуков только в музыке и поэзии.Цветаева: Согласна, особенно в его стихах.Цветаева: Имя твоё – птица в руке.Имя твоё – льдинка на языке.Одно-единственное движенье губ.Имя твоё - пять букв.Мячик, пойманный на лету.Серебряный леденец во рту.Имя твоё – ах, нельзя!Имя твое - поцелуй в глаза,В нежную стужу недвижных глаз.Имя твоё – поцелуй в снег.Ключевой, ледяной, голубой глоток.С именем твоим - сон глубок.Блок: Я знаю, Марина, о ком ты говоришь. Это же Блок, я прочту самое любимое мною его стихотворение (Выходит на авансцену)Ты как отзвук забытого гимнаВ моей чёрной и дикой судьбе.О, Кармен, мне печально и дивно,Что приснился мне сон о тебе.Вешний трепет, и лепет, и шелест,Непробудные, дикие сны,И твоя одичалая прелесть –Как гитара, как бубен весны!И проходишь ты в думах и грёзах,Как царица блаженных времён,С головой утопающей в розах,Погружённая в сказочный сон,Спишь, змеёю склубясь прихотливой,Спишь в дурмане и видишь во сне.Даль морскую и берег счастливыйИ мечту недоступную мне.Видишь дым? Беззакатный и жгучий,И любимый, родимый твой край,Синий-синий, певучий-певучий,Неподвижно-блаженный, как рай.В том краю тишина бездыханна,Только в куще сплетённых ветвейДивный голос твой, низкий и странный,Славит бурю цыганских страстей.Волошин: Это стихотворение напомнило о другом, тоже об Испании, которое написал Волошин, разрешите прочестьИз страны, где солнца светЛьётся с неба, жгуч и ярок,Я привёз тебе в подарокПару звонких кастаньет.И когда Париж огромныйВесь оденется в туман,В мутный вечер на диванЛягу я в мансарде тёмной.И напомнят мне онеИ волны морской извивы,И дрожащий луч на дне,И извилистый ствол оливы.Вечер в комнате пустой,Силуэт седой колдуньиИ красавицы плясуньиСтан и гибкий и живой. (Начинает тихо звучать музыка)Танец быстрый, голос звонкий,Грациозный и простой,С этой южной, с этой тонкойСтрекозиной красотой.И танцоры идут в ряд,Облитые красным светом,И гитары говорятВ такт трескучим кастаньетам.Испанский танецГиппиус: Изнемогаю от усталостиДуша изранена, в крови…Ужели нет над нами жалости,Ужель над нами нет любви.Мы исполняем волю строгую.Как тени, тихо, без следаНеумолимою дорогоюИдём - неведомо куда.Без рокота, без удивления,Мы делаем, что хочет Бог.Он создал нас для вдохновенияИ полюбить, создав, не смог.Мы падаем, толпа бессильная,Бессильно веря в чудеса,А сверху, как плита могильная,Слепые давят небеса.Из зала выходит Маяковский и обращается к сидящим на сцене.Маяковский: Пока вы выкипячиваете,рифмами пиликая,Из любвей и соловьёвкакое-то варево,Улица корчится безъязыкаяей нечем кричать иразговаривать.Выньте, гулящие,руки из брюк,Берите камень,Нож или бомбу,А если у которых нету рук –Пришёл чтоби бился лбом бы. Ведущий: Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны. На улицах пели:Смело, мы в бой пойдёмЗа власть Советов,И как один умрёмВ борьбе за это.Пауза, звучит «Реквием» Моцарта.Гиппиус(вставая): Умерла в дали от родины Зинаида ГиппиусГумилёв: Расстрелян Николай ГумилёвСеверянин: Умер на чужбине Игорь Северянин и Константин БальмонтЦветаева: Повесилась Марина Цветаева.Блок: Умер от нервного истощения Александр БлокАхматова: Муж расстрелян, сын - узник ГУЛАГа, сама подверглась гонениям Анна Ахматова.Мандельштам: Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам.Есенин: Повесился Сергей ЕсенинМаяковский: Застрелился Владимир Маяковский.Катя: Всё творчество этих замечательных поэтов было проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине, вот как писал Константин Бальмонт:Есть в русской природе усталая нежность,Безмолвная боль затаённой печали,Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,Холодная высь, уходящие дали.Сестра моя и мать! Жена моя Россия…Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.Мандельштам:Я от жизни смертельно усталНи чего от неё не приемлю,Но люблю мою бедную землюОт того, что другой не видал.Цветаева: Облака вокруг, купола вокруг,Надо всей Москвой, сколько хватит рук.И льётся аллилуйя в бескрайние поля,А в грудь тебя целует московская земля.Есенин: Если кликнет рать святая:Кинь ты Русь, живи в раю,Я скажу: не надо рая,Дайте родину мою. Ведущий: Евгений Евтушенко утверждал: « Поэт в России больше чем поэт, он отраженье века своего» Страшный и прекрасный 20-й век, подаривший нам сокровищницу серебряных поэтов.