Проект «Лучший двор» в рамках конкурса по озеленению и благоустройству территории «Украсим Беларусь цветами» в номинации «Цветочная скульптура»


Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Чаусы»
Проект «Лучший двор» в рамках конкурса по озеленению и благоустройству территории «Украсим Беларусь цветами» в номинации «Цветочная скульптура»
3136905359000
-65024011010500Автор: волонтерский отряд учащихся в возрасте 12-13 лет.
Руководитель: Скицунова Елена Александровна,
учитель начальных классов
Адрес: 213206 Могилевская обл., г. Чаусы, ул. Болдина, д.22,
тел. 8022-4222554
Чаусы, 2016
«Театр начинается с гардероба,
а школа со школьного двора, потому что двор –это лицо школы».
Обоснование актуальности реализуемой деятельности и ее социальной значимости
Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное.
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г. Чаусы» построена в 1967 году. Общая площадь школьной территории – 1 га. На школьной территории расположены спортивная и игровая площадки, цветочные клумбы, кустарники, деревья, школьный сад.
Учащиеся и педагоги нашей школы работают над развитием и улучшением ландшафта пришкольной территории. Начало работы положено летом 2011 года. Был создан объект «Поляна мечты», установлены цветочницы, оформлена альпийская горка.
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.
Цель проекта:
1.Привлечение учащихся к участию в трудовой деятельности.
2.Формирование экологически грамотного и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.
Задачи проекта:
1. Развивать наблюдательность и любознательность
2. Воспитывать умение видеть красоту природы
3. Развивать воображение и творческие способности
4. Воспитывать бережное отношение к природе
5. Прививать навыки экологически грамотного поведения
6. Воспитывать уважение к созидательной деятельности человека и негативное отношение разрушительной деятельности по отношению к природе.
Адресаты: учащиеся, волонтерский отряд учащихся ГУО «СШ №2 г. Чаусы» «Зеленый патруль» , организованный на летних каникулах.
Сроки реализации и критерии оценки эффективности

п/п Название этапа Цель Срок
выполнения
1. Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта. Апрель 2016г.
2 Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности Апрель 2016 г.
3. Практический Реализация проекта Апрель– сентябрь
4. Аналитико-коррекционный
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Май – сентябрь 2016 г.
5. Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития Сентябрь
План реализации проекта
Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, мы решили на практике реализовать свои планы. Наметили для себя программу действия.
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п Мероприятие Ответственный
1. Проведение анализа экологического состояния школьной территории Учителя биологии
2. Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» Классные руководители
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п Мероприятие Ответственный
1 Разработка коллективного проекта школьного двора:
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора Директор школы
287020019888835
План мероприятий практического этапа

п/п Мероприятие Ответственный
1 Приобретение семян и выращивание рассады Учителя школы
2 Акция «Чистый двор» по благоустройству школьного двора Классные руководители 5 – 11 классов
3 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур Учителя биологии, трудового обучения, классные руководители
4 Уход за посаженными цветочными культурами Учащиеся
5 Разбивка цветника
А) обработка почвы
Б) обрамление клумбы
В) проектирование расположения растений на клумбе с учетом подбора однолетних и многолетних растений
Г) посадка растений
Д) уход за клумбой Учителя биологии,
трудового обучения, учащиеся, работники школы
6 Оформление дорожки к альпийской горке Учителя биологии,
трудового обучения, учащиеся
7 Реконструкция альпийской горки (Приложение 1) Учителя биологии,
трудового обучения, учащиеся
8 Создание миксбордера из теневыносливых и хвойных растений вдоль дорожки при входе в школу (Приложение 2) Учителя биологии,
трудового обучения, учащиеся
9 Работа на школьной территории:
А) обработка почвы;
Б) высадка семян и рассады в грунт;
В) прополка, полив декоративных культур Группы сменного состава и трудовая бригада
10 Установка скамеек и цветочных вазонов (Приложение 4) Работники школы, учитель трудового обучения
Предполагаемые результаты, их социальная значимость

п/п Предполагаемый результат
1 Организация социально-значимой общественной деятельности школьников
2 Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию
3 Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры
4 Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения
5 Создание благоприятных условий жизни
6 Привитие трудовых навыков и навыков экологически грамотного поведения в повседневной жизни
Описание проекта
Вероятно, каждый из нас не раз задумывался, как обустроить его с наибольшей пользой для здоровья детей и взрослых.  Школа – наш общий дом. Мы хотели внести свой вклад в изменение ландшафта небольшого уголка нашей малой родины – школьного двора. Приложить знания, максимум фантазии и частицу своей души – и территория около школы станет ещё прекраснее. Необходимо продолжать разбивать клумбы, создавать оригинальные композиции, очищать территорию от опавшей листвы.
Требования, предъявляемые к ландшафтному дизайну школьного двора.
Растения не должны быть ядовитыми, колючими, с сильным запахом (чтобы не вызывать аллергию), не должны иметь ни каких плодов и ягод, чтобы дети не ели их зелёными.
Не должно быть много деревьев и кустарников, чтобы не затенять территорию.
Высаживая цветы на клумбы, следует помнить, что цвет по-разному действует на учащихся: зелёный, жёлтый, синий – успокаивает, красный – возбуждает. Цветы лучше использовать яркие, жизнерадостные, привлекательные. Желательно преобладание низкорослых сортов цветов. Рекомендуемый перечень растений: хоста, астильба, бересклет, гейхера, флокс шиловидный, чистец шерстистый, обриетта культурная, армерия приморская, безвременник прекрасный, живучка ползучая
Работа по оформлению школьного двора ведется поэтапно.
Осенью в рамках акции «Чистый двор» не только учащиеся, но и сами учителя, убирают территорию школьного двора от опавших листьев.

Обработкой и посадкой рассады цветочных культур занимались все учителя. Из фонда школы выделялись деньги на приобретение семян цветов и раздавались учителям, которые выращивали их в своих кабинетах.


Далее велась работа по разбивке цветника, обработке почвы, обрамлению клумбы, проектированию расположения растений на клумбе с учетом подбора однолетних и многолетних растений и наконец-то посадка растений. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить необычайное по своему великолепию, а также длительное цветение нашего двора. Каждый год цветники имеют различные композиционные решения и сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Красота мимолетна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе. Однако наши  насаждения хорошо спланированы и привлекательны на протяжении всего года и являются в полном смысле слова произведениями искусства. На протяжении всего периода практического этапа реализации проекта учащиеся, учителя и работники школы ухаживали за посаженными цветочными культурами
334264028575000249771326400
103775127009600

241306477000
26676359271000

Была проведена работа по реконструкция альпийской горки.-29210024701500
298132519240500ДО
ПОСЛЕ
647705461000
Были установлены скамейки, цветочные вазоны, а также клумбы собственного производства и произведена закладка тропинки из тротуарного камня.





348043511938000

Результаты проекта:
В процессе выполнения проекта достигнуты следующие результаты:
Формирование экологических знаний учащихся
Озеленение и благоустройство школьного двора
Реализация творческих находок способствует личностному росту каждого ученика;
Проявление фантазии, инициативы и трудолюбия у учащихся, учителей.
Создание интересных композиционных ансамблей.
Практическая значимость проекта:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.

Использованные ресурсы и литература:
Журнал «Ландшафтный дизайн»
Готовые схемы красивых цветников и клумб http://101dizain.ru/gotovye-sxemy-cvetnikov-i-klumb/Журнал «1000 советов» 2012-2013 гг.
Фотографии из личного архива.