Проектная деятельность как средство повышения мотивации, обучающихся на уроках химии.


Проектная деятельность как средство повышения мотивации, обучающихся на уроках химии.
Учитель химии ГБОУ КШИ
«Курганинский казачий кадетский корпус»
Свяцкая С.А.

На сегодняшний день необходимо учитывать новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы образования 21 века:
• адаптация детей к современной социокультурной среде;
• активизация использования образовательных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся.
Современная жизнь подразумевает наличие у человека определенного багажа химических познаний и навыков обращения с некоторыми химическими веществами. Современный школьный круговорот привлечет внимание учеников к предмету, если он его заинтересует и будет давать ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Современному школьнику не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому на современном уроке одной из основополагающих целей должен быть ответ на вопрос: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?».
Помогут построить урок именно таким образом передовые педагогические идеи, собранные в современных образовательных технологиях. Поэтому ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в повышении мотивации к изучению химии через использование современных передовых идей, проверенных на деле и имеющих большой потенциал.
Так, в своей работе я использую следующие современные образовательные технологии:
Информационные технологии, которые на уроках химии я использую в следующих вариантах: 
Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке таблицы, рисунки, портреты ученых химиков, видеофрагменты, диаграммы.
Кроме мультимедийных презентаций на уроках показываю флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть тот или иной процесс, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках химии в 8 классах, когда учащимся необходимо привить интерес к предмету.
Следующий вид информационных технологий это мультимедийные уроки. Я располагаю достаточно большой базой интерактивных уроков по всем темам и разделам химии. Такие уроки удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать схемы превращений химических реакций; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками виды реакций и т.д. 
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я работаю с различного рода тестами и тренажерами. Это могут быть как тесты, составленные мной в программах Word или Power Point, или готовые варианты онлайн-тестов, которых много сейчас в сети Интернет. В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения. В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ по химии, например, ресурс «Решу ЕГЭ». Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ.
Технология критического мышления.
Цель технологии: развитие мыслительных навыков воспитанников, необходимых не только при изучении химии, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что кадеты учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность.
Три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.
Мы с ребятами 9 «Б» разрабатываем портфолио по химии тематического характера. Например, портфолио по курсу “Химическое загрязнение окружающей среды”. Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течение учебного года. Внешне портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся.
На выставках портфолио, учащиеся также представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности.
Предлагая учащимся собрать папку творческих работ по химии я, как учитель преследую следующие цели:
Развивать интерес к изучаемому предмету.
Реализовать потребность в самовыражении и развитии ребенка.
Развить креативность личности ученика.
Научить планировать, ценить и критически оценивать свой труд учеником.
Закрепить навыки мыслительных операций.
Отработать навыки оформления различных творческих работ.
Отследить динамику выработки навыков учебных, креативных, критичных.
Реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.
Технология дифференцированного обучения.
Составляю разноуровневые дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология проектного обучения. 
Смысл использования данной технологии вижу в организации исследовательской деятельности. А самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
В этом году ребята начали проект “Удивительное вещество и его свойства”
Нам (ученику и мне) надо было решить, будет ли он один выполнять свой мини-проект или в паре. Это важное решение, которое способствует формированию у ученика самостоятельности и серьезности. Второй шаг сделан. На выполнение мини-проекта учащемуся предлагается одна-две недели. Это является обязательным условием проектной деятельности. Работы формируются в папку. Каждый файл - отдельный структурный блок в теме. “Начинка для файла” – обычный лист бумаги А4, на котором ученики помещают информацию, необходимую с их точки зрения для раскрытия структурного блока темы. Ученику предлагается выбрать 5 обязательных структурных блоков мини-проекта, а один, из шести, придумать свой.
Обязательные структурные блоки проекта:
1. химические формулы, названия веществ;
2. химическая посуда;
3. химические опыты;
4. история вопроса;
5. связь с жизненными аспектами;
6. занимательная часть.
При оформлении “начинки карманов” ученик должен руководствоваться следующими требования:
- химическая грамотность;
- наличие химических формул, названий, фотографий, дат;
- яркость материала;  
- хорошая видимость материала;
- доступность материала для понимания.
Наступает момент презентации продукта мини-проекта! После презентации учащиеся оценивают выполненный проект, а также могут посмотреть и изучить предложенную информацию, сравнить свои творческие способности, а может и подстегнуть себя на выполнение подобного задания.
Ребята разработали и защитили проекты:
«Вклад ученых химиков в дело Победы», посвященный 70- летию Победы.
«Суд над кислородом»;
«Витамины»
«Мыло и человек»
Гуманистический смысл проектного обучениясостоит в развитии творческого потенциала учащихся различныхуровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.
На вопрос: «Почему учащиеся выбрали проект по химии?» получены следующие ответы:
этот предмет - один из самых трудных, но интересный - 47%;
заинтересовала тема проекта по химии - 35%;
-лучше ничего не было-6%;
захотелось преодолеть трудности - 3%;
другое - 9%.
Широко применяю технологию учебно-игровой деятельности: дидактические, ролевые игры. Особенно в среднем звене. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики. 5 апреля 2015 года между учащимися 8 –х классов прошла игра «Своя игра» на знание кадетами химических элементов и их классификации, ребята участвовали активно, показав хорошие знания.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов работ, тестов, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
-49530685800На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Кроме того, учащиеся любого возраста любят загадки, шарады, ребусы, кроссворды, сказки, творческие задания. Например, при изучении новой темы часто провожу спортивный диктант (скорость реакции), где по формуле нужно назвать класс химического соединения.
Использование образовательных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения воспитанников корпуса по химии и приводит к целому ряду положительных следствий: 
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; 
возбуждает живой интерес к предмету познания; 
расширяет общий кругозор детей; 
возрастает уровень использования наглядности на уроке; повышение интереса к изучению химии и успеваемости; 
идет более полное усвоение теоретического материала; 
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; 
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. 
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. 
При 100% успеваемости качество знаний, обучающихся по химии за последний год возросло с 69% до 75%.