Технологическая карта урока истории в 9 классе Кризис империи или русско-японская война


















Урок истории в 9 классе
«КРИЗИС ИМПЕРИИ И РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА»


















Выполнила:
учитель истории и обществознания
МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»
Конышева Е. Д.













2016 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет ИСТОРИЯ. 9 класс

ФИО учителя
Конышева Елена Дмитриевна

Предмет
История России

Класс
9

Номер урока
Третий урок в главе «Россия на рубеже XIX –XX веков»

Урочная/не-урочная форма
Урок открытия нового знания; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа


Тема
«Кризис империи и русско-японская война»

Цель
Подвести учащихся к пониманию особенностей внешней политики России начала XX века. Сформировать представление о русско-японской войне как об одной из самых печальных страниц отечественной истории,  продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, карикатурами, совершенствовать навыки анализа исторических материалов. Продолжить развитие интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Прививать любовь и уважение к истории своей страны.


По таксономии Б. Блума:
Знание: ученик в конце урока может дать характеристику русско-японской войны по алгоритму: даты, причины, основные события, итоги, причины поражения.
Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в учебный мини-проект «Русско-японская война», обсуждать в группе поставленные задания, делать выводы об особенностях внешней политики России в начале XX века, сравнивать готовность к войне России и Японии.
Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников необходимую информацию, систематизировать её.
Анализ: ученик в конце урока может на конкретных примерах называть направления внешней политики России в начале XX века, цели и причины неудачной для России войны, апеллировать фактами, сравнивать соотношение сил русской и японской армий.
Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работы в группе.
Творчество: ученики представляют изученный материал в виде группового проекта по теме «Русско-японская война».

Задачи
Образовательные:
Охарактеризовать события, предшествовавшие началу русско-японской войны и особенности внешней политики России.
Определить причины, цели, характер и итоги русско-японской войны.
Выделить причины поражения в войне.
Развивающие:
Развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
Развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией.
Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, а также речевые умения.


Воспитательные:
Формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
Овладевать формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства истинного патриотизма на примерах героизма россиян в русско-японской войне.

Социализации:
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассмотрение исторических процессов в развитии, определяя их причины, особенности и результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:
Международную ситуацию, сложившуюся накануне война. Направления внешней политики России в начале XX века и методы достижения внешнеполитических целей. Начало и ход русско-японской  войны.  Основные события войны и её итоги. Причины поражения России.

Основные  понятия:  экспансия,  война,  «крейсер», КВЖД.

Личностные: (личностные УУД)
- формирование положительной мотивации к обучению, понимание важности получения образования;
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные: (познавательные)
- уметь находить нужную информацию в различных источниках и грамотно представлять имеющуюся информацию;
- уметь участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.

Компетенции
Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная

Образовательная технология
Метод проектов, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, АМО-технологии.

Источники информации
Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962.
Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905гг. Действия на море.- М., 2003.
Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХХ век. - М., 1996.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХХ.- М., 2005.
Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904-1905гг.- М., 1952.
Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов.-М., 2000.
Федоров В.А. История России.1861-1917.- М., 2012.
Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002.
Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/
http://www.studentu.ru
http://zvezda.org.ru/ http://www.youtube.com/watch
Компьютерные обучающие средства:
Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.


Ресурсы (оснащение)
§4 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.);
карта «Русско-японская война»;
атласы «История России XX века»;
карикатура «Раздел Китая»;
видеосюжет «Внешняя политика в начале XX века»;
презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
план-памятка «Характеристика войны»;
раздаточный материал;
заготовка - алгоритм для оформления учебного мини-проекта (используется по усмотрению учащихся).


ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат

I этап: Начало образовательного мероприятия

Организационный момент (2 мин.)

формирование групп, выработка чувства команды.
(Учащиеся стоят в два ряда)
– Ребята, слева от меня группа №1, справа №2. Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Группа №1, поприветствуйте своих товарищей напротив воздушным поцелуем.
А теперь группу №2 я попрошу помахать в ответ рукой. А теперь разотрите ладошки так, чтобы они стали горячими и пожмите руку вашим оппонентам. Чья рука оказалась горячее? Вот так вы передали часть своей энергии друг другу.
Ученики формируют группу, группы рассаживаются  по рабочим местам.
УУД:
- Познавательные:
Уметь найти (услышать) необходимую информацию 
- Коммуникативные: умение договариваться, находить общий язык
Компетенции:
- Информационная: учащиеся обмениваются информацией
- Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.
- Коммуникативная: взаимодействие с учителем, одноклассниками.


Формирование групп.















Включение в учебный процесс

Постановка цели и задач урока (6 мин.)

формулировка темы и цели урока
Прием «Кинолента»
учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент «Внешняя политика России накануне русско-японской войны»
О чём мы сегодня будем с вами говорить?
Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить об осуществлении Азиатского направления внешней политики России в начале XX века, а если быть точнее – о русско-японской войне.
Какие бы задачи вы себе поставили на урок?


Учащиеся смотрят видеофрагмент, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь.











Учащиеся формулируют задачи самостоятельно.
УУД:
- Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.
- Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.
- Личностные: определение своей позиции к заданной теме урока.

























Формулировка учащимися темы и цели урока.
Появление цели урока.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать.

II этап: Работа над темой урока

Проработка содержания темы урока (20 мин.)

получение новых знаний, концентрация внимания учащихся.
- У нас сегодня необычный урок, вы сегодня примерите на себя роль «Исследователя».
Учащиеся, разделённые на две группы, самостоятельно изучают новый материал, привлекая различные ресурсы: документальные источники, учебник, карту, карикатуру, Интернет.
Работа в группах по алгоритму:
1.Рассмотреть карикатуру и ответить на поставленные к ней вопросы (группа работает коллективно, выдвигаются разные версии, из которых выбираются наиболее верные).
2.Поработать с различными источниками и собрать необходимый материал по теме урока, объяснить новые понятия (спикер группы распределяет обязанности).
3.Обсуждение и систематизация материала, оформление мини-проекта, подготовка к его защите.
4.Защита проектных работ.




Ответы учащихся сводятся к следующему:
император Германии, Вильгельм II (2), спорит с королевой Великобритании Викторией (2) о куске «пирога», вонзив при этом кинжал в знак своих агрессивных намерений; российский император Николай II (3) присматривает для себя особый кусок; Марианна (4), олицетворяющая Францию, вроде бы не участвует в разделе, но у неё союз с Россией, они изображены рядом. Японский император Мэйдзи (5) глубоко задумался: какие куски ему следует взять Позади всех изображен представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы всех остановить – но безуспешно

Могут быть и такие ответы: «особый кусок пирога» – это особая часть Китая, Ляодунский полуостров. Побережье его не замерзает. России очень важно иметь свою крепость именно здесь, чтобы укрепиться на Тихом океанеЕвропейские державы не желали укрепления позиций России и искали своей выгоды.

Слабый феодальный Китай сильные державы давно рвали на части. В конце XIX – начале XX в. интересы России и Японии сталкиваются и в Корее, которую Япония хотела превратить в свою колонию. Россия вытесняет с Ляодунского полуострова арендаторов-японцев и арендует его сама на двадцать пять лет. Начинается строительство города-крепости Порт-Артура. Кроме того, Россия строит КВЖД, которая сократит путь к русскому Дальнему Востоку.
Вывод делают дети самостоятельно:
2 задачи внешней политики Николая II: недопущение конфликтов в Европе и реализация большой азиатской программы – определили характер внешней политики России.

- Познавательные:
знание ключевых исторических понятий по теме урока, представление о направлениях внешней политики России того периода.
- Личностные: формирование собственной позиции по отношению к русско-японской войне.
- Знаково-символические: составление мини-проекта, состоящего из различных блоков
- Регулятивные:
организация учащимися своей учебной деятельности




























Проверка правильности составления проекта консультирование в случае необходимости.
Получение обучающимися новых знаний.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта.
Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых группах.

Физминутка (2 мин)

уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к дальнейшей работе.
Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить разминку,
прием «Тряпичная кукла»:
«Все встаньте, ноги вместе, руки «по швам», полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (показ позы).
А теперь наклонитесь вперед, ноги на ширине плеч, слегка согните колени и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом... (10 секунд).
Теперь опять тряпичной куклой...

все учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.
УУД:
- Коммуникативные
уметь слушать и понимать друг друга, быть внимательным

Восстановление тонуса для дальнейшей работы.

Представление полученных результатов деятельности (6 мин.)

формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на заданную тему.
Защита творческого мини-проекта «Русско-японская война».



По завершению работы каждая группа в лице одного или нескольких представителей должна выступить с защитой своего проекта.


Группа-оппонент после завершения защиты может в случае необходимости задать вопросы.















Учащиеся, представители от каждой группы, у доски осуществляют защиту своего проекта.

При защите проектов учащиеся делают вывод:

Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века.
Япония в конце19 века встала на путь преобразований, в стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии.
Война носила захватнический характер. Каждая страна
стремилась завоевать прочные позиции
на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовиться к войне.

Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией. Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией.

27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века.
Итоги войны для России
уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;
большие людские потери;
позор от проигранных сражений;
крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке;
потеря полуострова Сахалин
революция.

УУД:
- Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)
- Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе команды.
- Коммуникативные:
умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
- Регулятивные:
организация учащимся своей учебной деятельности
Критерии оценивания:
- правильно классифицированы глобальные проблемы – 1 балл;
- отмечены особенности проблем – 1 балл;
- выделены причины их появления – 1 балл;
- определены возможные пути решения глобальных
проблем – 1 балл;
- публичная защита – 1 балл.

Развитие умения выступать перед аудиторией, отстаивать свои позиции

III этап: Завершение образовательного мероприятия

Рефлексия. Подведение итогов (4 мин.)

проверка усвоения учащимися учебного материала.













Заполнение листа оценивания работы на уроках

«Рефлексивный кубик»
Наш урок подошёл  к концу, и я хочу, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу ...




учитель, спикеры группы и учащиеся проводят оценивание работы на уроке

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.














Активное самооценивание своей деятельности

УУД:
- Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала
Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет.
Самооценка ученика
Проверка усвоения учащимися учебного материала.
Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Домашнее задание:

Вариативный выбор домашнего задания
На выбор: подобрать информацию о героях русско-японской войны;
ученики представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Русско-японская война: примеры чести, доблести и мужества» или коллективного проекта по теме «Герои Русско-японской войны».
Учащиеся записывают домашнее задание.






Приложение №1

Лист оценивания работы группы №1____________________________(Ф.И. спикера группы)

Ф.И. учащегося
Сомооценка за урок
Оценка спикера группы
Оценка учителя
Средний балл

1.





2.





3.





4.





5.





6.






Приложение №2
Причины и характер Русско-японской войны

«Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чистое русское дело... путь к океану - Тихому и Великому, к равновесию центробежной силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана».
«Русская территориальная политика, в достижении естественности и законченности границ, началась с Рюриковых времен и до сих пор не закончена. Со времен укрепления России на Уссури и Сахалине наши границы на Тихом океане можно было считать очень близкими к завершенности, так как им недоставало только некоторого поправления по правому берегу Амура и некоторых станций, обеспечивающих свободное сообщение Амурского края и Сахалина с Океаном и морской путь из Европейской России к русским Тихоокеанским прибрежьям. Из статьи Д.И. Менделеева.


«Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для России Маньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять и Тибет. Хочет взять и Персию, захватить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; он все же думает, что он прав, что лучше нас понимает славы и пользы России».
Из книги Л.А. Тихомирова «Монархическая государственность» (1904 г.)

«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов разразилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобилизация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состоявшиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.
Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические последствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секретаря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весьма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом переговоров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнился и предпринял попытку предотвратить войну...
А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).

Вопросы и задания к источнику:
1. Назовите причины Русско-японской войны.
2.Сформулируйте два основных взгляда русского общества на причины войны.
3.Какие цели преследовала Россия в этой войне? Можно ли сказать, что с ее стороны война была справедливой?
4.Почему Россия не могла или не хотела удовлетворить требования, изложенные в ноте японского правительства?
5.Какой характер носила война со стороны Японии? Объясните свою точку зрения.

Приложение №3
Военное оснащение стран накануне войны.
«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию со 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия... Сухопутные войска насчитывали около 100 тысяч человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца».
Очерки дипломатической истории Русско-японской войны. М., 1955

«Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 годах создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца 1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было 484 орудия. А всего в артиллерийском парке Японии было 1032 скорострельных орудий. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций...»
Всемирная история сражений. М., 2000

«В то же время, как японцы имели сотни тайных и явных агентов на Дальнем Востоке, изучающих наши сухопутные и морские силы, мы доверяли сбор сведений о военных силах и средствах Японии одним офицерам Генерального штаба. К сожалению, и выбор этих офицеров не был удачен».
Из записок генерала А.Н. Куропаткина.
Вопросы и задания
- Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке?
- С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?
- В чем состояли преимущества японской армии? Как можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?
- В чем заключались ошибки и просчеты русского командования при организации разведки и оценке японского вооружения?
Дополнительная информация
Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке

К 1 января 1894 г.
К 1 января 1904 г.

Россия

Офицеры - 1118
Солдаты -32 716
Офицеры - 3249
Солдаты -94586

Всего кораблей -63; общий тоннаж - 190 тыс. тонн

Япония

Офицеры - 2476
Солдаты -58446
Офицеры - 8082
Солдаты -142663

Всего кораблей - 80; общий тоннаж - 260 тыс. тонн


Приложение №4
Учащиеся заполняют таблицу по учебнику «История России. XX век», работают с картой «Русско-японская война» в учебнике (или атласе) и составляют хронологическую таблицу.

Приложение №5

Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны
После Цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.
Вопросы
Какие внутренние события подталкивали Россию к заключению мира? Какая связь существовала между ними?
Что заставляло Японию согласиться на подписание мирного договора?
Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Могла ли она победить и при каких условиях?
27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в.
Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.
(извлечение)
Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова... возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <... >
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>

Рисунок 315