Состав слова. 6 класс. Урок русского языка (по Блуму).



На муравьиной тропе
Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.
1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.
2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?
3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?

II этап
Проверим наши знания?
Где живут муравьи?
Как живут муравьи?
Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента.
Верное/неверное утверждение
Муравьи выделяют специальные
химические вещества. Муравьи не чувствуют запахов.
Усики нужны муравьям для слуха.
Муравьи живут не дружно
III этап
Применение
Отметьте усики-антенны у муравья.

Эта рисунок показывается при проверке
IV этап
Анализ
1. Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко?
2. Зачем на бумагу насыпают землю?
3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?
V этап
Синтез
1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами. Муравьи ...................... живут в муравейнике.
Когда один муравей находит пищу, он .......................................... к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести................................................... Для этого ............................ муравейник. Тебе также будут необходимы ............................ материалы: лист ........................., маленький .................... яблока, ............................... земли.
1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к ................... в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв ............................. яблоко. Они все будут .......................................... по одной дорожке.
2. Передвинь .................................... Последуют ли муравьи за ...............?
3. Теперь ........................ на бумагу землю, чтобы ........................... дорожку. Муравьи некоторое время будут ...................................... вокруг. Прокладывают ли они ......................................................... дорожку?  
Дополнительно
1.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?
(Как только муравей находит какую-либо пищу, он выделяет специальные химические вещества, которые оставляют след с запахом. Другие муравьи из муравейника чувствуют этот запах при помощи своих усиков-антенн).
VI этап
Оценка
Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана?
Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?
Следующие задания предлагаются уже по грамматическим темам. Я проходила тему «Состав слова» в 6 казахском классе
Выполните грамматические задания:
1) Чтобы понять, как образуется слово в русском языке, надо знать, ...............................................
На какие части делится слово?
Части слова
Приставка корень суффикс окончание
основа слова
Окончание выделяется при изменении слова
2) Что обозначает окончание у разных частей речи?
существительного
у имени род, число, падеж
прилагательного


в настоящем и будущем времени: лицо и число
у глагола
в прошедшем времени: род и число
3)Выделите окончания слов и определите, что они обозначают
Муравьи
в муравейнике
находит
остальных
эксперимент
Тебе
будут необходимы
горсть