Конспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» г.Белгорода












Номинация
«Методические разработки в области формирования надпрофессиональных компетенций»
Тема «Приемы формирования системного мышления»

Конспект
интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе
по повести М. Твена
«Приключения Тома Сойера»












Разработала: Тучкова О.В.,
директор МБОУ СОШ №36 г.Белгорода
(Белгородская обл., г.Белгород)













г.Белгород, 2017 Интегрированный урок литературы и английского языка
в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Цели урока:
- совершенствование умения говорить по теме в монологической и диалогической речи, совершенствование умения аудирования;
- развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивать умение выражать законченную мысль;
- воспитывать умение работать в группах, воспитание нравственных качеств человека.

Оборудование: медиапроектор и презентация, тексты повести, цилиндр, аудиозапись, музыкальный файл.

Ход урока:
Предмет
Дидактическая задача
Деятельность учителя и обучающихся
Методическое обеспечение

Литература
Подготовка учащихся к работе на уроке
Здравствуйте! Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги. К концу урока вы можете получить сразу 2 оценки: по литературе и по английскому языку. А с каким настроением вы пришли на урок? Надеемся, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.


Англ.яз.

Hello! Glad to see you! Sit down, please. As you know, we have read an interesting and funny book “The Adventures of Tom Sawyer”. It was written by Mark Twain. Our lesson is devoted to Mark Twain, a famous American writer. But today we have an unusual lesson. We have Literature and English together. Are you ready for the lesson?


Англ.яз.
Целеполагание
А для того чтобы составлять сообщения мы сегодня будем продолжать учиться использовать ранее изученную лексику по теме «Средства общения» в устной и письменной речи
-

Литература
Целеполагание
Чтобы мы могли поддерживать беседу, знать лексику мало, необходимо быть знакомым с предметом разговора, и в этом нам поможет знакомство с текстом книги


Литература
Постановка темы урока
Темой нашего урока сегодня будет «Изучение заключительных глав повести М.Твена «Приключения Тома Сойера»


Литература
Актуализация опорных знаний
Итак, с чего мы обычно начинаем разговор о книге? (с биографии писателя). Что мы знаем о Марке Твене?


Англ.яз.

Давайте представим, что к нам в гости пожаловал сам М. Твен. Какие вопросы вы задали бы знаменитому писателю?
(Из ребят по желанию выбирается М. Твен, ему на голову надевается цилиндр. Он общается с ребятами на английском языке).
- Meet Mark Twain.
- Nice to meet you! How are you?
- What is you real name and surname?
- Are you from America?
- What is your nationality?
- How old are you?
- What is your profession?
- What professio
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Цилиндр

Литература
Работа по содержанию книги
- А теперь обратимся к самой главной книге М. Твена, которая принесла ему мировую славу. Книге, возраст которой >100 лет. Не одно поколение мальчишек и девчонок с удовольствием знакомились с приключениями Тома Сойера и его друзей. Наверняка, ваши мамы и папы, а может быть, и бабушки и дедушки, читали эту книгу в детстве. Вспомним и мы некоторые эпизоды из повести.
Книги с текстом

Англ.яз.
Первичное закрепление
Задание: Рассказать об эпизоде покраски забора Томом Сойером или пересказать этот эпизод
- И вновь будет звучать язык героев книги.
- Listen to the text. Try to guess and answer my questions.
(Аудирование текста).
Аудиозапись


Физкульт-минутка
- А теперь немного разомнемся. Конкурс «Маска, я тебя знаю!
·»
(демонстрация поведения главных героев – отгадывают героя, если угадали - повторяют движения за ведущим)
Музыкальное сопровождение

Литература
Блиц-опрос
- Молодцы! Вы угадали, кто скрывается под маской. Но насколько вы внимательны к слову писателя?
1. Что Том ненавидел от всей души? (Воскресную школу).
2. Лучшее средство сводить бородавки? (дохлая кошка)
3. Что извлекла тетя Полли из-под кровати? (кошку).
4. Какую пословицу сказала тетя Полли? (старую собаку не выучишь новым фокусам).
5. Какой ниткой был зашит воротник Тома в начале и потом? (белой – черной).


Англ.яз.
Сценка
- Так какой же он, Том Сойер?
- Дайте определение главной, на ваш взгляд, черты Тома.
(веселый, остроумный, смелый и т.д.)
- Характеристика Тома получилась хорошая, но не полная. Давайте вспомним, как началось наше знакомство с Томом.
Сценка: «Первая встреча с Томом» (по гл. 1) на английском языке
- О чем эта сценка? Каким вы увидели Тома в этом эпизоде? (хитрый, находчивый, неунывающий и т.д.)
- Что же еще нас привлекает в Томе?


Литература
Групповая работа
1. Докажите, что Том – веселый, жизнерадостный мальчишка, который не выносит скуки.
2. Докажите, что Том – большой фантазер и изобретатель.
3. Докажите, что Том находчив и смел.
(По рядам. Каждая из групп составляет небольшой рассказ с обязательным использованием цитат из текста повести по одному из тезисов)
Карточки с заданиями

Литература
Работа в парах
- Итак, мы создали с вами вместе очень привлекательный образ Тома. Но, как сказал Ларош Фуко, «люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи». Сейчас, работая в парах, ответьте друг другу на следующий вопрос (первый вариант отвечает на первый вопрос, второй вариант – на второй):
- А какие поступки Тома не заслуживают одобрения? (побег из дома, обман тети (гл. 18)).
- Почему Том почувствовал себя негодяем? (его замучила совесть).
Совесть – самый строгий судья для человека. «Незваная гостья, которую нельзя прогнать», - говорит о ней Том. Итак, оцените своего партнера за ответ на его вопрос.
Выставляют оценки в листок само- и взаимооценивания

Литература





Англ.яз

Подведение итогов
- А сейчас давайте подведем итоги.
- Хорошая книга – это книга, которая чему-то научит.
- Чему научила вас книга о Томе Сойере?
- Какое чувство вы испытали, когда закончили читать книгу? Почему? Какое появилось желание? (было жаль расставаться с Томом, захотелось прочитать другие книги и т.п.).
- Какие пословицы, поговорки вспоминаются после прочтения книги М. Твена?
(Выбрать из предложенных на экране пословиц на английском языке подходящие, объяснить их смысл).
- Where there’s a will, there’s a way.
- While there is life, there is hope.
- All is well, that ends well.
- You know a man by his friends.








Презентация

Англ.яз



Литература
Домашнее задание, выставление отметок
Последняя встреча с повестью будет дома.
1. Прочитать отрывок из книги М. Твена на английском языке или дать характеристику Тому Сойеру на английском языке.
2. Устное сочинение на одну из тем: «Чему я научился у Тома Сойера?», «Как мы с Томом однажды».
Сейчас снова взгляните на листок само- и взаимооценивания, и поставьте туда оценку за свою работу на уроке по литературе и по англ. языку. Посмотрите на все оценки и скажите, какую общую оценку вы сегодня заработали, а я скажу, согласна ли я с ней.
Карточки с инд. заданиями




Листок само- и взаимооценивания


Рефлексия
- Наш урок подошел к концу. Вы большие умницы, мне было очень приятно с вами работать! С каким настроением вы уходите с урока?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Хотелось бы вам провести еще такой урок?
- Спасибо. До свиданья.



15